Правовая природа финансовой деятельности

Правовые основы регулирования финансовой деятельности

Финансовое право – это система юридических норм, которые регулируют отношения в сфере формирования, распределения и управления денежными фондами хозяйствующих субъектов, необходимыми для реализации функций и задач предпринимательской деятельности.

Правовой режим финансовой деятельности

Главный внутренний источник централизованных и децентрализованных фондов в государстве – это финансы различных хозяйствующих субъектов. Результатом деятельности таких субъектов становится создание национального богатства, которое впоследствии перераспределяется за счет применения финансовых властных рычагов. Бухгалтерия предприятия – это низовое звено, непосредственно занимающееся финансами, следовательно, реальную финансовую деятельность государства можно отразить в системе бухгалтерского учета хозяйствующих субъектов.

Как основной объект правового регулирования, финансы предприятия имеют определенные отношения с другими отраслями финансового права: бюджетным правом, налоговым правом и др. Поэтому информационная и правовая база управления финансами предприятий очень широка.

Материальное выражение финансов – это денежные фонды, в совокупности составляющие финансовые ресурсы компании. Финансовые ресурсы представлены собственными средствами (денежными доходами и накоплениями), а также привлеченными и заемными средствами (денежными поступлениями извне).

Финансовые ресурсы предприятия относятся к его имуществу, формы и принципы денежной оценки которого регулирует действующее законодательство. Необходимость правовой регламентации оценки имущества связана с нормальным функционированием финансовой системы страны в целом. Методику денежной оценки имущества закрепляет законодательство в области бухгалтерского учета и конкретизирует учетная политика организации.

Состав и структура финансовых ресурсов отражаются в отдельном финансово-правовом акте – бухгалтерском балансе. Актив баланса представлен внеоборотными активами (основными средствами, нематериальными активами, долгосрочными финансовыми вложениями) и оборотными средствами (запасами, дебиторской задолженностью, краткосрочными финансовыми вложениями, денежными средствами). Пассив баланса характеризуется величину собственного капитала (уставного, добавочного и резервного капитала, сумму нераспределенной прибыли) и величину заемных источников (долгосрочных займов, банковских кредитов, кредиторской задолженности).

Отраженные в бухгалтерском балансе финансы предприятия играют двоякую роль:

  1. Частично эти финансы перераспределяются в систему централизованных фондов государства. Фактическая прибыль выступает для государства денежным ресурсом для стабильного получения необходимых денежных средств. Следовательно, финансы предприятий становятся фундаментом финансовой системы страны.
  2. Образование финансов предприятия связано с выполнением определенных производственных и социальных функций. Особенность финансов предприятия заключается в их сложном распределительном характере, поскольку большинство правоотношений зарождается при распределении основных элементов финансового результата: выручки, валовых доходов и чистой прибыли.
Читайте также:  Преобладающая природная зона сибири

Государство влияет на финансовые отношения между хозяйствующими субъектами, устанавливая общие правила формирования ресурсов и организации фондов предприятия.

Принципы финансового права

Финансовая деятельность регулируется следующими категориями правовых актов:

  • нормативные акту устанавливают единые правила поведения для всех субъектов, которые осуществляют финансовую деятельность;
  • индивидуальные финансовые акты – система государственных властных предписаний в сфере финансовой деятельности, рассчитанная только на определенные строго индивидуальные случаи и обращенная лишь поименно перечисленным субъектам;
  • финансово-плановые акты, содержащие перечень конкретных заданий в сфере финансов на определенное время (дорожная карта)

Среди основных принципов финансового права можно назвать:

  1. Приоритет публичных интересов означает, что финансово-правовые институты призваны решать общезначимые задачи общества.
  2. Федерализм: федеральные интересы должны сочетаться с интересами регионов, обеспечением их необходимыми финансовыми ресурсами.
  3. Единство финансовой политики и денежно-кредитной сферы.
  4. Самостоятельность финансовой деятельности регионов и органов местного самоуправления
  5. Социальная направленность финансовой деятельности

Кроме того, правовое регулирование финансовой деятельности государством предполагает участие в ней граждан страны, гласность, плановость и законность ее осуществления.

Источники финансового права

Основные источники финансового права представлены конституцией, финансовым законодательством (включая систему федерального и регионального законодательства), подзаконные нормативно-правовыми актами в области финансовых вопросов. Кроме того, существуют международные и межгосударственные договоры, регулирующие, например, финансовые отношение в таможенном союзе, деятельность в рамках договора о вступлении во Всемирную торговую организацию. В рамках внутригосударственных договоров разграничиваются полномочия в сфере налоговой и бюджетной политики в межбюджетных отношениях.

Конституционный суд РФ своими постановлениями может отменять действие нормативно-правовых актов или норм, предусмотренных финансовым законодательством.

Источники финансового права содержат совокупность финансово-правовых норм, установленных государством и обеспеченных мерами государственного принуждения правил поведения субъектов экономических отношений, которые возникают при образовании, распределении и исполнении денежных фондов.

Читайте также:  Друзья берегите родную природу

Финансово-правовые нормы могут быть материальными (закреплять права и обязанности участников финансовых отношений, определять структур и компетенцию органов управления финансами); процессуальными (определять порядок функционирования субъектов финансовых отношений); обязывающими, запрещающими и дозволяющими.

Источник

5 Правовые формы финансовой деятельности

Правовые формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются действия государственных органов (и органов местного самоуправления) по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне. По своему характеру эти формы могут быть правовыми и неправовыми.

Правовые формы-это пнринятие правовых актов путем установления или примен-ия нормативн прав.

финансово-правовые акты — это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности. Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, юридической природе, органам, издающим их, и другим основаниям.

По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения их участников, т.е. правовые нормы. Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды финансовых обязательства (налогов и других платежей) предприятий и граждан перед государством, порядок исчисления установленных платежей, типичные признаки плательщиков, порядок расходования государственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т.д. индивид-ые приним-ся по конкретному случаю.

По юридической природе финансово-правовые акты делятся на: а) законодательные, к которым относятся законы, принимаемые Государственной Думой РФ, законы субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства; б) подзаконные.

Финансово-плановые акты — это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов.

К финансово-плановым актам относятся:

а) основной финансовый план государства — федеральный бюджет РФ, государственные бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты;

Читайте также:  Государственные природные заповедники постановление

б) финансовые планы государственных и муниципальных целевых фондов;

в) финансово-кредитные и кассовые планы банков;

г) финансовые планы страховых организаций;

д) финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления;

е) финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений;

ж) сметы учреждений, организаций, состоящих на государственном и местном бюджете.

Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформление в актах соответствующих государственных органов. Так, федеральный бюджет утверждается законом РФ, смета учреждения — министерством, которому это учреждение подчинено. Утвержденный в установленном порядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия как любой финансово-правовой акт.

6 Понятие фин права, особ-ти его предмета и метода правов регулир-я.

предмет финансового права — это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.

финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

  1. отнош между РФ, ее субъектами, муницип-ми образов-ми в лице представительных и исполнительных органов гос власти в связи с распред-м фин ресурсов в стране.
  2. Отнош между финн и налог органами,п\п, учрежд или орг-ми в связи с исполнением обязат-в финн-х перед гос-м, муницип образов-ми, распред-м и расх гос-х и муницип-х ДС.
  3. Отнош между гос-ми финн-кредитн учрежден в связи с образов-м , распред-м и расход-м соотв денежн фондов и ресурсов
  4. Отнош между гос-ми и муницип п\п,учрежд, и вышестоящими гос органами в связи с распред-м, исп-м в соотв отрасляхнародн хоз-ва бюджетных и кредитных ресурсов.
  5. Отнош между финн-кредитн органами и юрид и физич лицами с образов-м,распред-м и исп-м гос-х кредитн ресурсов
  6. Отнош между финн-кредитн органами и физич-ми лицами в связи с выполнением обязанностей по внесению платежей в гос-ые и муницип денгежные фонды.

Источник

Оцените статью