Тема 2. Правовая охрана природных объектов
Понятие и содержание правовой охраны компонентов природной среды.
природная среда (далее также — природа) — совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;
компоненты природной среды — земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;
В первую очередь охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, которые не были подвержены антропогенному воздействию.
Естественная экологическая система представляет собой объективно существующую часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы, в которой ее живые (растения, животные и другие организмы) и неживые элементы взаимодействуют как единое функциональное целое, причем они связаны между собой обменом вещества и энергии.
Для обеспечения охраны указанных природных объектов вводится особый правовой режим и создаются особо охраняемые природные территории. Запрещается хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает негативное воздействие на окружающую среду и ведет к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
Организационный механизм охраны окружающей природной среды включает ряд мероприятий в данной области, часть из которых подлежит лицензированию. В частности, подлежат лицензированию:
- • нормирование в области охраны окружающей среды. Разработка, утверждение и введение в действие нормативов и нормативных документов осуществляются на основе современных достижений науки и техники. При этом учитываются международные правила и стандарты в области охраны окружающей среды;
- • экологическая сертификация. Она проводится с целью обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ и может быть обязательной или добровольной;
- • экологическая экспертиза. Она проводится в целях установления соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды и осуществляется при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной (в том числе прединвестиционной) и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность, с участием общественных объединений;
- • государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг). Он осуществляется в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, а также обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий;
- • контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль). Он проводится в целях обеспечения исполнения органами государственной власти РФ и государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды, и обеспечения экологической безопасности.
Источник
20.Правовая охрана природных объектов(понятие и содержание).
Природный объект — естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства; Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты(земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Охрана окружающей среды — деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также — природоохранная деятельность)
Направления охраны природы:
1) сохранение и восстановление природной среды
2) рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов
3) предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду
4) ликвидация последствий негативного воздействия.
Требования в области охраны окружающей среды (далее также — природоохранные требования) — предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды
данные требования могут быть установлены:
1) законодательством (на уровне РФ и субъектов РФ)
2) нормативно-технической документацией (стандарты, нормативы).
ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает систему мер (мероприятий) организационного, экономического и правового характера, которые обеспечивают реализацию установленных законодательством и нормативно-технической документацией требований. Например:
организационные меры – это меры в сфере управления
экономические меры – это меры в сфере экономического стимулирования и иного
экономического регулированияправовые меры – это меры юридической ответственности.
1)объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия;
2) природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы;
3)объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение;
4)континентальный шельф и исключительная экономическая зона РФ;
5)редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.
Для обеспечения охраны указанных природных объектов вводится особый правовой режим и создаются особо охраняемые природные территории. Запрещается хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает негативное воздействие на окружающую среду и ведет к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
Источник
29.2. Правовая охрана природы и ее составных компонентов
нальное использование природных богатств; воспроизводство природных ресурсов и оздоровление (улучшение) окружающей человека природной среды. Правовая охрана природы — составная часть природопользования в России, т.е. повседневная деятельность, направленная на оздоровление окружающей природной среды (различными средствами и в разных направлениях, а также составная часть природноресурсового законодательства, не менее значительная, чем само природопользование.
Правовая охрана природы — не самоцель (как это вытекает из целей движения «зеленых»), а необходимое средство защиты человека и окружающей его природной среды от неблагоприятного воздействия различных факторов, включая собственно хозяйственную деятельность человека. Цель правовой охраны природы — сохранить и возможность воспроизвести существующий естественный мир планеты (флору и фауну); предотвратить наступление вредных последствий антропогенной деятельности человека, стихийных сил самой природы, что означает необходимость сохранения и даже повышения качественных характеристик окружающей природной среды, в связи с чем изначально следует определить объекты ее правовой охраны.
Правовое регулирование во взаимозависимой сложной системе «общество-природа» до сих пор производится по поводу конкретных объектов природы, сферы жизни человека, всей земной экосферы.
Объект природы — это как вся естественная среда обитания жизнедеятельности человека, так и ее отдельные компоненты.
Объекты природы отличаются от социальных объектов тем, что они имеют естественное происхождение, т.е. появились в результате естественного эволюционного развития вне зависимости от воли и сознания человека, связаны с окружающей природной средой, имеют социально-экологическую ценность.
Объекты природы не имеют стоимости как меры затраты человеческого труда, но имеют условно денежную оценку, которая проистекает на основе учета затрат, направленных на восстановление поврежденного объекта природы.
Почти все объекты природы обладают свойством необратимости, т.е. не восстанавливаются (естественные ландшафты, курорты, редкие животные, например, ламантин — морская корова, гора «Магнитная» и т.д.), существует экологическая взаимосвязь всех естественных природных объектов.
Труд не создает продуктов природы, но разрывает их первоначальную связь с землей. Глина, добытая из почвы, рыба в аквариуме, звери в зоопарке и т.п. — это товаро-материальные ценности, а не объекты природоохранительного интереса. С другой стороны, лес, выращенный человеком, дикие животные, родившиеся в неволе, но возвращенные в естественную природную среду — это уже воспроизводство природных ресурсов, т.е. воспринимаемые правом как объекты естественной, природной среды. В то же время продукты труда человека на лоне природы (посевы, цветы, домашние животные) — это имущество, т.е. объекты,
имеющие свою условную денежную оценку. Следует иметь в виду, что в настоящее время существуют и «смешанные» объекты, как результат взаимодействия человека и природы (ГЭС на водоохранном, искусственно созданном гидроузле). К ним можно отнести также элементы внешнего окружения человека, зачастую нежелательные для него (голуби, бродячие животные в населенных пунктах).
Объекты природы отличаются от социальных объектов тем, что являются экологической ценностью (социально-экологическая ценность), которая проявляется в обеспечении качества биологического режима жизни человека. Рациональное использование земной природы в настоящее время в центр внимания ставит «экологические системы», а не только отдельные ее части.
Источник