19 (102.). Правовая природа поручений Президента
Поручения Президента РФ содержатся в указах и распоряжениях, а также в директивах Президента РФ или оформляются в установленном порядке на бланках со словом «Поручение«. Также они могут оформляться в видеперечней порученийПрезидентаРФ.
В поручении и перечне поручений Президента РФ должны быть указаны фамилия и инициалы ДЛ, которому дано поручение (исполнитель), а также срок, необходимый для его надлежащего исполнения.
Подготовка проектов поручений и перечней поручений осуществляется Администрацией Президента РФ.
Порядок подготовки проектов поручений и перечней поручений Президента РФ и требования к их оформлению утверждаются Руководителем Администрации Президента РФ.
Исполнитель обязан не позднее установленного срока представить доклад на имя Президента РФ, в котором должны быть отражены конкретные результаты исполнения поручения Президента РФ.
В случае если поручение Президента РФ дано нескольким исполнителям, доклад на имя Президента РФ о его исполнении представляет исполнитель, указанный в нем первым. При этом он несет ответственность за своевременное представление доклада об исполнении поручения или указания Президента РФ.
Доклады, представленные на имя Президента РФ, в порядке, установленном Руководителем Администрации Президента РФ, рассматриваются в Администрации Президента и докладываются Президенту.
В случае если в результате исполнения поручения Президента в ГД был внесен проект ФЗ либо был издан акт Президента РФ или Правительства РФ, то вместо доклада на имя Президента РФ в Контрольное управление Президента РФ представляется информация об исполнении.
При необходимости на основании указания Президента РФ по решению Руководителя Администрации Президента РФ готовится проект поручения Президента РФ. В случае его подписания соответствующее указание Президента РФ снимается с контроля.
Подготовку проекта поручения ПрезидентаРФ по результатам рассмотрения доклада об исполнении указания Президента РФ осуществляет Контрольное управление Президента РФсовместно с заинтересованными самостоятельными подразделениями Администрации Президента.
При наличии обстоятельств, препятствующих исполнению поручения Президента РФ в установленный срок, исполнитель не позднее, чем по истечении половины установленного срока представляет на имя Президента РФ обоснованные предложения по корректировке срока исполнения.
В случае, если в ходе исполнения поручения Президента РФ возникли обстоятельства, препятствующие его надлежащему исполнению в установленный срок, исполнитель представляет на имя Президента РФдоклад с указанием причин, препятствующих его своевременному исполнению, конкретных мер, принимаемых для обеспечения его исполнения, и предложений о продлении срока исполнения.
Решение о корректировке срока исполнения поручения Президента РФ либо о продлении срока исполнения поручения Президента РФ принимает Президент, либо Руководитель Администрации Президента (РАП), либо помощник Президента — начальник Контрольного управления Президента.
Решение о продлении срока исполнения поручения Президента РФ, срок исполнения которого продлевался два раза, принимает Президент РФ либо РАП. Решение о продлении срока исполнения поручения Президента РФ, срок исполнения которого продлевался три раза и более, принимает Президент РФ.
В Администрации Президента РФ подготавливается заключение об обоснованности внесенного исполнителем предложения о продлении срока исполнения поручения Президента РФ.
Решение о снятии с контроля поручения Президента РФ принимает Президент РФ, либо РАП, либо помощник Президента РФ — начальник Контрольного управления Президента РФ.
Решение о снятии с контроля поручения Президента РФ, срок исполнения которого был продлен Президентом РФ, принимает Президент РФ.
Контроль за исполнением поручений и указаний Президента РФ осуществляет Администрация Президента РФ в порядке, установленном РАП.
РАП или помощник Президента РФ — начальник Контрольного управления Президента РФ регулярно информирует Президента РФ о ходе исполнения его поручений и в случае несвоевременного или ненадлежащего исполнения поручений вносит предложение о привлечении виновных должностных лиц к ответственности.
Настоящий порядок не распространяется на решения Президента РФ, содержащиеся в протоколах заседаний Совета Безопасности РФ и оперативных совещаний с постоянными членами Совета Безопасности РФ заседаний консультативных и совещательных органов.
20. (26) Правовое положение Правительства РФ Законодательство:
Правительство РФ является высшим ИОГВ РФ. (ст.1 ФКЗ «О правительстве» от 17 декабря 1997г). Это нефедеральный орган исполнительной власти (!).
Правительство РФ (признаки):
- орган гос. власти
- осуществляет исполнительную власть в РФ
- возглавляет единую систему исполнительной власти в РФ
- является коллегиальным органом (ст. 1 ФКЗ «О правительстве») Правительство РФ состоит из членов Правительства РФ — Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров (ст. 110 КРФ).
Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия ГД и освобождается от неё на основаниях, предусмотренных законом.
Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ.
Правовую основу деятельности Правительства РФ составляют К РФ, ФКЗ, ФЗ, нормативные указы Президента РФ.
- Правительство осуществляет полномочия, возложенные на него:
- Конституцией РФ
- ФЗ
- Нормативными указами Президента РФ
В КРФ полномочия Правительства определены весьма кратко, но их перечень открытый («Правительство осуществляет иные полномочия, возложенные на него КРФ, ФЗ, указами Президента»)
Полномочия Правительства РФ, закрепленные в К РФ:
а) разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
б) обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
г) осуществляет управление федеральной собственностью;
д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ;
е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.
Правительство наделено общей компетенцией, включающей полномочия, не ограниченные конкретными отраслями и сферами деятельности. Оно контролирует и координирует деятельность ФОИВ. Правовые акты Правительства обязательны для исполнения в РФ.
- Что касается «иных» конституционных полномочий, то их конкретные виды немногочисленны, например, Правительство РФ дает заключение по определенным законопроектам (п.3 ст.104 К РФ). Конституционные полномочия отражены в ФКЗ «О Правительстве» и их можно подразделить на следующие группы:
- Полномочия по вопросам руководства ФОИВ (руководит работой данных органов и контролирует их деятельность; координирует деятельность ФОИВ, руководство которыми осуществляет Президент РФ; для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы; утверждает положения о подчиненных ему органах, Правительство вправе отменять акты ФОИВ или приостанавливать действие этих актов; ему предоставлено право учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве РФ и др.)
- Общие полномочия (В пределах своей компетенции организует реализацию внутренней т внешней политики РФ, осуществляет регулирование в соц. сфере, обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ и контролирует деятельность ее органов, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию и др.)
- Полномочия в различных сферах: экономической, социально-культурной, административно-политической, внешних отношений.
- *во многих ответах очень подробно расписаны полномочия в каждой сфере, я не стала этого делать, т.к. это можно посмотреть в ФКЗ, к тому же, это, на мой взгляд, косвенно относится к этому вопросу.
На основании и во исполнение КРФ, ФЗ, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение, которые обязательны к исполнению в РФ.
Случаи и порядок отставки Правительства РФ установлены КРФ (ст.117)
1) Правительство РФ может подать в отставку,
2) решение о его отставке может принять Президент РФ,
3) недоверие ему может быть выражено ГД, которая выносит по этому вопросу постановление, принимаемое большинством голосов от общего числа депутатов ГД, вопрос о доверии Правительству РФ может быть поставлен перед ГД его Председателем. При отказе в доверии Президент может принять решение об отставке Правительства РФ.
Основания для отставки Правительства в Конституции не обозначены.
В случае отставки или сложения полномочий Правительство РФ по поручению Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.
Источник