Права природы в исламе

Отношение к природе в исламе

В Коране говорится, что природа сотворена Всевышним и ее уничтожение противоречит его законам.

«Он – Тот, Кто ниспослал с неба воду. Посредством нее Мы взрастили растения всех видов. Мы выводим из них зеленые травы, а из них – расположенные одно на другом зерна. На пальмах из завязей вырастают свисающие низко гроздья. Мы взращиваем виноградники, оливки и гранаты, которые имеют сходства и различия. Взгляните на их плоды, когда они появляются и когда созревают. Воистину, в этом – знамения для людей верующих» (Коран, 6:99)
«Не распространяйте нечестия на земле после того, как она приведена в порядок»

«А когда уходит, то начинает бродить по земле, вредя, уничтожая посевы и потомство (людей и животных). Но Аллах не любит, когда вредят». (Коран 2:205)

С одной стороны Всевышний дал человеку право использовать дары природы, но с другой предписал соблюдать во всем умеренность. Одним из условий этого является осознание человеком своего положения в мире Божественных творений. Постижение законов мироздания неотделимо от созерцания окружающей человека среды.

Если в прошлом воздействие человека на природу было минимальным и ему зачастую приходилось бороться с жесткими природными условиями за выживание, то в настоящем развитие технологий стало оказывать обратный эффект на окружающую среду, которая все больше и больше страдает от деятельности людей.

Ислам рассматривает природу как источник всего жизненно необходимого для человека, но сам человек должен заботиться о ее восстановлении и развитии.

Важный момент, который должен осознать истинный мусульманин, что он не имеет права уничтожить мир, который не он создал.

В исламе также определены права животных и гуманное обращение с ними.

Читайте также:  Государственных природных заказника приазовский

В Коране проводится прямая аналогия между человеческим сообществом и животным миром: «Все животные на земле и птицы, летающие на двух крыльях, всего лишь подобные вам сообщества. Мы ничего не упустили в [Хранимой] книге. А потом они будут собраны к своему Господу». (Коран6:38)

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, учил, как человек должен обходиться с другими творениями Аллаха, живущими на этой земле: милосердие по отношению к животным также считается богоугодным делом и заслуживает вознаграждения Всевышнего.

Исламское законодательство (шариат) содержит установления о нормах обращения с животными, которыми владеет человек. Так, например, запрещается перегружать вьючных животных сверх меры. Благодеяние по отношению к животным – своевременное их кормление и поение, надлежащий уход и обращение при использовании.

В этой связи многие богословы приводят хадис о женщине аморального поведения, грехи которой были прощены, когда она напоила умирающую от жажды собаку.

Даже животное, предназначенное для забоя не должно подвергаться мучениям, его нельзя свежевать живьем и калечить. При забое должен использоваться острый нож, чтобы минимизировать его страдания.

В целом –природная среда для мусульманина –это и благодеяние Всевышнего, который создал ее для комфортного обитания на Земле, и Его знамение, которое как нельзя лучше отражает Его мудрость.

Информационное агенство IslamNews.Ru

Источник

Сохранность природы – аманат, возложенный на наместников Аллаха

Сохранность природы – аманат, возложенный на наместников Аллаха

Природа и все её богатства, включая леса, водоёмы, воздух, землю и небо, – всё это аманат Аллаха Табарака ва Тагаля. Поэтому бережное отношение к окружающей среде – священная обязанность каждого. Всевышний Господь говорит в Благородном Коране:

هُوَ الَّذِي خَلَقَ لَكُم مَّا فِي الْأَرْضِ جَمِيعًا ثُمَّ اسْتَوَىٰ إِلَى السَّمَاءِ فَسَوَّاهُنَّ سَبْعَ سَمَاوَاتٍ ۚ وَهُوَ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمٌ ﴿٢٩﴾ وَإِذْ قَالَ رَبُّكَ لِلْمَلَائِكَةِ إِنِّي جَاعِلٌ فِي الْأَرْضِ خَلِيفَةً ۖ قَالُوا أَتَجْعَلُ فِيهَا مَن يُفْسِدُ فِيهَا وَيَسْفِكُ الدِّمَاءَ وَنَحْنُ نُسَبِّحُ بِحَمْدِكَ وَنُقَدِّسُ لَكَ ۖ قَالَ إِنِّي أَعْلَمُ مَا لَا تَعْلَمُونَ ﴿٣٠﴾

«Он – Тот, Кто создал для вас все, что на земле [так, чтобы вы могли пользоваться этим], а затем Он приступил к [созданию] неба и придал ему форму семи небес [наилучшим образом]. [Потому что] Он – Всезнающий.
И вот сказал твой Господь ангелам: «Я поставлю на земле [Адама, отца рода человеческого, как] наместника». Они сказали [не для того, чтобы возразить, а с целью познать мудрость этого решения Всевышнего]: «Неужели Ты установишь там того, кто будет сеять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и чтим Твою святость [свидетельствуя, что Ты пречист от любых недостатков]?» Он [Всевышний Аллах] ответил: «Поистине, Я знаю то, чего вы не знаете» (Аль-Бакара, 29-30).

إنْ قامَتِ السَّاعةُ وفي يدِ أحدِكُم فَسيلةً فإنِ استَطاعَ أن لا تَقومَ حتَّى يغرِسَها فلْيغرِسْها

«Если Судный день будет на подходе, а в руке кого-то из вас будет саженец, то пусть он посадит его, если ему это удастся» (Ахмад, 12902). Сохранность природы – аманат, возложенный на наместников АллахаНет сомнения в том, что истинный смысл этого хадиса – призыв к совершению благих дел. Иными словами, пока солнце не взойдет с запада, а наша душа не подступит к горлу, мы должны стараться совершить как можно больше благих дел. В то же время и прямой перевод этого хадиса не менее прекрасен, ведь посадить дерево, поистине, один из самых благих поступков. Аллах Субханаху ва Тагаля дарует нам множество природных богатств, которыми мы вольны пользоваться себе во благо. Воздух, которым мы дышим, питьевая вода, съедобные растения – всё это вокруг нас. Но если на то не будет воли Аллаха Субханаху ва Тагаля, мы не сможем взять в рот и кусочек из этого, ни глоточка. Есть те, кто с трудом заглатывает даже глоток воды, даже маленький кусок пищи. Всё это – предупреждение для нас. Важно знать: Что по исламу может считаться садака? Сохранность природы – аманат, возложенный на наместников АллахаИ даже если нам удастся посадить то дерево, то это благой и поощряемый поступок, согласно нашему намерению. Возможно, это дерево будет способствовать очищению воздуха. Если дерево является плодоносящим, вам будет награда за то, что люди, животные и птицы смогут вкушать их плоды. Пройдут года, дерево разрастется, и в знойные жаркие летние дни путники смогут отдохнуть в его тени. Возможно, нас к тому времени давно не будет в живых. Но, иншаАллах, это дерево станет садакатуль-джария, за которое мы будем получать награду даже после своей смерти, пока оно будет приносить пользу творениям, живущим на земле. Правда ли, что за хорошее отношение к животным человеку прощаются грехи? Потому было бы прекрасно, если бы мы бережнее относились к природе. Когда же мы невнимательны к окружающему нас миру, тогда на нас ложится грех нарушения аманата. Ведь Посланник Аллаха ﷺ призывал нас беречь и заботиться о природе всегда и везде, запрещая любой урон даже во время сражений. Сохранность природы – аманат, возложенный на наместников АллахаПо отношению к экологии и сохранности живой природы мы ведем себя как настоящие варвары. Ведь мы сами живем на этой планете, едим то, что на ней растет, при этом, сами же расточительствуем. В другом хадисе Посланника Аллаха ﷺ говорится: «Любое расточительство – харам». Как только теплеет, мы тут же спешим на природу, отдохнуть и расслабиться, при этом оставляем после себя горы мусора. Мы и бровью не поведем, тут же срубим молодое деревцо, которому еще расти и расти, для своего костра. А потом жалуемся, ищем виноватых, что лесов всё меньше, всё реже. Мы не сажаем новые деревья и саженцы и даже не бережем то, что уже растет. Слава Всевышнему Аллаху, что в деревнях еще сохраняются сады, а ведь в черте города насаждений с каждым годом всё меньше. Сохранность природы – аманат, возложенный на наместников АллахаЛюди не стесняются ломать и уничтожать деревья и кустарники, которые специально высаживают в парках. Ведь так поступают не дикие животные, а люди – наместники Аллаха на земле. Хотя Посланник Аллаха ﷺ запрещал без необходимости срывать с дерева даже листья. Потому мы искренне призываем каждого воспитывать в детях бережное и уважительное отношение к природе, чтобы они с детства привыкали к тому, чтобы не ломать деревья, не издеваться над животными, не загрязнять водоемы и не оставлять после себя мусор. Нам же следует всегда начинать с себя и быть примером для остальных.

Читайте также:  Перечисли способы изучения природы 3 класс

Вопросы касающиеся сохранения окружающей среды все чаще поднимаются в последнее время. Правительства стран и ученые ищут пути спасения окружающего мира. Однако Ислам постулировал бережное отношение к природе более 14 столетий тому назад.

Источник

Оцените статью