Правовая природа института государственной службы

Государственная служба как комплексный социально-правовой институт

Сложность и многозадачность государственной службы, а также ее важность в структуре государственного управления обуславливают рассмотрение государственной службы не только как деятельности, но гораздо шире — как комплексного социально-правового института.

Институт традиционно рассматривается в рамках юридических наук как «совокупность норм права, регулирующего определенную группу отношений одного порядка и представляет собой часть соответствующей отрасли права».

Основная цель института государственной службы – обеспечение интересов государства и общества, главные функции – административная и сервисная, не имеющие политического характера.

Государственная служба как система институтов включает следующие институты:

1. государственных социальных услуг;

Важнейшими, как указывалось выше, являются социальный и правовой институты государственной службы.

Под социальным институтом можно понимать исторически сформированную на основе традиций и правовых норм устойчивую форму организации совместной деятельности людей, направленную на удовлетворение их социальных потребностей; результат естественного отбора и приспособления форм социальной жизни и отношений.

Государственная служба как социальный институт выступает инструментом реализации целей, задач и функций государства, занимается не только собственно управлением. Она вырабатывает определенные гарантии жизнедеятельности граждан, этические ценности и нормы, которые определенным образом влияют на общество в целом, обеспечивает удовлетворение наиболее общих, основных потребностей граждан, качественный уровень жизни, производя при этом социальные стандарты, т.е. предоставляет государственные социальные услуги.

Кроме того, как социальный институт, государственная служба вырабатывает систему ролей и статусов, большинство из которых закреплено и носит устойчивый политико-административный характер.

Социальное понятие «государственная служба» очень многогранно и в широком смысле под государственной службой как социальным институтом понимается:

1. исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности лиц, находящихся на службе государству;

2. особый вид социальной практики, нацеленный на реализацию функций государства, на обеспечение прав и свобод граждан, на создание благоприятных условий жизни;

3. особый социальный слой людей – государственных служащих, с присущими им интересами, потребностями;

4. инструмент формирования социального статуса чиновника;

5. носитель культуры и традиций общества, определенной морали.

Государственная служба как социальный институт имеет ряд особенностей:

· социальную ориентацию (ее приоритетом является реализация социальных функций государства, направленных на производство социальных услуг для населения)

· социальная природа (представляет собой особую социальную группу государственных служащих, имеющих свои потребности и интересы)

Читайте также:  Комнатные растения уголка природы средней группы

· служба чиновников социуму (обществу, чьи права и свободы являются главной социально-политической ценностью и за счет налоговых отчислений которого чиновники содержаться).

Как социально-правовой институт государственная служба выступает тогда, когда она обеспечивает правовое пространство жизни и деятельности граждан, их права и свободы. Такая структура придает государственной службе устойчивость, стабильность при всевозможных внешних и внутренних изменениях.

Государственная служба как правовой институт – это совокупность юридических норм, регулирующих становление, организацию и функционирование государственных структур и государственных служащих, их деятельность по реализации законов, а также личный правовой статус государственных служащих.

В сфере государственной службы ключевым понятием является законность, т.е. строгая подчиненность государственных служащих специальному законодательству и регламентация всей их деятельности. Связь права, государства и государственной службы можно выразить следующим соотношением: право (закон) исполняет государствообразующую, политика — государствореформирующую, а госслужба — государствоисполняющую роль.
Государственная служба отражает проявления множества управленческих отношений и связей, которые нужно урегулировать при помощи норм государственно-служебного характера. Эти отношения регулируются в правовой форме, так как управленческая деятельность государства выражается именно в правовой форме.

Государственная служба как правовой институт имеет три взаимодействующих подсистемы:

— Публичное право как совокупность норм, гарантирующих общее, естественное право народа, граждан нации на профессиональное участие в ведении государственных дел. Реализуется в международных нормативных актах, закрепляется конституционным правом.

— Корпоративное (административно-служебное) право как совокупность норм, регулирующих установленный законом социальный институт профессионального сообщества государственных служащих; правила и процедуры поступления на службу, осуществления службы, продвижения по службе, прекращения службы. Оно реализуется нормами конституционного права и тематических законов о госслужбе.

— Субъективное право гражданина на равнодоступность при поступлении на государственную службу, исполнение замещаемой административной должности. Это право регламентируется главным образом нормами конституционного права.

Существенно, что государственная служба как корпоративное право, иначе как социально-правовой институт, а также субъективное право граждан подчиняется государственному посредством административного права. Административно-правовые методы отличаются определенной спецификой и направлены, прежде всего, на главных субъектов административного права — государственных служащих. Специфика заключается в том, что государственные служащие сами используют и устанавливают методы и формы административно-правового режима.

От административного права идут закономерные функциональные и структурные связи к соответствующему вида юридического процесса — административного процесса, важнейшими участниками которого также являются государственные служащие: они разрабатывают и издают нормативно-правовые акты управления, применяются меры административного принуждения, выполняя контрольно-надзорные функции.

Читайте также:  Пейзажи природы средней полосы

Особенности государственной службы как правового института:

1. Правовым приоритетом государственной службы является реализация конституции и законодательства, обеспечение законности в стране.

2. Государственная служба осуществляется исключительно на основе специального законодательства, а также на основе механизма правового регулирования как совокупности юридических норм, правил и процедур, регулирующих отношения, связанные с организацией государственной службы.

3. Государственные служащие имеют особый правовой статус.

4. Правовые норма, регулирующие государственную службу, нацеливают чиновника на исполнение совей главной задачи – реализацию прав человека.

5. Лицо, находящееся на государственной службе, подпадает под специальный правовой режим. Государственный служащий чаще всего имеет определенные правовые ограничения в сравнении с обычным гражданином, за что государство предоставляет ему повышенные государственные гарантии.

Люди, работающие в рамках публичной службы должны находиться в особых правовых и морально-этических отношениях с государством как их работодателем. Кроме принципа лояльности и верности государственного служащего государству, для него важны верность долгу и осознание ответственности перед людьми, служить которым он призван. Современный чиновник должен ощущать себя частью органов государственного управления и видеть в служении гражданам свое предназначение.

Государственно-служебные правоотношения имеют следующие характерные черты:

1) отношения являются государственно-правовыми, то есть они в большей степени регулируются нормами государственного и административного права;

2) государственно-служебные правоотношения — это особые (статусные) правовые отношения, которые определяют статус государственных служащих;

3) государственно-служебные правоотношения — это отношения доверия, службы и преданности государственного служащего, что принципиально обусловливает права и обязанности государственных служащих;

4) служебные правоотношения — это властные государственно-правовые отношения, что означает верховенство государственного суверенитета и независимости, суверенность властных действий государственных служащих, возможность принять организационно-распорядительные и административные меры, осуществлять административно-юрисдикционных действий как в самом органе государственной власти, так и относительно внешних субъектов права.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

68. Государственная служба как правовой институт: понятие и структура

Необходимо различать гос.службу как деятельность и как правовой институт.

  1. КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
  1. КАК ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ:
  • формирование государственно-служебного правоотношения;
  • должности, которые занимают служащие, осуществляющие от имени государства его функции;
  • принципы службы;
  • правовой статус служащего;
  • прохождение службы;
  • прекращение государственно-служебного отношения.
  1. принципы государственной службы;
  2. понятие государственного служащего;
  3. права, обязанности, правоограничения государственных служащих
  4. льготы, гарантии и компенсации (правовой статус служащих);
  5. реестр государственных должностей
  6. вопросы совместительства
  7. способы замещения должности;
  8. испытательный срок;
  9. аттестация;
  10. служебная дисциплина и дисциплинарная ответственность;
  11. условия службы;
  12. способы и основания для прекращения государственной службы;
  13. контроль и надзор в системе государственной службы.
  1. порядок поступления на службу;
  2. процедура перемещения служащего и прохождение службы;
  3. порядок проведения аттестации;
  4. присвоение специальных званий и рангов;
  5. дисциплинарное производство;
  6. процедура увольнения и т. д.
  1. Принципы государственной службы
  1. федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти S РФ;
  1. законность;
  1. приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
  1. равный доступ граждан к государственной службе;
  1. единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;
  1. взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;
  1. открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
  1. профессионализм и компетентность государственных служащих;
  1. защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.
  1. Понятие, особенности, нормативные основы государственной гражданской службы
  1. Конституция РФ
  2. ФЗ «О системе государственной службы РФ»
  3. ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»
  1. Указы Президента (О конкурсе, о реестре должностей…) – т.е. вопросы по организации, оплате труда , прохождении
  2. Постановления Правительства. — правовые и организационные меры по исполнению законов и президентских указов о гражданской службе.
  3. Конституциями (уставами), законами и иными НПАSРФ (Закон СПб «О гос. гражд. службе СПб»)
  4. НПА ФОГВЛ; (акты МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ) (составление должностных регламентов, порядок оформления дел по присвоению классных чинов, введение новых категорий должностей гражданской службы в организационно-штатном расписании федеральных государственных органов.)
  5. НПА ГО.
  1. Реестр должностей государственной службы РФ
  1. Руководители (Руководитель Администрации Президента + 2 заместителя)
  2. помощники (советники) (помощник президента РФ)
  3. специалисты (референт канцелярии президента)
  4. обеспечивающие специалисты
  1. Понятие и структура правового статуса государственного гражданского служащего
Читайте также:  Пейзажи природы средней полосы

Источник

Оцените статью