- 18.Право природопользования: понятие, общая характеристика, виды.
- 1. В зависимости от объекта природы:
- 2. В зависимости от требования по наличию разрешительной документации:
- 4. В зависимости от способа использования:
- 19.Права и обязанности природопользователей.
- Правом называется использование природной среды
18.Право природопользования: понятие, общая характеристика, виды.
Право природопользования — это система норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств. Иначе говоря, это институт экологического права, который представляет собой систему норм, регулирующих использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов. Такие нормы содержатся главным образом в природоресурсном законодательстве — земельном, водном, горном, лесном, фаунистическом. Некоторые положения, касающиеся природопользования, предусмотрены также в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», иных актах.
Право природопользования может оцениваться в разных качествах:
как правовой институт; как правоотношение; как конкретное правомочие природопользователя.
Совокупность норм, регулирующих отношения природопользования, образует комплексный правовой институт права природопользования.
Как правоотношение право природопользования определяется совокупностью прав и обязанностей, которые принадлежат сторонам в конкретном отношении по поводу использования земли, недр, вод и т.д.
Как правомочие право природопользования представляет собой принадлежащее природопользователю субъективное право, содержание которого включает правомочия владения, пользования и распоряжения предоставленным в пользование природным ресурсом.
Виды права природопользования
В природоресурсном законодательстве и науке экологического права выделяется ряд классификаций видов права природопользования.
Право природопользования подразделяется на следующие виды:
1. В зависимости от объекта природы:
право землепользования; право недропользования; право водопользования; право пользования атмосферой; право лесопользования; право пользования растительным миром вне лесов; право пользования животным миром.
2. В зависимости от требования по наличию разрешительной документации:
-право общего природопользования (гарантированная законом возможность для всех граждан пользоваться свободно и бесплатно природной средой);
-право специального природопользования (представляет собой право использования природных ресурсов с обязательным получением соответствующих разрешительных документов).
3. в зависимости от срока пользования: бессрочное; долгосрочное; краткосрочное.
4. В зависимости от способа использования:
-осуществляемое с изъятием природного ресурса из природной среды;
-осуществляемое без изъятия природного ресурса из природной среды.
Каждый из указанных выше видов природопользования может быть подразделен на подвиды в зависимости от цели использования. Так, земля может использоваться для нужд с/х, лесного хозяйства, промышленности, энергетики и т.д. Основания возникновения, изменения и прекращения права природопользования различаются в зависимости от вида используемого природного объекта.
19.Права и обязанности природопользователей.
В зависимости от цели, для которой предоставляются природные ресурсы, устанавливаются права и обязанности природопользователей, составляющие содержание права природопользования.
Природопользователи имеют право:
1. Самостоятельно использовать природные объекты в соответствии с их целевым назначением;
2. Эксплуатировать полезные свойства природных объектов;
3. В установленном порядке возводить строения, сооружения и другие объекты, необходимые для осуществления природопользования;
4. Требовать защиты своих прав от посягательств других лиц, в том числе от вмешательства государственных органов и их должностных лиц.
Ограниченность запасов природных ресурсов требует их рационального использования. С этой целью законодательством определены предельные нормы использования (потребления) природных ресурсов и природных объектов, которые установлены в виде лимитов на природопользование. Лимиты являются системой экологических ограничений по территориям и представляют собой объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещения отходов. Лимиты устанавливаются на добычу некоторых видов полезных ископаемых, вырубки леса, изъятия животных из среды обитания.
К основным обязанностям природопользователей относятся:
1. Целевое использование природных ресурсов;
2. Рациональное использование природных ресурсов;
3. Экологически обоснованное использование природных ресурсов, при котором не допускается причинение вреда объектам природы;
4. Внесение платы за природопользование.
Юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, вносят платежи за использование природных ресурсов и за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду. Землевладельцы, землепользователи и частные собственники земли обязаны ежегодно упла — чивать земельный налог за находящиеся в их владении, пользовании или собственности земельные участки. Лесопользователи, получившие лесорубочный и лесной билет, вносят плату за лесопользование по специальным таксам. Решение о прекращении права природопользования принимается тем органом, который предоставил природный ресурс в пользование.
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 09.03.2021) «Об охране окружающей среды»
Статья 11. Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды
1. Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
создавать общественные объединения и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;
направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;
принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;
выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;
оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
осуществлять другие предусмотренные законодательством права.
3. Граждане обязаны: сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства.
Источник
Правом называется использование природной среды
Статья 3. Основные принципы охраны окружающей среды
Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
независимость государственного экологического надзора;
(в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)
презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;
(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)
учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц;
(в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 361-ФЗ)
сохранение биологического разнообразия;
обеспечение сочетания общего и индивидуального подходов к установлению мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды, применяемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;
ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;
участие граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в решении задач охраны окружающей среды;
(в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 361-ФЗ)
международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды;
обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
Источник