Право распоряжения природными ресурсами

Право собственности на природные ресурсы Понятие и общая характеристика.

Применительно к природным ресурсам, долгое время использовались такие титулы как Общенародная собственность, государственная собственность, всенародное достояние. Сегодня отношения урегулированы ст. 9 Конституции РФ 1993. Согласно Конституции РФ 1993, провозглашенные формы собственности равным образом защищаются государством. Регулирование отношений собственности на отдельные природные ресурсы осуществляется природоресурсным правом и законодательством. Однако, это не исключает использование цивилистического подхода, поскольку институт права собственности является основой гражданского права, которое ориентировано на регулирование имущественных отношений. П. 3 ст. 209 ГК РФ специально посвящен обороту природных ресурсов. В нем воспроизводится ч 2 ст. 36 Конституции РФ 1993 года. Сверхзадачей современного российского законодательства является совмещение принципов неприкосновенности собственности, беспрепятственного осуществления гражданских прав и все более возрастающего значения качества природной среды как условия процветания граждан и сохранения их собственности.

На сегодняшний день РФ может владеть всеми видами природных ресурсов на ряду с другими субъектами, но в ряде случаев за РФ закрепляется преимущественное право. Отсутствие права собственности у кого-либо на атмосферный воздух не исключает ведущую роль государства в его охране. В частности, государством устанавливаются квоты вредных выбросов в атмосферный воздух, плата за такие выбросы.

Наибольшее число не государственных собственников установлено в отношении земли.

Право собственности на природные ресурсы:

-в объективном смысле — институт ( совокупность правовых нормы, регулирующих отношения по поводу владения, пользования и распоряжения природными ресурсами)

-в субъективном — совокупность правомочий по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами.

При регулировании отношений собственности очень важно учесть, кому должна принадлежать природа и отдельные объекты для того чтобы окружающая среда была благоприятной и не ущемлялись интересы в природных ресурсах ни настоящих, ни будущих поколений.

Объекты, формы и субъекты.

Объекты — в качестве общего можно рассматривать Фонд природных ресурсов, который можно разделить на земельный, водный, лесной фонды. В качестве объектов частной собственности рассматриваются отдельные объекты природы. В природоресурсном законодательстве установлены права собственности на земельные участки, водные объекты, лесные участки, животный мир, особо охраняемые территории. Атмосферный воздух согласно ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в качестве объекта права собственности не рассматривается в силу своего физического состояния, так как эта материальная субстанция постоянно находится в движении и ее нельзя индивидуализировать. В науке предлагается признать правом исключительным государственным правом собственности — атмосферу, а не атмосферный воздух.

Читайте также:  Карта ялтинского горно лесного природного заповедника

Формы собственности — ч2 ст 9 Конституции РФ 1993.

В экологическом законодательстве нет единообразных подхода по разграничению полномочий собственника на природные ресурсы между РФ и ее субъектами. На практике разграничение полномочий в этой сфере в ряде случаев сводится к делению между РФ и ее субъектами отдельных объектов природы (смотри Водный кодекс и Лесной кодекс, где объекты делятся между РФ и ее субъектами).

Кроме того, правовой проблемой является разграничение собственности на природные ресурсы между государством и муниципальными образованиями.

Содержание права собственности на природные ресурсы: Совокупность ряда полномочий по владению, пользованию и распоряжению.

Эти правомочия охватывают широкий круг прав и обязанностей и они связаны между собой. Общие положения содержатся в ГК РФ , экологическим законодательством же они конкретизируются с учетом специфики отдельных объектов. Право собственности на природные ресурсы ограничено общественными интересами ( ст 209 ГК РФ; ст 36 Конституции РФ 1993 года). Право собственности на природные ресурсы ограничено не только национальным, но и международным законодательством.

Источник

29.Правомочия собственника природных ресурсов. Правовые формы их реализации.

В статье 209 ГК РФ воспроизведено положение ст. 36 Конституции РФ относительно того, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Содержание права собственности на землю иные природные объекты выражается в трех правомочиях:

Право владения природными ресурсами предполагает обладание ими, фактическое господство над ними, а также удержание в обладании.

Владение землей и природными объектами может быть полным и частичным. Полное владение бывает во всех случаях, когда природный объект находится на территории данной республики, иного автономного образования. Если же природный объект географически расположен на территории нескольких субъектов РФ, то порядок владения осуществляется между ними по достигнутому соглашению, а при необходимости – с участием РФ.

Право владения землей и иными природными объектами является абсолютным, т.е. распространяется на все земельные участки и природные объекты, находящиеся на территории соответствующих субъектов Федерации.

Собственником право владения реализуется через право хозяйственного ведения экологопользователей.

Право пользования землей и иными природными объектами выражается в хозяйственной и иной их эксплуатации, извлечении из них полезных свойств и использовании для иных целей удовлетворения потребностей общества.

Право пользования землей и иными природными объектами осуществляется с соблюдением определенных правил, основополагающая конструкция которых введена Законом РФ “Об охране окружающей среды”, и которые конкретизируются в кодексах субъектов Федерации и законах РФ об использовании и охране природных объектов; о животном мире; об охране атмосферного воздуха.

Читайте также:  Особенности природно ресурсной основы

Очень важно отметить, что право пользования землей и иными природными объектами имеет две основные стороны:

установление для экологопользователей определенных правил эксплуатации природных объектов при непрерывном государственном контроле за их соблюдением;

взимание доходов с экологопользователей, полученных в ходе использования природных объектов, через систему налоговых и рентных платежей.

Право распоряжения собственника землей и иными природными объектами составляет его третье самостоятельное правомочие. Если в цивилистическом понимании этот термин предполагает возможность определять юридическую судьбу вещи, то в отношении природных объектов это правомочие несколько сужено, и к нему больше подходит термин “определение юридического статуса природного объекта”, поскольку судьбу природных объектов определяет состояние окружающей среды, состояние самого объекта, на которые человек не всегда может оказать решающее влияние.

В заключение всего сказанного необходимо отметить, что владение, пользование и распоряжение природными объектами как правомочие собственности осуществляются собственником с учетом не только природных объектов, но и всей экологической системы, поскольку прямо или косвенно экосистема страны находится в сфере отношений государственной и иных форм собственности на природные объекты.

Источник

3.14. Распоряжение природными ресурсами

Распоряжение природными ресурсами как форма регулирования экологических отношений заключается в распределении, перераспределении природных ресурсов, предоставлении в пользование (продаже), изъятии природных ресурсов.

Распоряжение природными ресурсами в силу ст. 72 Конституции РФ относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Механизм совместного ведения в сфере распоряжении осуществляется в различных формах.

По общему правилу, которое закреплено в Водном кодексе РФ, Федеральном законе «О животном мире» и других нормативных правовых актах основой для определения распорядительных полномочий является форма собственности на природные ресурсы. Так, Правительство РФ осуществляет распоряжение природными ресурсами, находящихся в федеральной собственности, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления осуществляют распоряжение природными ресурсами, находящимися, соответственно, в собственности субъектов РФ, муниципальной собственности.

Одновременно предусматривается участие в осуществлении распорядительных полномочий в отношении природных ресурсов, находящихся в федеральной собственности, органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления. Этим обеспечивается соблюдение экологических прав и интересов народов, проживающих на территориях муниципальных образований, субъектов РФ.

Органы государственной власти РФ привлекаются к проведению конкурсов, аукционов по предоставлению в пользование федеральных природных ресурсов, их представители включаются в состав лицензионных комиссий, участвую в проведении оценки воздействия на окружающую среду и решении других вопросов, связанных с осуществлением экологической функции.

Читайте также:  Природные памятники южного урала

Законодательством предусматривается возможность передачи распорядительных функции от федеральных органов исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления. С органами местного самоуправления, как правило, предварительно согласовываются условия использования природных ресурсов, находящихся на территории муниципальных образований.

Экологическим законодательством установлена довольно сложная процедура предоставления в пользование (продажи) природных ресурсов, включающая следующие этапы и процедуры:

  1. этап – проведение конкурса или аукциона по предоставлению в пользование (продажа) природного ресурса. При наличии одного претендента допустимо предоставление природного ресурса в пользование (продаже) на основании прямых переговоров;
  2. этап – принятие решение уполномоченных на то органом государственной власти, органом самоуправления о предоставление в пользование (продаже) природного ресурса по результатам конкурса или аукциона;
  3. этап – выдача лицензии на пользование природным ресурсом или иного правоустанавливающего документа;
  4. этап – заключение договора аренды (пользования) с арендатором (пользователем), договора купли-продажи;
  5. этап – государственная регистрация прав на природные ресурсы и выдача Свидетельств о государственной регистрации;
  6. этап – отвод природного ресурса на местности с обозначением границ и индивидуализация его иным способом в натуре. Отвод природного ресурса оформляется Актом передачи.

Описанная общая процедура предоставления в пользование (продажи) природных ресурсов дифференцируется применительно к отдельным природным ресурсам.

Так, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, предоставляются в особое пользование по решению Правительства РФ.

На основании решения Правительства РФ Министерство природных ресурсов РФ или его территориальный орган выдает водопользователю лицензию на пользование водным объектом.

После выдачи лицензии водопользователю с ним заключается договор пользования водным объектом органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

Министерство природных ресурсов РФ и его территориальные органы осуществляют регистрацию лицензий на водопользование в Реестре регистрации лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами в Реестре регистрации договоров пользования поверхностными водными объектами.

Заключительный этап – выделение участков акватории, мест забора и сброса воды и иными способами в натуре с оформлением акта передачи водного объекта водопользователю.

Соблюдение установленных процедур предоставления в пользование (продажи) природных ресурсов обязательно, т. к. невыполнение даже технических требований может привести к нарушению прав природопользователей.

Так, только после отвода природного ресурса в натуре и оформления передачи его природопользователю последний может приступить к использованию природного ресурса. При несоблюдении этого требования он будет считаться правонарушителем со всеми вытекающими последствиями.

Источник

Оцените статью