Правовая природа товарного знака

1.3. Правовая природа товарного знака как объекта интеллектуальной собственности

Для того чтобы понять структуру данного вопроса, необходимо сначала определить товарный знак, а также выявить правовую природу этого явления и описать его основные особенности. «Товарный знак – это обозначение, размещенное на изделии или его упаковке для индивидуализации изделия и его изготовителя. Товарный знак выступает как средство индивидуализации товаров и услуг для использования в гражданском обороте, как в материальной сфере, непосредственно товаров, имеющих материальное выражение, так и интеллектуальных товаров, не имеющих материального выражения в гражданском обороте, таких как предоставление услуг в сети Интернет». 5

Действующее законодательство определяет товарный знак как обозначение, «служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей».

Бренд – это продукт или услуга, которые имеют свойства, отличающие его от других продуктов, предназначенных для удовлетворения той же потребности. Эти различия могут быть функциональными, рациональными, осязаемыми – связанными с производительностью бренда. Они также могут быть символическими, эмоциональными, неосязаемыми, связанными с тем, что представляет собой сам бренд.

Можно также дать понятие товарного знака через следующее определение, которое дает описание товарный знак как «обозначение, способное отличать товары одних юридических или физических лиц от однородных товаров других юридических или физических лиц». Товарный знак служит средством привлечения и информирования потенциальных потребителей о наличии в этом продукте те свойства, которые направлены на удовлетворение потребностей и личных предпочтений, демонстрирует наличие определенных качественных характеристик за счет художественных и проектно–технического уровня продукции и качества предоставляемых услуг. «Торговая марка – это специальный правовой институт для борьбы за качество продукции. Наличие товарного знака на изделии или его упаковке обязывает компанию ценить честь своего бренда и постоянно улучшать качество продукции, ее отделку и упаковку». 6

Читайте также:  Все памятники природы тюменской области

Товарный знак выполняет целый ряд значительных функций, присущих его правовой природе. Товарный знак выступает, таким образом, функцией гарантии защиты интересов потребителя, то есть предприниматель обеспечивает поддержание неизменного наличия определенных качественных характеристик продукции, которые, как правило, ассоциируются у потребителя с данным товарным знаком. Его индивидуализирующая функция обеспечивает узнаваемость данной категории товаров потенциальным потребителем. Рекламная функция обеспечивает широкую узнаваемость определенного товарного знака среди аудитории потенциальных потребителей. Охранительная функция устанавливает определенный правовой режим для участников гражданского оборота, охраняет их права путём некоторой индивидуализации производителя и производимых им товаров или оказываемых услуг. Так, правовая охрана товарных знаков имеет своей целью защиту производителей и потребителей, помогает предотвращать незаконное копирование маркированных знаками товаров и поэтому существует практически во всех государствах.

Товарный знак для его идентификации обладает определенными характерными признаками. Особенно стоит выделить различительную способность товарного знака – «способностью вызывать у потребителя ассоциативные образы, необходимые и достаточные для индивидуализации товара и его производителя». Товарный знак, по своей природе, есть условное обозначение, обладающее определенной новизной в обороте и явно выраженной различительной способностью, зарегистрированное в установленном законодателем порядке в качестве товарного знака.

Источник

Оцените статью