Правовая природа социальной политики

социальная политика / Правовое обеспечение социальной политики

Социальная политика: Учебное пособие для студентов вузов по специальности «Социальная работа»/ М.С. Гальперин. — Комсомольск-на-Амуре: Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет, 2003.- 94 с. : ил.

6 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ // Свидерская, В.В. и др. Социальная политика.- Объем главы c.83-89

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Отметим, что в переходный период закладываются и уточняются правовые основы социального регулирования нового типа, при этом обновляются, воссоздаются или создаются заново отдельные элементы и весь механизм этого регулирования, разрабатываются его исходные параметры и нормативы. И уже в переходный период, в частности, принимаются ключевые законы, которые регулируют как рамки и порядок проведения всего комплекса социальных мер, так и конкретных направлений социальной политики. Формируется методологический инструментарий последней, т.е. такие фундаментальные категории, как прожиточный минимум, минимальная заработная плата и т.д. В этих же рамках происходит закономерное совершенствование системы социальных индикаторов, методики внесения корректив в важнейшие социальные выплаты и определение бесплатной (и относительной) величины различных социальных услуг и т.п.

Далее. Поскольку в основе социальной политики лежат императивные представления о необходимости коллективной социальной безопасности своих членов, о возможности сознательного управления социальными процессами и т.д., создание определенных правовых условий для достойной жизни и развития личности не является частным делом, а представляет собой серьезную, общественно-значимую задачу.

В самом общем виде правовые основы современной социальной политики содержатся в действующей (с 1993 г.) Конституции Российской Федерации. Впоследствии правовая сторона социальной сферы получила дальнейшее развитие в многочисленных федеральных правовых документах, часть из которых упоминалась в ходе нашего анализа.

Приоритетное место в этом законодательно утвержденном, функционально-целевом перечне социальной политики отводится следующим аспектам:

1. Прямая помощь наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения для предоставления минимального уровня социальной защиты со стороны государства;

Читайте также:  Способы защиты природы от загрязнения

2. Сдерживание безработицы, формирование квалифицированной рабочей силы через перестройку программ занятости и профессиональной подготовки и переподготовки в масштабах адекватных потребностям современного этапа развития производства;

3. Нейтрализация инфляции, которая ведет к обесцениванию доходов и сбережений населения, а также регулирование динамики индивидуального потребления и доходов в рамках проведения комплексной политики доходов;

4. Поддержание в нормальном состоянии, развитие и структурная перестройка отрасли социально-культурной сферы (о содержании которого говорилось выше).

Такова в общем виде интерпретация основных целевых функций социальной политики в их динамическом соотношении, характерная для переходного периода. С постепенным же выходом экономики из кризисного состояния и созреванием предпосылок для последующего экономического роста, возникнет необходимость дальнейшего укрепления как материальной структуры, так и юридической, т.е. соответствующего правового поля для проведения все более активного и сильного варианта внешней политики.

Подводя, таким образом, черту под сделанным анализом, дающим, на наш взгляд, более или менее целостное представление об основных аспектах социальной работы, мы можем в сжатом «брифинговом» виде сделать заключительное реконструирование объекта данного анализа.

Итак, если начинать со сводной дефиниции, социальная политика представляет собой совокупность решений, принимаемых органами государственного управления, работодателями, профсоюзными и другими общественно-политическими структурами. Она направлена на повышение уровни жизни общества, а также комплекса мероприятий, способствующих практическому осуществлению этих решений.

В контексте данного определения правомерно рассматривать социальную политику через призму двух самостоятельных блоков (срезов), которые, тем не менее, органически взаимосвязаны между собой.

Первый блок — это собственно социальная политика, или социальная политика в узком смысле слова. Ее составляющими являются:

▪ социальная защита и поддержка населения;

▪ социально-культурные сферы деятельности в многообразии ее видов, которые оказывают непосредственное влияние на уровень жизни населения.

Читайте также:  Австралия природные богатства страны

Второй блок — это социальная политика в широком смысле слова. Этот ее срез предусматривает мероприятия, охватывающие все стороны жизни населения, включая обеспеченность людей товарами, жильем, услугами социальной инфраструктуры, рабочими местами, необходимыми денежными доходами, нормальными экономическими условиями жизнедеятельности.

Таким образом, объектами социальной политики являются представители социально наиболее уязвимой части населения.

Социальная политика, будучи стержневой составляющей общественного развития, формируется и корректируется под постоянным воздействием комплекса разнообразных факторов, в частности:

  • а) политическое влияние;
  • б) экономическое положение — на макро- и микроуровнях;
  • в) региональные условия.
  • Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.);
  • Закон «Об основах социального обслуживании населения в Российской Федерации» (10.12.1995);
  • Закон «О ветеранах» (12.01.1995);
  • Закон «О социальной защите инвалидов» (24.11.1995);
  • Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (22.08.1996);
  • Закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях» (26.05.1996);
  • Закон «Об основах федеральной жилищной политики» (1992 г.);
  • Государственные целевые программы «Жилище», «Культура», «Образование», «Здоровье» и другие законодательные акты.
  • — стабилизацию уровня жизни населения;
  • — сокращение масштабов бедности (= нищеты);
  • — уменьшение разрыва в уровне жизни между различными категориями населения;
  • — недопущение массовой безработицы;
  • — усиление защиты трудовых и социальных прав трудящихся.
  • стабильный экономический рост;
  • ориентация экономики на более эффективное удовлетворение потребностей человека.
  • выравнивание условий бюджетного финансирования социально значимых расходов;
  • поддержки социальных реформ и социального развития проблемных регионов;
  • адаптации социальных реформ к северным и другим территориям с особыми условиями проживания.

Источник

Оцените статью