Право собственности и право пользования природными ресурсами.
право собственности — выделяют из круга гражданско-правовых отношений в особую группу. Это особо охраняемые объекты.
- Освоенные и неосвоенные природные ресурсы (недра),
- исчерпамые (ресурсы природные) и неисчерпаемые (воздух)
- Возобновимые (воды, леса) и невозобновимые (минеральные ресурсы, земли)
- Легкодоступные и труднодоступные.
Природные ресурсы – компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты. Которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйств и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.
Природный объект – естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы сохранившие свои природные свойства.
Объективное право собственности – установлены в законодательстве правовые нормы определяющие пределы возможных действий собственника по приобретению, владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами и объектами не исключенными из гражданского оборота.
В субъективном смысле – юридически обеспеченную возможность субъекта определенную в законодательстве осуществлять в отношении принадлежащих ему природных ресурсов и объектов свои правомочия владения, пользования и распоряжения в соответствии со ст. 209 ГК по своему усмотрению.
- «овеществленность». Те природные ресурсы которые могут быть предметом присвоения, собственности. (воздух не относится например, солнечная энергия, природные явления)
- неотделимость. Неотъемлемость природного ресурса от окружающей среды.
- Отсутствие стоимости. Невозможность определить стоимость как совокупность затрат человеческого труда. Но может быть денежная оценка.
- Законодательство ограничив основные правомочия собственника как правило в части пользования и распоряжения в силу их особой значимости для общества.
- Необходимость их рационального использования, установление строгого режима охраны.
Формы собственности на природные ресурсы и объекты:
Федеральная и собственность субъектов.
Земельное законодательство шире всего регламентируется.
Водное — федеральная чаще всего, реже другие.
Недра — государственная (федеральная и субъектов чаще всего)
Усиление роли государства (прежде всего федеральная) собственность на природные ресурсы и объекты.
К РФ, ФЗ об общих принципа организации МСУ.
— объектами права собственности могут быть земельные участки, предназначенные для обслуживания муниципальных потребностей города.
— объекты носят целевой характер (удовлетворяют определенные потребности — жилищно-коммунальные, санитарно- культурные, бытовые потребности соответствующей территории)
Животный мир, недра — не могут находиться в муниципальной собственности. Природные ресурсы могут! (песок, глина)
Правовые нормы регулируют, закрепляют, охраняют состояние и их принадлежность гражданам и ЮЛ.
Основания прекращения права собственности.
- при отчуждении собственником природных ресурсов, иные случаи утраты права собственности
- при выкупе для государственных нужд земельного участка и других природных ресурсов и объектов (предусмотренные законодательством случаи)
- при обращении на основании решения суда о взыскании на земельный участок и иные природные объекты и ресурсы.
- При изъятии земельного участка или иного природного объекта и ресурса ввиду их ненадлежащего использования.
Источник
Прокурор разъясняет — Прокуратура Псковской области
Природные ресурсы — достояние всего общества. К природным ресурсам традиционно относят: землю, недра, леса, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир. Особое выделение в Конституции РФ природных ресурсов имеет свои экономические и исторические причины. Что касается причин экономического характера, то, в отличие от большинства иных предметов материального мира, природные ресурсы не созданы трудом человека, а потому возможность нахождения их в собственности конкретных лиц всегда подвергалась сомнению. Одновременно трудно переоценить значение этих ресурсов для экономики. Природные ресурсы являются ограниченными (их количество, конечно), и большинство из них потребляемы, а, следовательно, невозобновляемы. Соответственно, поскольку природные ресурсы являются исчерпаемыми, то при эксплуатации их месторождений должны быть учтены интересы и будущих поколений. Режим эксплуатации не должен наносить непоправимый вред, как самим природным ресурсам, так и территории, на которой они расположены.
Из конституционных норм следует, что народам, проживающим на территории того или иного субъекта Российской Федерации, должны быть гарантированы охрана и использование земли и других природных ресурсов как основы их жизни и деятельности, т.е. как естественного богатства, ценности (достояния) всенародного значения. Однако это не может означать, что право собственности на природные ресурсы принадлежит субъектам Российской Федерации. Конституция РФ не предопределяет обязательной передачи всех природных ресурсов в собственность субъектов Российской Федерации и не предоставляет им полномочий по разграничению собственности на эти ресурсы.
Обеспечение рационального и эффективного использования, а также охраны земли и других природных ресурсов предполагает осуществление всеми субъектами соответствующих мероприятий в данной сфере, а органами государственной власти — контроля за указанной деятельностью.
Конституция РФ отдельно выделяет такой объект права собственности, как земля и иные природные ресурсы. Вопрос о собственности на природные ресурсы достаточно сложен. Ранее они провозглашались исключительной собственностью государства. Ряд этих объектов (например, воздух) вообще не может выступать объектом права собственности в силу своих физических особенностей.
Исходя из действующего законодательства, природные ресурсы находятся в государственной собственности, преимущественно федеральной, либо в собственности Федерации и субъектов Федерации. Единственным исключением является земля. Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ предусматривает государственную, муниципальную и частную собственность на землю. Несмотря на некоторые ограничения в части оборота отдельных категорий земельных участков, по отношению к собственности на землю представлены все формы собственности.
Следует отметить, что такое разграничение собственности на природные ресурсы не противоречит Конституции России, равно как и не будет противоречить ей передача их в частную и иные формы собственности. Представляется, что в данном случае гибкость конституционной нормы является скорее ее недостатком, чем достоинством, поскольку вопросы собственности на природные ресурсы требуют большей определенности законодательных положений.
Прокуратура
Псковской области
Прокуратура Псковской области
Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации.
Природные ресурсы — достояние всего общества. К природным ресурсам традиционно относят: землю, недра, леса, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир. Особое выделение в Конституции РФ природных ресурсов имеет свои экономические и исторические причины. Что касается причин экономического характера, то, в отличие от большинства иных предметов материального мира, природные ресурсы не созданы трудом человека, а потому возможность нахождения их в собственности конкретных лиц всегда подвергалась сомнению. Одновременно трудно переоценить значение этих ресурсов для экономики. Природные ресурсы являются ограниченными (их количество, конечно), и большинство из них потребляемы, а, следовательно, невозобновляемы. Соответственно, поскольку природные ресурсы являются исчерпаемыми, то при эксплуатации их месторождений должны быть учтены интересы и будущих поколений. Режим эксплуатации не должен наносить непоправимый вред, как самим природным ресурсам, так и территории, на которой они расположены.
Из конституционных норм следует, что народам, проживающим на территории того или иного субъекта Российской Федерации, должны быть гарантированы охрана и использование земли и других природных ресурсов как основы их жизни и деятельности, т.е. как естественного богатства, ценности (достояния) всенародного значения. Однако это не может означать, что право собственности на природные ресурсы принадлежит субъектам Российской Федерации. Конституция РФ не предопределяет обязательной передачи всех природных ресурсов в собственность субъектов Российской Федерации и не предоставляет им полномочий по разграничению собственности на эти ресурсы.
Обеспечение рационального и эффективного использования, а также охраны земли и других природных ресурсов предполагает осуществление всеми субъектами соответствующих мероприятий в данной сфере, а органами государственной власти — контроля за указанной деятельностью.
Конституция РФ отдельно выделяет такой объект права собственности, как земля и иные природные ресурсы. Вопрос о собственности на природные ресурсы достаточно сложен. Ранее они провозглашались исключительной собственностью государства. Ряд этих объектов (например, воздух) вообще не может выступать объектом права собственности в силу своих физических особенностей.
Исходя из действующего законодательства, природные ресурсы находятся в государственной собственности, преимущественно федеральной, либо в собственности Федерации и субъектов Федерации. Единственным исключением является земля. Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ предусматривает государственную, муниципальную и частную собственность на землю. Несмотря на некоторые ограничения в части оборота отдельных категорий земельных участков, по отношению к собственности на землю представлены все формы собственности.
Следует отметить, что такое разграничение собственности на природные ресурсы не противоречит Конституции России, равно как и не будет противоречить ей передача их в частную и иные формы собственности. Представляется, что в данном случае гибкость конституционной нормы является скорее ее недостатком, чем достоинством, поскольку вопросы собственности на природные ресурсы требуют большей определенности законодательных положений.
Источник