Правовая природа административного процесса

Природа административного процесса. Административно-процессуальное законодательство

1) Являясь ограниченной частью управленческой деятельности, административный процесс базируется на общих принципах государственного управления. Применительно к административному процессу эти общие принципы конкретизируются и приобретают специфические оттенки. Попробуем разобраться в основных принципах административного процесса.

Принцип законности. Важнейший из принципов любого процесса (уголовного, административного и гражданского), он состоит не только в строгом и надлежащем исполнении законов, но и в надлежащем применении этих актов.

Принцип гласности процесса. Этот принцип предполагает ознакомление широких слоев граждан с решением тех или иных вопросов, входящих в компетенцию соответствующих органов государственного управления и обеспечивает сторонам в административном процессе возможность беспрепятственно знакомиться со всеми материалами по делу, документами и т. д., что является одним из существенных условий правильного рассмотрения и разрешения административных дел.

Принцип процессуального равенства сторон. Данный принцип осуществляется во всех видах юридического процесса. Он вытекает из более общего принципа, согласно которому все граждане равны перед законом. На каждого гражданина, на каждое должностное лицо, независимо от его служебного положения, нормы закона распространяются в равной степени.

Принцип компетентности. Он означает то, что далеко не все субъекты исполнительной власти наделены полномочиями административно-юрисдикционного характера.

Принцип охраны интересов государства и личности означает необходимость надлежащего использования сторонами административно-юрисдикционного процесса своих прав, интересов государства, гарантий прав и законных интересов личности.

Принцип достижения материальной истины предполагает тщательное изучение всех условий и обстоятельств, связанных с данным индивидуальным, административным делом, а также состязательность в ходе процессуального рассмотрения дел.

Принцип доступности выражается в беспрепятственной возможности каждой из сторон участвовать во всех стадиях рассмотрения индивидуального дела.

Принцип экономичности выражается в установлении достаточно сжатых сроков для осуществления всего комплекса административно-юрисдикционных действий, включая исполнение принятого решения.

Принцип ответственности должностных лиц за правильное и эффективное ведение процесса, за проявление бюрократизма при разборе жалоб и т. п.(10,с.207-219)

2) Административное процессуальное право представляет собой систему административно-процессуальных норм, регулирующих порядок (процедуры) осуществления управленческих отношений, возникающих в процессе:

  • построения и функционирования исполнительных органов государственной власти;
  • осуществления нормативно установленной компетенции органов государственного и муниципального управления;
  • реализации полномочий должностными лицами при осуществлении ими государственных функций и предоставлении государственных услуг;
  • обеспечения установленного правового режима при осуществлении охранительной функции государства, применении мер административного принуждения;
  • рассмотрения в порядке административного судопроизводства дел о защите субъективных публичных прав человека и гражданина, законных интересов юридических лиц и организаций, а также административно-правовых споров между физическими и юридическими лицами, с одной стороны, и государством (государственными органами и органами местного самоуправления, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими), с другой стороны.
Читайте также:  Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды относятся

Предметом административного процессуального права являются административно-процессуальные отношения, возникающие при осуществлении уполномоченными субъектами права (исполнительными органами государственной и муниципальной власти, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими) компетенции и полномочий властного характера, а также в процессе обеспечения прав и свобод человека и гражданина и установления гарантий судебной правовой защиты от неправомерных действий (бездействия) и решений органов публичной власти и их должностных лиц.

В административном процессуальном праве используется, главным образом, императивный метод правового регулирования. Императивность проявляется в необходимости строгого соблюдения субъектами административного процессуального права установленных для них процессуальных обязанностей, ограничений, соответствующих правовых режимов. Диспозитивный метод правового регулирования используется в случаях, когда субъекты административного процессуального права обладают равными правовыми (в том числе процессуальными) возможностями, действуют независимо друг от друга, не находятся в соподчиненном административном правоотношении, имеют право выбора действия по своему усмотрению, могут воспользоваться своими правами или отказаться от предоставленных возможностей активного действия, используют государственные гарантии защиты собственных прав, свобод и законных интересов.

В зависимости от особенностей предмета правового регулирования можно говорить о применении следующих методов правового регулирования процессуальных отношений в сфере публичного управления:

1. предписание как способ обеспечения правового регулирования порядка публичного управления, как метод деятельности исполнительных органов государственного управления и муниципального управления, реализации полномочий должностными лицами, исполнения управленческих функций государственными и муниципальными служащими.

2. запрет как способ правового регулирования, распространенный в системе административного правового регулирования не только при применении административного принуждения к физическим или юридическим лицам, но и при установлении особого правового режима запретов и правоограничений для государственных и муниципальных служащих, а также для граждан, иных индивидуальных либо коллективных субъектов административного права;

3. дозволение как метод правового регулирования, проявляющийся в установлении правовой возможности соответствующего поведения и прав лица, а также процедуры обеспечения и защиты (в административном или судебном порядке) прав, свобод, законных интересов субъектов административного права.

Читайте также:  Нии природно очаговых инфекций

Подводя итог, можно констатировать, что в структуру административно-процессуального права входят следующие административные производства:

  • административно-нормотворческая процессуальная деятельность (производство по изданию административных правовых актов);
  • производство по обращениям граждан;
  • лицензионно-разрешительное производство;
  • регистрационное производство;
  • учредительное (организационное) производство;
  • поощрительное производство;
  • административно-договорное производство;
  • исполнительное производство;
  • дисциплинарное производство;
  • производство по применению мер административного принуждения, не являющихся мерами административной ответственности (например, мер административного пресечения или предупреждения);
  • производство по делам об административных правонарушениях;
  • административное судопроизводство (рассмотрение судьями административно-правовых споров — дел, возникающих из административных и иных публично-правовых отношений);
  • производство по оспариванию нормативных и ненормативных правовых актов (административное судопроизводство);
  • производство по разрешению споров о компетенции между исполнительными органами государственной власти.

Источник

Административное судопроизводство как способ обеспечения законности в публичном управлении.

Административное судопроизводство – это изучение и рассмотрение в судебном порядке дел, связанных с совершением административных правонарушений, в порядке, который установлен нормами действующих административно-процессуальных законодательных и нормативно-правовых актов.

Среди признаков административного судопроизводства можно выделить следующие:

  • в рамках такого судопроизводства рассматриваются споры, связанные с нарушением законных частных и публичных интересов. Подобные разбирательства носят название административных дел;
  • наиболее важной на сегодняшний день функцией административного судопроизводства можно назвать восстановление нарушенных представителями государственной власти (в лице должностных лиц и органов власти) прав, а также законных интересов частных и юридических лиц;
  • в рамках административного судопроизводства, при разрешении соответствующего спора во всех случаях в качестве одной из сторон спора выступает должностное лицо или представитель органов государственной власти федерального, регионального, муниципального уровней, а в качестве второй – физическое лицо или хозяйствующий субъект, индивидуальный предприниматель;
  • принятый судебный порядок в рамках административного производства дает возможность учитывать как частные, так и публичные интересы, не игнорируя при этом основные принципы юстиции;
  • основной целью административного производства можно назвать защиту прав, а также свобод от противоправных деяний, совершаемых представителями органов государственной власти.

Среди основополагающих принципов производства по делам, связанным с совершением административных правонарушений, можно выделить следующие: демократизм; применение презумпции невинности; законность; действие законодательства как во времени, так и в пространстве; единый язык реализуемого производства.

Читайте также:  Камни природы которые растут

Принцип законности подразумевает, что реализуемое производство, связанное с совершением административных правонарушений, требует обязательного совершения процедур, которые предусмотрены положениями действующих нормативно-правовых и законодательных актов, что способствует обеспечению надлежащего результата. Также в рамках административного производства лицу, которое привлекается к ответственности, должно быть обеспечено право на защиту, что подразумевает наделение его возможностью участия в рассмотрении, отстаивании собственных законных интересов.

К делам, которые возникают в рамках административных, а также прочих публичных правоотношений и рассматриваются в арбитражном процессе, можно отнести:

  • дела, связанные с оспариванием действующих законодательных и нормативно-правовых актов, которые каким-либо образом затрагивают права, а также законные интересы заявителя в области коммерческой деятельности (в том числе в рамках осуществления деятельности индивидуальным предпринимателем);
  • дела, связанные с оспариванием ненормативных правовых актов, различного рода принятых решений и деяний органов государственной власти и должностных лиц на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, наделенных федеральным законом соответствующими полномочиями, в случае, если они каким-либо образом затрагивают права и законные интересы заявителя в сфере коммерческой деятельности (в том числе в рамках осуществления деятельности индивидуальным предпринимателем), если рассмотрение таких дел согласно положений федерального законодательства отнесено к компетенции арбитражного суда ;
  • дела, связанные с совершением административных правонарушений, в случае, если согласно положениям федерального законодательства их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
  • дела о взыскании с частных и юридических лиц, реализующих предпринимательскую и прочую экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций;
  • прочие дела, которые могут возникать на основании административных и прочих правоотношений публичного характера.

КоАП РФ устанавливает во многих статьях термин «производство по делам об административных правонарушениях». И здесь мы не найдем термина «административное судопроизводство». Да и задачи как законодательства об административных правонарушениях (ст. 1.2 КоАП РФ), так и производства по делам об административных правонарушениях (ст. 24.1 КоАП РФ) существенно отличаются от задач судопроизводства и сводятся в основном к всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств каждого дела об административном правонарушении, разрешению его в точном соответствии с законом, обеспечению исполнения вынесенного постановления, а также к выявлению причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

Источник

Оцените статью