Правомочие пользования собственника природного объекта

Лекция 3. Право собственности на природные ресурсы и природопользования

3.3. Правовые формы использования природных ресурсов

Ключевыми составляющими права собственности на землю и иные природные объекты являются: право владения, право пользования и право распоряжения.

Право владения природными объектами означает нахождение объекта природы во власти какого-либо субъекта, обладание и удержание этого объекта, фактическое господство над ним.

Различают полное и частичное владение землей и природными объектами.

Полное владение имеет место во всех случаях, когда природный объект размещается на территории республики и иного автономного образования.

Если природный объект находится на территории двух или нескольких субъектов РФ, то порядок владения определяется согласно достигнутому соглашению, а при необходимости — с участием Российской Федерации.

Право владения землей и природными объектами является абсолютным, а значит, распространяется на все земельные участки и природные объекты, которые находятся на территории соответствующего субъекта федерации — собственника данного земельного массива.

Владея землей и другими природными объектами, государство вправе ограничить или запретить доступ на тот или иной природный объект. Государство вправе также наложить запрет на осуществление определенных видов хозяйственной деятельности.

Право владения землей и природными объектами представляет собой юридическую базу для пользования и распоряжения такими объектами.

Иными словами, эксплуатация того или иного природного объекта возможна только на основании статуса владения им.

Право пользования землей и природными объектами еще одно самостоятельное правомочие собственника. Оно предусматривает хозяйственную и иную эксплуатацию этих объектов, извлечение из них полезных свойств, использование в иных целях ради удовлетворения потребностей общества.

Органы местного самоуправления реализуют право собственности следующими способами: 1) через государственные предприятия, учреждения, организации; 2) предоставляют природные объекты в пользование гражданам, негосударственным организациям.

Право пользования землей и другими природными объектами характеризуется тремя основными факторами:

— установлением для пользователей объектами природы определенных правил их эксплуатации;

— государственный контроль за соблюдением установленных правил;

— уплата налогов, рентных платежей пользователями природных объектов исходя из доходов, полученных в процессе эксплуатации природных объектов.

Право распоряжения собственника землей и природными объектами третье самостоятельное правомочие, предусматривающее установление юридического статуса природного объекта.

Читайте также:  Искусство любить исследование природы любви 1956

Юридический статус объекта, назначаемый государством как собственником, предполагает:

— определение категории объекта исходя из его основного целевого назначения;

— указание цели использования объекта природы при передаче его в собственность, во владение, пользование или аренду определенному лицу (гражданину, организации).

Все природные объекты могут быть дифференцированы по категориям:

— земли подразделены на семь категорий;

— полезные ископаемые — на две категории (общераспространенные и не относящиеся к таковым);

— водные объекты различаются в зависимости от пригодности для питьевых и бытовых нужд населения, для лечебных, различных народнохозяйственных целей и т. п.

Дифференциация природных объектов по категориям представляет собой первую стадию в процессе распоряжения ими.

На второй стадии происходит распределение и перераспределение объектов между собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами:

— предоставление в собственность, аренду и пользование;

— изъятие природных объектов;

— обмен природными объектами между собственниками, пользователями и арендаторами и т. п.

Источник

Содержание права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на природные объекты.

Содержание права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на землю иные природные объекты выражается в трех правомочиях:

  • праве владения;
  • праве пользования;
  • и праве распоряжения.
  • установление для экологопользователей определенных правил эксплуатации природных объектов при непрерывном государственном контроле за их соблюдением;
  • взимание доходов с экологопользователей, полученных в ходе использования природных объектов, через систему налоговых и рентных платежей.

Право государственной и муниципальной собственности на прочие объекты собственности

В настоящее время многоуровневый характер государственной собственности и круг ее субъектов отражен в Конституции нашей страны и в гражданском законодательстве. Государственная собственность подразделяется на федеральную, принадлежащую Российской Федерации, собственность, принадлежащую субъектам – республикам, краям, округам, городам и т.д. Этот вид собственности характерен своим единством в пределах своего собственника. Муниципальная собственность как отдельная форма закреплена в Конституции РФ (ст.8, ст.9) и в ГК (ст.212, 215). К числу субъектов могут быть отнесены города, поселки, села, деревни и т.д., причем единство фонда в этом случае также наблюдается. Особое место среди объектов данных форм собственности выделяются объекты недвижимости (п.1, с.130 ГК). Субъективность права собственности в рассматриваемых конструкциях полностью реализуется в во владении, пользовании и распоряжении, который собственник существляет по своему усмотрению. С одной стороны, каждый член общества входит в состав народа как собственника, и в тоже время выступает как обязанное лицо, которое не должно посягать на целостность государственного и муниципального имущества. Но приоритеты таких видов имущества не должны влиять на отношения с участниками гражданского правооборота, что отражено в положении о равенстве всех форм собственности. Субъекты права государственной и муниципальной собственности представляют собой сложные образования, действующие через специально созданные органы – администрации, советы, управления , ведомства и т. д, к осуществлению права собственности могут также привлекаться юридические лица и граждане, наделенные собственником определенными полномочиями, в т.ч. правом хозяйственного ведения либо оперативного управления. Эти права относятся к вещным правам, как и право собственности. При осуществлении этих прав собственник оставляет за собой возможность определять цели и предмет деятельности предприятия, назначать и контролировать деятельность руководителя, получать часть прибыли от деятельности. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления являются довольно ограниченными видами прав, так как оставляют очень мало возможностей для маневра. Правомочия по распоряжению основными средствами значительно ограничены, недвижимое имущество не подлежит ни сдаче в аренду, ни продаже, ни залогу, и даже прибыль от деятельности может полностью контролироваться собственником, как в случае с казенными предприятиями, основанными на праве оперативного управления.

Читайте также:  Кому принадлежат природные ресурсы китая

Источник

5.2. Право природопользования как вещное право, правомочие собственника, природопользователя

Термином право природопользования обозначается право природопользования как вещное право. Гражданский кодекс РФ (ст. 216 ГК РФ) не выделяет в качестве особого вещного права право природопользования, а закрепляет только два вида — право постоянного (бессрочного) пользования, земельным участком, право пожизненное.

Водный кодекс РФ выделяет право водопользования как производное от права государственной, муниципальной собственности (ст.9,гл.3 ВК РФ).

Лесные участки, находящиеся в государственной, муниципальной собственности, могут предоставляться на праве постоянного (бессрочного) пользования, права аренды, права безвозмездного срочного пользования (ст.9 ЛК РФ), которые являются вещными правами. Ни в Водном, ни в Лесном кодексах РФ право пользования водными объектами, право пользования лесными участками напрямую не рассматривается как вещное право. Поскольку они фактически осуществляют вещно-правовые правомочия по владению, пользованию и в определенных пределах по распоряжению, они могут защищать свои права путем предъявления виндикационного или негаторного исков.

В федеральном законе «Об особо охраняемых природных территориях» закреплено, что земля, воды и другие природные ресурсы предоставляются в пользование (владение) государственным природным заповедникам (ст. 6), национальным паркам (ст.12), природным паркам, дендрологическим паркам и ботаническим садам занимаемые ими земли передаются в бессрочное (постоянное) пользование (ст.18, 28 федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»).

В федеральном законе «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» регулируются особенности предоставления природных лечебных ресурсов (ст. 10), ограничение или прекращение права пользования природными лечебными ресурсами (ст. 12), что нужно признать недостаточным.

Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» [71] вообще не регламентирует отношения по поводу пользования атмосферным воздухом.

Воздушным кодексом РФ [70] регулируются отношения по использованию воздушного пространства Российской Федерации.

Читайте также:  Особо охраняемые природные территории кчр

Несмотря на неточность и нечеткость регламентации права пользования отдельными природными ресурсами в качестве вещного права, следует признать, что фактически оно рассматривается в качестве такового.

Субъектами права природопользования могут быть граждане РФ, российские юридические лица, а также в случаях, установленных законодательством, иностранцы, лица без гражданства, иностранные, международные организации. Субъекты права природопользования должны обладать гражданской правоспособностью и дееспособностью. Кроме того, они обладают специальной дееспособностью, которая наступает с момента возникновения права природопользования.

Субъекты права природопользования обладают вещными правомочиями: правом владения, правом пользования, правом распоряжения. Право владения означает нахождение конкретного природного ресурса у природопользователя, полученного в установленном порядке. Владение — не только право иметь природный ресурс, но оно включает определенные обязанности владельца природного ресурса: обеспечение его сохранности, поддерживание в состоянии, пригодном для использования, проведение мониторинга, качественного и количественного учета природного ресурса и проведение работ по восстановлению (рекультивации), улучшению свойств (мелиорации), охрана от загрязнений и других воздействий, приводящих к деградации, предоставление в установленном порядке информации о состоянии природного ресурса.

Право пользования как правомочие собственника, природопользователя, заключается в эксплуатации полезных свойств природного ресурса, их извлечении. Оно носит целевой характер. Природопользователь вправе и обязан использовать природный ресурс только в тех целях, для которых он предоставлен. Природопользователь обязан пользоваться природным ресурсом рационально, наиболее экономичными способами, не допуская неоправданных, сверхнормативных потерь природного потенциала, соблюдать нормативы и лимиты природопользования, охраны окружающей среды, охраны здоровья людей, имущества, представлять в установленном порядке статистические отчеты и иную информацию о пользовании природным ресурсом, его состоянии.

Право распоряжения, заключающееся в возможности решать юридическую судьбу природного ресурса, ограничено. Природопользователь, как правило, не может самостоятельно передавать свои права на природный ресурс другим субъектам. Такая передача допускается в порядке правопреемства на основании разрешений, выдаваемых уполномоченными органами государственной власти. Так, право пользования недрами может передаваться в порядке правопреемства путем переоформления лицензии (ст. 17 закона РФ «О недрах»).

По общему правилу природопользователи не могут отчуждать природный ресурс.

Источник

Оцените статью