- Раздел седьмой. Механизм правового регулирования
- Глава 21. Механизм правового регулирования. Аспекты проблемы
- 1. Понятие механизма правового регулирования.
- 2. Различные подходы, или аспекты.
- 29. Механизм правового регулирования общественных отношений (понятие, стадии, основные элементы).
- 30. Методы, способы и типы правового регулирования. Проблема соотношения общедозволительного и запретительного типа правового регулирования.
Раздел седьмой. Механизм правового регулирования
Глава 21. Механизм правового регулирования. Аспекты проблемы
1. Понятие механизма правового регулирования.
2. Различные подходы, или аспекты.
3. Инструментальный, специально‑юридический аспект МПР.
4. Психологический аспект МПР.
5. Социальный механизм действия права.
1. Понятие механизма правового регулирования.
Наиболее общим образом механизм правового регулирования (в последующем – МПР) может быть определен как взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения.
Понятие МПР производно от понятия правового регулирования. Этим прежде всего определяются место и значение понятия МПР в марксистско‑ленинской общей теории права. Как и понятие правового регулирования, оно в рамках правоведения представляет собой методологическую категорию, конкретизированно выражающую требования материалистической диалектики по отношению к явлениям правовой действительности. В соответствии с этим понятие МПР обеспечивает такое четко философски сориентированное видение правовых явлений, которое дает возможность провести в общей теории права специально‑юридический анализ философского уровня (I.17.1).
– не только собрать вместе явления правовой действительности – нормы, правоотношения, юридические акты и др. и обрисовать их как целостность (это достигается также и при помощи понягия «правовая система»), но и представить их в «работающем», системно‑динамическом виде, что характеризует результативность правового регулирования, его способность гарантировать с правовой стороны достижение поставленных законодателем целей;
– высветить в связи с этим специфические функции, которые выполняют те или иные юридические явления в правовой системе, показать их связь между собой и взаимодействие.
Вместе с тем понятие МПР, хотя и производно от понятия правового регулирования, имеет самостоятельное высокозначимое место в категориальном аппарате марксистско‑ленинской общей теории права. Оно призвано отразить анатомию правовой действительности с ее динамической стороны и, следовательно, обрисовать саму субстанцию права, т. е. элементы правовой системы, через которые осуществляется правовое регулирование.
Это обстоятельство в высшей степени важно при рассмотрении тех вопросов теории права, которые относятся в основном к догме права и технике юриспруденции и по своему содержанию являются общими для отраслевых юридических наук. Поскольку за исходные при таком рассмотрении взяты положения о МПР, постольку здесь, при освещении специальных проблем теории права, обеспечивается последовательное проведение метода материалистической диалектики. Таким путем общетеоретическая трактовка вопросов догмы права и техники юриспруденции может быть поднята на философский (общесоциологический) уровень и интегрирована в единое содержание общей теории.
2. Различные подходы, или аспекты.
Приведенные определение и краткая характеристика МПР нацелены в основном на инструментальную, специально‑юридическую его интерпретацию, при которой внимание сосредоточивается на средствах юридического воздействия, образующих в своей последовательной связи единую цепь правовых явлений.
Вместе с тем понятие МПР является достаточно емким и многогранным, допускающим и другие подходы к освещению средств правового воздействия. Эти подходы, позволяющие в ряде случаев использовать научный потенциал иных наук – психологии, общей социологии и др.,‑направлены на то, чтобы раскрыть те или иные, подчас весьма существенные, стороны процесса правового регулирования, свойственные ему механизмы.
Важно лишь, чтобы престижность соответствующего понятийного аппарата в терминологии не привела к неоправданному их использованию, а отсюда обесценению этой проблемы, утрате ею необходимой определенности: к такой ее постановке, при которой всякая последовательная связь между правовыми явлениями служила бы основанием для конструирования понятия механизма 1 , к тому же подчас связанного со стремлением представить его чуть ли не единственно оправданным в научном отношении. Ведь при всей емкости и многогранности понятия МПР оно во всех случаях призвано показать системно‑динамический срез правовой действительности, анатомию юридического воздействия.
Среди подходов к МНР, имеющих конструктивное значение, следует выделить три: инструментальный, т. е. специально‑юридический механизм, психологический и социальный механизмы действия права.
Можно предположить, что сам факт наличия обособленных друг от друга подходов к проблеме МПР – свидетельство еще недостаточно высокого состояния ее разработки. В этом плане, по‑видимому, наиболее теоретически значимых и практически важных выводов можно ожидать от исследований, в которых удастся соединить указанные выше подходы. Уже сейчас видна органическая связь между особым построением глубинных элементов правовой системы, которая характеризует специально‑юридические функции права и выражается в соотношении дозволений, запретов и обязываний, с психологическим механизмом, мотивами поведения людей, а отсюда с теми социальными явлениями, которые можно отнести к социальному механизму действия права (правовыми установками, ориентациями участников общественных отношений и др.). В связи с этим появляется ряд новых социально‑политических, юридических и психологических моментов в освещении элементов МПР – юридических норм, правоотношений и др. Некоторые из изложенных далее соображений призваны отразить такого рода соединение подходов, или аспектов, к проблеме МПР.
Источник
29. Механизм правового регулирования общественных отношений (понятие, стадии, основные элементы).
Механизм правового регулирования — это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права.
Основные элементы механизма правового регулирования:
- норма права;
- юридический факт или фактический состав (особенно организационно-исполнительный правоприменительный акт);
- правоотношение;
- акты реализации прав и обязанностей;
- охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).
Стадии процесса правового регулирования:
Первая стадия – формирование нормативной основы включает процесс создания и общее действие юридических норм. Но нормативная основа включает не только нормы права, но и индивидуальные предписания, договоры, средства и приемы юридической техники, иные инструменты правового регулирования.
Вторая стадия включает правоотношения, возникающие на основе юридических фактов (или фактического состава) и в рамках которых стороны приобретают конкретные права и обязанности как меру индивидуального поведения субъектов. Этой стадии нередко предшествует факультативная стадия – применение права, без которой не могут возникнуть правоотношения. Правоприменительный акт служит тем юридическим фактом, без которого не может быть правоотношения. Например, право гражданина на высшее образование неосуществимо без вынесения соответствующего правоприменительного акта – приказа ректора о зачислении данного лица в вуз. Это главный юридический факт, но он, в свою очередь, не может быть принят, пока абитуриент не представит требуемые документы, не сдаст вступительные экзамены и не пройдет по конкурсу.
Третья стадия – реализация субъективных прав и юридических обязанностей. На этой стадии достигаются цели правового регулирования. При этом реализация осуществляется в формах актов: соблюдения (запретов), исполнения (обязанностей), использования (прав) и применения права.
Четвертая стадия характеризуется наступлением определенных юридических последствий при невыполнении субъектом возложенных на него обязанностей или при совершении правонарушения. Данная стадия наступает только при конфликтной ситуации и свидетельствует о невозможности обычными, «мирными» средствами разрешить конфликт. Поэтому на этой стадии возникает необходимость в правоотношениях другого рода – правоохранительных, а также в правоприменительной деятельности обеспечительного характера. Здесь управомоченный приобретает право на защиту, с помощью которого он или специальные органы возбуждают правоприменительный процесс, и с помощью юрисдикционных органов имеет возможность в отношении обязанного лица применить меры государственного принуждения.
30. Методы, способы и типы правового регулирования. Проблема соотношения общедозволительного и запретительного типа правового регулирования.
Метод правового регулирования – это совокупность способов правового воздействия на общественные отношения.
В юридической науке выделяют два основных метода правового регулирования. К ним относятся:
- императивный метод — базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. При его помощи регулируются отношения, где приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес.
- диспозитивный метод правового регулирования — построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы, т.е. в сфере отраслей частноправового характера. Основывается на равенстве сторон правоотношения.
В процессе правового регулирования используются три способа регулирования:
Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах.
Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия. Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.
Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением. Запрещение есть разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование.
Тип правового регулирования — те или иные сочетания способов регулирования при доминировании либо дозволений, либо обязываний с запрещениями.
Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено.
Разрешительный (запретительный) же тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения. Разрешительный (запретительный) тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается. Его формулировка звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.
Источник