Правовая природа экологической информации
Статья 4.3. Информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация)
(введена Федеральным законом от 09.03.2021 N 39-ФЗ)
1. Информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация) является общедоступной информацией, к которой не может быть ограничен доступ, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к государственной тайне.
2. Информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация), обладателями которой являются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, предоставляется указанными органами в порядке, установленном Федеральным законом от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
С 01.03.2024 в абз. 1 п. 3 ст. 4.3 вносятся изменения (ФЗ от 04.08.2023 N 450-ФЗ). См. будущую редакцию.
3. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, которые обладают информацией о состоянии окружающей среды (экологической информацией), или уполномоченные ими организации размещают на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или с помощью государственных и муниципальных информационных систем информацию о состоянии окружающей среды (экологическую информацию) в форме открытых данных, содержащую в том числе сведения (сообщения, данные):
1) о состоянии и загрязнении окружающей среды, включая состояние и загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных вод водных объектов, почв;
2) о радиационной обстановке;
3) о стационарных источниках, об уровне и (или) объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ;
4) об обращении с отходами производства и потребления;
5) о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду;
6) о состоянии многолетней (вечной) мерзлоты, а также о мерах по предупреждению последствий деградации вечномерзлых грунтов.
(пп. 6 введен Федеральным законом от 10.07.2023 N 297-ФЗ)
С 01.03.2024 п. 3 ст. 4.3 дополняется пп. 7 (ФЗ от 04.08.2023 N 450-ФЗ). См. будущую редакцию.
С 01.03.2024 в п. 4 ст. 4.3 вносятся изменения (ФЗ от 04.08.2023 N 450-ФЗ). См. будущую редакцию.
4. Правила размещения и обновления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или с помощью государственных и муниципальных информационных систем, в том числе содержание информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) и форма ее размещения, утверждаются Правительством Российской Федерации.
5. Информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация) предоставляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления гражданам, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, общественным объединениям и некоммерческим организациям на безвозмездной основе, если иное не установлено Федеральным законом от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», законодательством Российской Федерации в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
Источник
Основы правового режима экологической информации
Значимость экологической информации достаточно велика.
Информационное обеспечение- совокупность взаимосвязанных процессов, направленных на производство и потребление информации. Это хранение, переработка, использование информации, систематизации, анализ, предоставление.
Субъекты информационных отношений все те лица, которые по роду деятельности причастны к информационным процессам. Граждане, государственные органы, хозяйствующие субъекты заинтересованы в получении такой информации.
Объектом эколого-информационных отношений является сама экологическая информация. Легального определения нет, т.к. в этом нет большой необходимости. Дать четкое определение такой информации сложно. Трудно также выяснить, какая информация не является экологической. Видов в составе экологической информации довольно много.
Экологическая информации- это массив сведений, относящихся к окружающей среде и её охране. Такую информацию можно подразделить на 2 вида:
1) Информация о состоянии природных объектов и о окружающей природной среде в целом;
2) Информация о деятельности (например,информация о воздействии на окружающую среду).
Информация каждого вида состоит из своих компонентов. Например, информация о состоянии окружающей среды включает информацию о состоянии вод, почв, особо охраняемых природных территорий.
Информация второго вида включает сведения о выбросах, сбросах, о видах природопользования, землепользования, водопользования, сведения о государственной экологической политики, сведения об организации соответствующих функций.
Особый вид экологической информации- это информация о состоянии здоровья населения в зависимости от состояния природной среды. По данным ВОЗа 25%- вклад состоянии окружающей среды в состояние здоровья населения.
Правовое понимание экологической информации включает ряд признаков экологической информации:
1) Социально-значимый характер (особенно, это касается информации о ЧС).
2) Значимость экологической информации.
Любая деятельность по воздействию на экологическую деятельность невозможна без информации об окружающей среде;
3) Экологическая информация является частью государственных информационных ресурсах: информация, содержащаяся в государственных информационных системах и иная информация, которая есть у других гос органов.
4) Открытость и общедоступность экологической информации;
5) Преобладание публично-правовых начал в регулировании эколого-информационных отношений. Публичность предопределяет и объясняет их особенности:
a) Запрет на отнесение информации о состоянии окружающей среды к категории информации ограниченного доступа;
b) Ограничение имущественных прав обладателей экологической информации.
Лица, собирающие информацию о состоянии окружающей среды, обязаны предоставлять такую информацию в уполномоченные органы. Это могут быть самые разные ю.л.
Хозяйствующие субъекты осуществляют производственный контроль. Лица, которые обнаруживают ЧС, обязаны дать такую информацию в уполномоченные органы.
Гос органы-распорядители фондов экологической информации не являются монопольными собственниками этой информации. В этом тоже можно найти ограничение их прав.
Экологическая информация может быть и как информационный ресурс, и как информационная услуга. Есть ПП № 425 «Об информационных услугах».
Принципы регулирования эколого-правовых отношений:
1) Свобода и законность поиска получения и распространения экологической информации;
2) Открытость экологической информации; Гласной и открытой является информация в сфере защиты населения и территории в ЧС.
Открыта информация также о деятельности гос органов и органов МСУ. Ограничения возможны только ФЗ и установлены только в определенных целях. ФЗ «Об информации, информационных технологиях и информации» от 27 июля 2006 года.
3) Запрет на ограничение доступа к информации о состоянии окружающей среды. Не подлежат отнесению к гос тайне сведения о состоянии экологии. Это не совсем верно, т.к. нужно говорить о сведениях о состоянии окружающей среды. Однако, это не исключает конфликтности между нормами: сведения, составляющие гос тайну, могут содержать сведения о состоянии окружающей среды. В определенных ситуациях нужно принимать решения на основе взвешивания интересов. Например, происходит авария в войсках с выбросом химических веществ.
Т.е. сведения об экологической безопасности могут быть отнесены к гос. тайне.
Что с коммерческой тайной? Есть ФЗ «О коммерческой тайне»- режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, которые ведут предпринимательскую деятельность в отношении сведений о загрязнении окружающей среды, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановкой.
Есть служебная информация ограниченного распространения в ФОИВ- ПП от 3 ноября 2004 №1233. Не могут быть отнесены к ним сведения о ЧС, опасных природных явлениях и процессах, а также экологическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация.
Необходимость закрытия информации должна быть обоснована соответствующей стороной.
4) Доступность информационных ресурсов. Экологическая информация должна предполагаться открытой. В этом и принцип доступности.
Получение такой информации бесплатно или за умеренную плату. ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности гос органов и органов МСУ».
По условиям платности различается общая и специализированная информация. Есть ПП от 15 ноября 1997 года- описание информации общего назначения, которая предоставляется бесплатно. Специализированная информация предоставляется платно.
Есть формы обращений с заявлениями на обращение в Росгидромед на сайте gosuslugi.ru.
5) Своевременность предоставления информации.
Нет специальных сроков. В случае обращения граждан действует месячный срок.
В случаях экстренных событий Росгидромед и МЧС обязаны сообщать соответствующую информацию населению.
6) Достоверность и полнота представляемой информации
Достоверность принадлежит к числу оценочных понятий. Уровень достоверности зависит от технической оснащенности. Гарантия достоверности служит установлением административной ответственности. Если существует угроза причинения вреда здоровью, то может быть и уголовная ответственность.
Полнота- это обеспечение достаточности информации для принятия решений.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник