Общие черты правового режима природных объектов
Под правовым режимом природных объектов понимается совокупность правовых методов и мер регулирования общественных отношений по поводу земли, недр, вод, других природных богатств как объектов собственности, пользования и охраны.
Природоресурсные акты законодательства, регулируя отношения использования и охраны «своих» природных ресурсов, предусматривают, что при этом должны соблюдаться требования по охране других природных ресурсов и окружающей среды в целом, реализуя этим принцип экосистемного подхода к регулированию экологических отношений.
При регламентации использования природных ресурсов и их охраны от вредных воздействий общими являются требования, касающиеся:
· основ регулирования права природопользования, включая регулирование видов природопользования, юридически значимых принципов природопользования, субъектов и объектов природопользования, оснований возникновения, изменения и прекращения права природопользования;
· информационного обеспечения природопользования и охраны природных объектов относительно прав на информацию о состоянии природных объектов, мониторинга окружающей среды и отдельных природных объектов и др.;
· экологического нормирования, в части нормирования качества почв, вод, атмосферного воздуха;
· лицензирования и заключения договоров на природопользование и осуществление иной экологически значимой деятельности;
· экологической сертификации природных объектов, товаров и услуг;
· осуществления экономических мер обеспечения рационального природопользования;
· экологического государственного надзора, производственного и общественного контроля в области рационального использования и охраны земель, вод, недр и иных объектов окружающей среды;
· применения мер ответственности за нарушение правил использования и охраны окружающей среды;
При рассмотрении особенностей правового режима природных объектов важно иметь в виду, что в соответствии со ст. 72 Конституции РФ земельное, водное и лесное законодательство, а также законодательство о недрах является предметом совместного ведения РФ и субъектов РФ. Такой же статус имеет законодательство об охране атмосферного воздуха и о животном мире.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник
21.Правовая охрана природных объектов (понятие, содержание)
Охрана окружающей среды – это деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (природоохранная деятельность).
В соответствии с данным определением можно выделить следующие направления охраны природы:
1) сохранение и восстановление природной среды
2) рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов
3) предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду
4) ликвидация последствий негативного воздействия.
Под требованиями в области охраны окружающей среды (природоохранными требованиями) понимаются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия ограничения или их совокупность, установленные законодательством, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в данной сфере.
Т.о., данные требования могут быть установлены:
1) законодательством (на уровне РФ и субъектов РФ)
2) нормативно-технической документацией (стандарты, нормативы).
Объектами охраны являются:
— поверхностные и подземные воды;
— леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;
— атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
В первую очередь охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, которые не были подвержены антропогенному воздействию.
Естественная экологическая система представляет собой объективно существующую часть природной среды, имеющую пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом вещества и энергии.
Природный ландшафт – территория, не подверженная изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризующаяся сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, которые сформированы в единых климатических условиях.
Природный комплекс – это комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, которые объединены географическими и иными соответствующими признаками.
— объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия;
— государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно- оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы;
— исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ;
— объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение;
— континентальный шельф и исключительная экономическая зона РФ;
— редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.
Для обеспечения охраны указанных природных объектов вводится особый правовой режим и создаются особо охраняемые природные территории.
Запрещается хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает негативное воздействие на окружающую среду и ведет к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
Источник
Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 N 33-ФЗ (последняя редакция)
С 01.09.2023 в абз. 1 преамбулы вносятся изменения (ФЗ от 18.03.2023 N 77-ФЗ). См. будущую редакцию.
Особо охраняемые природные территории — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
С 01.09.2023 абз. 3 преамбулы излагается в новой редакции (ФЗ от 18.03.2023 N 77-ФЗ). См. будущую редакцию.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.
- Раздел I. Общие положения
- Статья 1. Законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях
- Статья 2. Категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития
- Статья 2.1. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- Статья 3. Утратила силу
- Статья 3.1. Особенности регулирования земельных и градостроительных отношений в населенных пунктах в составе особо охраняемых природных территорий
- Статья 4. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий
- Статья 5. Участие граждан, а также общественных объединений и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, в организации, охране и использовании особо охраняемых природных территорий
- Статья 5.1. Порядок посещения особо охраняемых природных территорий
- Статья 6. Общие положения о государственных природных заповедниках
- Статья 7. Задачи государственных природных заповедников
- Статья 8. Порядок создания государственных природных заповедников
- Статья 9. Режим особой охраны территорий государственных природных заповедников
- Статья 10. Государственные природные биосферные заповедники
- Статья 11. Управление государственными природными заповедниками
- Статья 12. Общие положения
- Статья 13. Основные задачи национальных парков
- Статья 14. Порядок создания национальных парков
- Статья 15. Режим особой охраны территорий национальных парков
- Статья 16. Управление национальными парками
- Статья 17. Особенности предоставления земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в аренду гражданам и юридическим лицам для осуществления рекреационной деятельности на территориях национальных парков
- Статья 18. Общие положения
- Статья 19. Порядок создания природных парков
- Статья 20. Управление природными парками
- Статья 21. Режим особой охраны территорий природных парков
- Статья 22. Общие положения
- Статья 23. Порядок создания государственных природных заказников
- Статья 24. Режим особой охраны территорий государственных природных заказников
- Статья 25. Общие положения
- Статья 26. Порядок признания территорий, занятых памятниками природы, особо охраняемыми природными территориями
- Статья 27. Режим особой охраны территорий памятников природы
- Статья 28. Общие положения
- Статья 28.1. Порядок создания дендрологических парков и ботанических садов
- Статья 29. Режим особой охраны территорий дендрологических парков и ботанических садов
- Статья 30. Утратила силу
- Статья 33. Государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
- Статья 34. Права должностных лиц органов и государственных учреждений, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
- Статья 35. Охрана территорий природных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения
- Статья 36. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий
- Статья 37. Международные договоры
- Статья 38. Заключительные положения
Источник