Нормативные правовые акты: правовая природа, виды.
Нормативный правовой акт — это акт изданный в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, содержащий правовые нормы.
А правовые нормы — это обязательные для неопределенного круга лиц правила поведения, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование, изменение или прекращение общественных отношений.
Данные определения являются изложением существенных признаков указанных в п. 9 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»:
«9. Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.»
Правовая природа НПА — источник права.
- Конституция Российской Федерации.
- Международные договоры и соглашения России, а также общепризнанные принципы и нормы международного права.
- Федеральные законы:
- Федеральные конституционные законы.
- Федеральные законы (в том числе Кодексы).
- Указы Президента России.
- Постановления Правительства России.
- Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб и агентств), а также акты иных федеральных органов власти РФ (ЦБ РФ, ЦИК РФ, Генеральная прокуратура РФ и т. д.).
- Законы субъектов федерации.
- Подзаконные правовые акты субъектов федерации.
- в зависимости от содержания, то есть отраслевые (нормы права, объединённые общими чертами):
- гражданско-правовые
- уголовно-правовые
- административно-правовые
- комплексные (муниципальные, экологические)
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Поделиться ссылкой:
Вам понравился материал? Вы можете угостить автора чашечкой ароматного кофе и оставить ему доброе пожелание 🙂
Ваше угощение будет обязательно доставлено до автора. Чашка кофе — это не много, но она согревает и придает силы творить дальше. Вы можете выбрать, чем угостить автора.
Чашка кофе из ПитСтопа за 60 руб.
Крепкий эспрессо за 110 руб.
Восхитительное Латте за 175 руб.
Оставить пожелание Пропустить
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.Вы должны авторизоваться чтобы опубликовать комментарий.
Подпишитесь на новости сайта в группе Вашей любимой соцсети 🙂
>>Внимание >Войти на сайт
ТОП 5 месяца
Последние вопросы
Источник
Нормативные правовые акты: природа и виды
Следующий теоретический вопрос для экзамена: «Нормативные правовые акты: природа и виды». Предлагается порассуждать о природе НПА, а также их видовой классификации. Для начала следует сказать в общих словах, что такое НПА.
Природа НПА
Наиболее общее представление об НПА говорит о том, что это письменное решение госоргана, изменяющее/прекращающее/создающее правовые нормы. Конечно же, понятие является более объёмным и подлежит раскрытию через определение признаков НПА, их свойств, структуры и иных атрибутов. В мировой практике НПА объединены в систему, зачастую подчинённую закону, имеющему наивысшую юридическую силу – Конституции или принятому во исполнение её положений документу.
В России, например, предпринимались попытки упорядочить систему НПА, путём принятия специального закона с соответствующим названием «О нормативных правовых актах Российской Федерации». Законопроект был внесён в 1996 году и отклонён в 2004м. Им предлагалось установить единые требования к законам и иным НПА, а также упорядочить подготовку, опубликование и т.п. манипуляции, связанные с введением их в действие. Здесь же содержалось и определение НПА, так и не ставшее официальным:
НПА – это письменный официальный документ, принятый или изданный в соответствии с указанным ФЗ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий ПН как обязательные предписания государства, носящие временный или постоянный характер, применимые многократно.
Стоит заметить, что на сегодня чёткого определения этого понятия в российском законодательстве таки не появилось.
Согласно определению, которое размещено на сайте Государственный Думы РФ, нормативный правовой акт – это имеющий юридическую значимость документ, которым устанавливаются, изменяются или прекращаются нормы права в целях регулирования общественных отношений. Этот официальный документ принимается (издаётся) законотворческим органом (определённой организацией или должностным лицом) в пределах установленной для них компетенции.
Признаки НПА, применительно к федеральной исполнительной власти указал в своём Постановлении от 25.12.2018 г. № 50 Верховный суд. Главный суд России, помимо вышеприведённых отнёс к признакам:
наличие в НПА правил поведения, являющихся обязательными для неопределённого круга лиц, которые могут применяться неоднократно
Министерство юстиции РФ в своём приказе от 23.04.2020 г. № 105 рекомендовало федеральным органам исполнительной власти в ходе нормотворчества руководствоваться признаками, выделенными ВС РФ.
Важность определения признаков НПА заключается в том, что не все издаваемые акты можно отнести к нормативным правовым. Именно указанные признаки позволяют отнести тот или иной акт к НП.
У НПА есть ещё один важный атрибут – его публикация, т.е., доведение до широких масс. Если акт не опубликован, он не имеет юридической силы и не является обязательным к применению. Публикация может быть осуществлена в специальных изданиях или на особом сайте в сети Интернет.
Согласно с мнением М.Н. Марченко*, НПА является лучшим способом выражения правовых норм. Это утверждение можно положить в основу понимания природы НПА как источника правовых норм. В исследовательской литературе высказывается мнение** о том, что природа НПА тройственна:
- во-первых, нормативный правовой акт служит источником права;
- во-вторых, НПА выступает формой права;
- в-третьих, это акт-документ
При этом автором исследования отдельно отмечается нормативная природа НПА, состоящая в возможности их неоднократного применения, общеобязательности и всеобщности.*** М.И. Байтин полагает****, что правовая природа НПА вытекает из природы самого права, как социального явления.
Обобщая приведённые выводы, можно сказать, что
природой НПА можно считать саму способность фиксировать и выражать вовне норму права, т.е., общеобязательное правило поведения
Виды нормативных правовых актов
Говоря о видах НПА, следует подразумевать их классификацию, т.е., о систематизацию и упорядочивание. В большинстве современных правопорядков принимается примерно следующая классификация.
Во главе угла находится основной закон государства (конституция, устав или иной учредительный документ), содержащий в себе базис, основу для всех остальных законов. Имеет в подавляющем большинстве случаев наивысшую юридическую силу. Это выражается в том, что ни один из принимаемых в этом государстве НПА не может противоречить основному закону. В конституциях и им подобных документах закрепляются основы самого государства: строй, политическая система, положения о власти, местном самоуправлении и иные важные вопросы.
Основной закон обычно особым способом принимается, изменяется, вводится в силу и т.п. В подавляющем большинстве государств существуют специальные конституционные органы, основной целью которых является «работа» исключительно с конституцией. Например, конституционные собрания или соответствующие суды.
Говоря о следующей ступени, обычно называется закон – нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой. В большинстве случаев регулирует основные стороны жизни общества, находясь во главе регулирования той или иной сферы. Законы также имеют свою собственную классификацию. К таковым относятся кодексы, а также отраслевое законодательство.
В России, например, существуют конституционные федеральные законы, раскрывающие те или иные положения Конституции РФ. Например, ФКЗ «О судебной системе» или ФКЗ «О референдуме в РФ».
Следующим элементом системы обычно называют подзаконные акты. К таковым можно отнести акты:
- главы государства (указы, постановления, распоряжения и т.д.)
- высшей исполнительной власти (например, Правительство РФ и его постановления, распоряжения)
- ветвей исполнительной власти (министерства, службы и иные ведомства), местных властей, органов самоуправления и т.п. и их акты
- локальные акты, принимаемые в организациях, учреждениях, предприятиях и т.д.
Отдельно выделяется нормативный договор, также являющийся источником норм, примером которого может служить международное соглашение. Нормативные договоры существуют и внутри государств, например, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Бурятия о взаимодействии в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС и мобилизационной подготовки народного хозяйства (Москва, 11 июля 1995 г.). Такой договор содержит в себе нормы и является разновидностью НПА.
Нормативный договор может делегировать полномочия, разграничивать ведение, выполнять иные функции. Договор международный, например, в российской правовой системе имеет весьма существенный вес, в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Указанная основная норма наделяет международное соглашение (а также общепринятые принципы и нормы м.п.) большей силой, нежели изданный внутри РФ закон, регулирующий тот же предмет.
На это в своё время указывал и Верховный суд РФ в Постановлении своего Пленума от 31 октября 1995 г. N 8. Однако, в последнее время, в связи с принятием поправок в российский Основной закон, положение международных договоров в российской правовой системе несколько ухудшилось с точки зрения их юридической силы.
Теперь недостаточно просто одного факта подписания (ратификации и т.п.) международного соглашения и наличия в нём определённых норм. С 2020 года решения международных органов, в т.ч., судов, принятые в соответствии с этими нормами, проверяются Конституционным судом РФ на предмет соответствия Основному закону нашего государства. Лишь в случае обнаружения такого соответствия решение может быть исполнено.
К нормативным правовым актам ряд однозначно можно отнести и решения судов. Так, в англосаксонской правовой системе источником права служит прецедент – судебное решение, имеющее силу для неопределённого круга лиц. Конечно же, нужно отметить сходные правоотношения и некоторые другие нюансы прецедента. Такое положение дел не характерно для континентальной системы права, к которой относится российская. Тем не менее ряд позиций высших судов в России также можно отнести к источникам права, они в полной мере отвечает всем признакам нормативного правового акта.
Из приведённого можно сделать вывод, что нормативные правовые акты могут быть структурированы по разному. Классификация НПА может быть осуществлена на основании:
- градации юридической силы актов
- сферы их применения (предмету регулирования)
- уровней власти и территории (федеральные, региональные, местные)
- сроку действия (срочные, постоянные)
- субъектам правотворчества и иным параметрам
В России предпринимались попытки упорядочить НПА, даже была создана Концепция системы классификации правовых актов РФ, в её создании поучаствовали видные учёные-правоведы. Однако, классификатор не был претворён в норму, в настоящее время его функции исполняет портал официальной публикации правовых актов в сети Интернет. Тут классификатор существует, его можно посмотреть, перейдя по специальной ссылке:
Согласно с данным классификатором, в РФ существует 71 вид правовых актов, не все из них, правда, являются нормативными. Ненормативные правовые акты здесь также содержатся. Данный список вряд ли можно считать исчерпывающим – правовая система находится в постоянном движении и развитии.
* Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – “Проспект”, 2016 г.
** Алексеев С.С. Проблемы теории права. В 2-х томах. Том 2. Курс лекций. – Свердловск: изд-во Свердл. юрид. ин-та, 1973 г.
*** Нормативный правовой акт в условиях современной российской теории и практики (С.В. Бошно, “Ваш налоговый адвокат”, N 11, ноябрь 2008 г.)
****Байтин М. И. Сущность права (современное нормативное правопонимание на границе двух веков). – Саратов, 2005. С. 67.
Ещё по теме “Нормативные правовые акты: природа и виды”:
Источник