Правовая охрана природы экологические системы

65 Экологическое право как отрасль: понятие, правовая охрана природы

Экологическое право — это отрасль российского права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей природной среды в интересах настоящего и будущих поколений людей. Основные принципы экологического права закреплены в Законе ‘Об охране окружающей природной среды’. К ним относятся:

1)принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;2)принцип научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов общества,

3)принцип рационального использования природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды,

принцип законности и неотвратимости ответственности за совершение экологических правонарушений;4)принцип гласности в работе органов государственного управления, тесной связи с общественностью в решении природоохранных задач;

5)Принцип международного сотрудничества в охране окружающей природной среды.

66Экологические системы, подлежащие правовой охране

Экологические системы бывают различного вида. Во-первых, это естественные (нетронутая природа), т.е. область активной биологический жизни, она включает нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу, верхнюю часть литосферы Земли; во-вторых, модифицированные, т.е. измененная человеком природная среда его обитания; в-третьих, трансформированные человеком, т.е. преобразованная среда жизни человека в процессе его хозяйственной (и иной) деятельности. Природный объект — это земля, недра, флора, вода, лeсa и иная древесная растительность, фауна, атмосферный воздух. Именно это перечислено в Законе РФ«Об охране окружающей природной среды. Природные ресурсы — это отделяемая часть природного объекта, полезные свойства которого удовлетворяют потребности человека (нефть, газ). По степени наличия природные ресурсы классифицируются на реальные (открытые месторождения) и потенциальные. По возможности самовосстановления природные ресурсы обычно классифицируют на возобновляемые и не возобновляемые. По скорости их использования: неисчерпаемые , относительно исчерпаемые (почва земли), и исчерпаемые. Природные комплексы — это часть природной среды, которая составляет совокупность природных объектов и природных ресурсов, специально обособленных государством с целью их охраны.

Социальная сфера, понимаемая в узком смысле — это часть естественной среды обитания, уже преобразованная в результате социального развития человечества (город).

Техносфера — это производственная сфера, где человек во многом «оторван» от естественной природы и находится в искусственно созданной им социальной сфере, предназначенной для материального или духовного производства (завод).

Читайте также:  Оценка рисков возникновения чс природного характера

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Источник

29.2. Правовая охрана природы и ее составных компонентов

нальное использование природных богатств; воспроизводство природных ресурсов и оздоровление (улучшение) окружающей человека природной среды. Правовая охрана природы — составная часть природопользования в России, т.е. повседневная деятельность, направленная на оздоровление окружающей природной среды (различными средствами и в разных направлениях, а также составная часть природноресурсового законодательства, не менее значительная, чем само природопользование.

Правовая охрана природы — не самоцель (как это вытекает из целей движения «зеленых»), а необходимое средство защиты человека и окружающей его природной среды от неблагоприятного воздействия различных факторов, включая собственно хозяйственную деятельность человека. Цель правовой охраны природы — сохранить и возможность воспроизвести существующий естественный мир планеты (флору и фауну); предотвратить наступление вредных последствий антропогенной деятельности человека, стихийных сил самой природы, что означает необходимость сохранения и даже повышения качественных характеристик окружающей природной среды, в связи с чем изначально следует определить объекты ее правовой охраны.

Правовое регулирование во взаимозависимой сложной системе «общество-природа» до сих пор производится по поводу конкретных объектов природы, сферы жизни человека, всей земной экосферы.

Объект природы — это как вся естественная среда обитания жизнедеятельности человека, так и ее отдельные компоненты.

Объекты природы отличаются от социальных объектов тем, что они имеют естественное происхождение, т.е. появились в результате естественного эволюционного развития вне зависимости от воли и сознания человека, связаны с окружающей природной средой, имеют социально-экологическую ценность.

Объекты природы не имеют стоимости как меры затраты человеческого труда, но имеют условно денежную оценку, которая проистекает на основе учета затрат, направленных на восстановление поврежденного объекта природы.

Почти все объекты природы обладают свойством необратимости, т.е. не восстанавливаются (естественные ландшафты, курорты, редкие животные, например, ламантин — морская корова, гора «Магнитная» и т.д.), существует экологическая взаимосвязь всех естественных природных объектов.

Труд не создает продуктов природы, но разрывает их первоначальную связь с землей. Глина, добытая из почвы, рыба в аквариуме, звери в зоопарке и т.п. — это товаро-материальные ценности, а не объекты природоохранительного интереса. С другой стороны, лес, выращенный человеком, дикие животные, родившиеся в неволе, но возвращенные в естественную природную среду — это уже воспроизводство природных ресурсов, т.е. воспринимаемые правом как объекты естественной, природной среды. В то же время продукты труда человека на лоне природы (посевы, цветы, домашние животные) — это имущество, т.е. объекты,

Читайте также:  Какие природные камни подходят скорпиону

имеющие свою условную денежную оценку. Следует иметь в виду, что в настоящее время существуют и «смешанные» объекты, как результат взаимодействия человека и природы (ГЭС на водоохранном, искусственно созданном гидроузле). К ним можно отнести также элементы внешнего окружения человека, зачастую нежелательные для него (голуби, бродячие животные в населенных пунктах).

Объекты природы отличаются от социальных объектов тем, что являются экологической ценностью (социально-экологическая ценность), которая проявляется в обеспечении качества биологического режима жизни человека. Рациональное использование земной природы в настоящее время в центр внимания ставит «экологические системы», а не только отдельные ее части.

Источник

Правовая охрана природы экологические системы

Статья 3. Основные принципы охраны окружающей среды

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

независимость государственного экологического надзора;

(в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;

Читайте также:  Ооо сибирские природные дикие растения

(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц;

(в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 361-ФЗ)

сохранение биологического разнообразия;

обеспечение сочетания общего и индивидуального подходов к установлению мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды, применяемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

участие граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в решении задач охраны окружающей среды;

(в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 361-ФЗ)

международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды;

обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

Источник

Оцените статью