Правовая природа претензионного порядка

Пленум ВС закрепил правила досудебного порядка

Пленум Верховного суда утвердил разъяснения досудебного порядка урегулирования споров по гражданским и экономическим спорам. В новом постановлении говорится, когда претензия необходима, а когда в суд можно обратиться сразу. При предъявлении встречного иска претензионный порядок признали необязательным. А еще сторонам разрешили направлять претензии в мессенджерах и соцсетях, но только если они обычно так и общаются. Подробности – в наших карточках.

Новые разъяснения – первые в своем роде. Раньше Пленум не обращался к проблеме досудебного порядка урегулирования спора. По задумке Верховного суда, новое постановление обеспечит «единообразное применение» положений о досудебном порядке.

Пленум предусмотрел, что досудебное урегулирование спора – это не только формальное направление претензии ответчику. Это еще и переговоры, медиация, обращение к финомбудсмену и в государственные органы.

Медиация становится обязательной, если стороны заключили соглашение о применении процедуры и в течение оговоренного для нее срока обязались не обращаться в суд.

Верховный суд подробно объяснил, по каким спорам досудебный порядок нужно соблюдать обязательно, а по каким – нет.

Претензия нужна по спорам: Претензия не нужна:
О заключении договора в обязательном порядке. По спорам об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
Об изменении и расторжении договора. По делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.
О заключении договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд. По делам о банкротстве.
О расторжении договора постоянной и пожизненной ренты. По корпоративным спорам.
О прекращении договора пожизненного содержания с иждивением. По делам о защите прав и законных интересов группы лиц.
О расторжении договора аренды. По спорам в порядке приказного производства.
О расторжении договора перевозки груза или пассажира. По искам об обращении взыскания на заложенное имущество.
О расторжении договора банковского счета. По искам к субсидиарному должнику при отсутствии договорных отношений.
По спорам об ОСАГО. По делам о возмещении убытков, возникших вследствие причинения вреда.
О нарушении исключительных прав. По искам с регрессными требованиями о возмещении вреда.
О досрочном прекращении правовой охраны товарного знака. По спорам о признании сделки недействительной.

Прокурор, который хочет обратиться с иском в суд, не должен соблюдать обязательный претензионный порядок. Это положение относится к госорганам и органам местного самоуправления, если они обращаются за защитой публичных интересов, прав и законных интересов организаций и граждан.

Читайте также:  Какую природу любил тютчев

В случае, если требования нескольких истцов могут быть рассмотрены самостоятельно, каждый из них должен подать свою претензию – даже если в суд они планируют обратиться вместе. Если требование предъявляется к нескольким ответчикам, то претензию нужно направить каждому из них.

Если правопредшественник уже подал претензию, то новый обладатель права требования может не соблюдать обязательный досудебный порядок.

Также Пленум уточнил, что при предъявлении встречного иска соблюдение досудебного порядка не требуется.

Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, также освобождены от обязанности соблюдения досудебного порядка.

Претензию можно вручить адресату лично, направить ему почтой или с помощью иных служб доставки. Отправитель может выбрать как заказное письмо, так и письмо с описью вложения. Но стороны в соглашении могут предусмотреть, что юридически значимые сообщения должны передаваться только с описью.

Пленум разрешает направить претензию через электронную почту, соцсети и мессенджеры – но только в случае, если стороны договорились об этом в своем соглашении, либо если такой способ общения является обычной деловой практикой для сторон по спору.

Доказать доставку претензии в таком случае можно в том числе с помощью заверенных участниками спора распечаток скриншотов с указанием адреса интернет-страницы, с которой сделана распечатка, а также точного времени ее получения.

По аналогии с принятыми сегодня разъяснениями порядка апелляционного и кассационного обжалования Пленум призывает суды не наказывать стороны за технические ошибки.

Если в обращении истца содержится указание на конкретный материально-правовой спор, связанный с нарушением прав истца, то несовпадение сумм основного долга, неустойки, процентов, указанных в обращении и в исковом заявлении, «само по себе не свидетельствует о несоблюдении обязательного досудебного порядка».

Истец вправе заявить в претензии только требование по основному долгу. Это не помешает взыскать неустойку в ходе судебного разбирательства.

Если же истец планирует взыскать неустойку в рамках отдельного процесса, ему нужно будет заявить повторную претензию, которая будет касаться именно этой санкции. Такие нормы применяются и при взыскании процентов по правилам ст. 317.1 и ст. 395 ГК.

Пленум предусмотрел послабления в части документов, которые надо прикладывать к претензии.

Например, истец не смог представить все документы или сведения, предусмотренные федеральным законом или договором для досудебного урегулирования спора. При этом имеющиеся документы «с очевидностью свидетельствуют о существе и размере заявленных требований» либо у самого должника есть недостающие документы. В таком случае порядок досудебного урегулирования спора считается соблюденным.

Читайте также:  Право залога его правовая природа

Ответчик, обнаруживший нехватку документов, обязан сообщить истцу.

Стороны могут заменить обязательный досудебный порядок на любую другую примирительную процедуру, даже если до этого такая процедура не согласовывалась.

Досудебный порядок в виде примирительной процедуры – например, переговоров или медиации – считается соблюденным при предъявлении документов, подтверждающих его использование. К таким документам Пленум относит протокол разногласий, соглашение сторон о прекращении медиации без достижения согласия и заявление об отказе от продолжения медиации.

Если потенциальный истец направил другой стороне предложение о переговорах или медиации, но не получил ответа в 30-дневный срок, то досудебный порядок будет считаться соблюденным.

Большой блок разъяснений ВС посвящен досудебному порядку для граждан, которые спорят с продавцами, банками и страховыми компаниями.

Условие договора о соблюдении досудебного порядка урегулирования потребительского спора, если такой порядок не установлен законом, является ничтожным. К досудебному порядку не относится требование о соразмерном уменьшении покупной цены, об устранении недостатков товара, о замене товара ненадлежащего качества. Но если потребитель хочет получить дополнительные деньги в виде штрафа, то такое требование нужно заявить до суда.

В спорах с финансовыми организациями потребитель должен сначала обратиться к финомбудсмену, если его требования не превышают 500 000 руб. Сюда относятся споры с банками и со страховыми компаниями. Обратиться в суд можно только после того, как финансовый уполномоченный закончит рассмотрение спора, либо в случае несогласия с принятым им решением.

Требования потребителей о получении страхового возмещения по ОСАГО финомбудсмен рассматривает вне зависимости от их размера. А для споров по добровольному автострахованию (КАСКО) – только по требованиям менее 500 000 руб.

Источник

Претензионный порядок урегулирования споров, практика

В нашем государстве проведение претензионной работы является максимально эффективным средством для грамотного воздействия на контрагента с целью принудить его оплатить товар, оказать определенные услуги либо выполнить иные обязательства, предусмотренные договорными отношениями между организациями.

Претензионный порядок урегулирования спора можно назвать особой, примирительной процедурой, осуществление которой происходит путем предъявления претензии, с одной стороны, и дачи письменного ответа на данный документ — с другой.

Суть претензионного порядка заключается в том факте, что ответчику заранее, до обращения в арбитражный суд, предъявляются определенные требования, касающиеся претензий, которые имеются у организации.

Как показывает судебная практика, претензионный порядок оказывает благотворное влияние и на интересы самого ответчика, поскольку дает ему реальный шанс удовлетворить требования контрагента в добровольном порядке, а, следовательно, избежать дополнительных денежных расходов, которые обязательно появились бы у него, в случае передачи дела в арбитражный суд.

Читайте также:  Вода природная сила земли

В тех случаях, когда дело все-таки поступило в судебный орган и стороны не смогли урегулировать спор мирным путем, заинтересованное лицо, то есть истец, обязательно должно предоставить доказательства того, что им были приняты абсолютно все меры по урегулированию конфликта мирно и проведению претензионной работы, если данные условия были установлены положениями договора между сторонами.

Как видно из многочисленных примеров судебной практики, отказы от рассмотрения исков, выданные судебными органами, чаще всего вынесены именно по причине несоблюдения претензионного порядка по урегулированию существующего спора.

С точки зрения действующего процессуального законодательства РФ, под несоблюдением претензионного порядка понимается следующее:

— непредъявление соответствующей претензии с разъяснениями о невыполнении стороной собственных договорных обязательств, а также указание о дальнейшей передаче дела в суд, если требования одной из сторон договора не будут исполнены надлежащим образом;

— нарушение установленного порядка ее непосредственного предъявления;

— отсутствие обязательного ответа на предъявленную претензию или нарушение установленного порядка представления ответа на нее, со стороны адресата.

Любое из данных нарушений повлечет за собой появление негативных последствий, главное, из которых, как правило, заключается в невозможности обращения в суд с целью защиты собственных прав и интересов.

Содержанию и правилам составления претензии следует уделять особое внимание. Требования, изложенные в документе, обязательно должны быть обоснованы.

Например, известны случаи, когда лицо, получившее претензию, просто не понимало, о каких договорных обязательствах идет речь. Результатом этого становилось отсутствие ответа на претензию и последующая передача дела в арбитражный суд.

В содержании претензии обязательно должны иметься ссылки на документ, по которому возникли обязательства сторон, чаще всего в роли него выступает договор, а также указаны сведения в пунктах данного договора, которые применимы в данной ситуации.

В практике наиболее часто встречаются претензии, связанные с неисполнением обязательств по договору поставки, перевозки, аренды и строительного подряда. Как правило, в них всегда имеются указания на обязательный претензионный порядок урегулирования споров, а этом значит, что он его соблюдение является неотъемлемой частью разрешения конфликтных ситуаций между контрагентами.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник

Оцените статью