Правовое регулирование рационального использования природных ресурсов

4.5. Нормативные акты по рациональному природопользованию

Как уже отмечалось выше, среди законов, которые регу­лируют экологические правоотношения, можно выделить две группы: природоохранные и природоресурсных.

Природоресурсные нормативные акты регулируют обще­ственные отношения, которые складываются в сфере раци­онального использования отдельных видов природных ресур­сов и объектов природы: земли, недр, воды, лесов, атмо­сферного воздуха, животного мира, особо охраняемых территорий.

В группу федеральных законов, которые являются осно­вополагающими нормативными актами, входят следующие: Земельный кодекс РФ, Закон РФ «О недрах», Водный ко­декс РФ, Лесной кодекс РФ, Федеральный закон «О живот­ном мире», Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха», Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Все перечисленные законодательные акты определяют объекты и субъекты регулируемых правоотношений, основа­ния пользования указанными объектами, сферу и систему государственного управления, а также содержат ряд норм, которые направлены на регулирование рационального ис­пользования природных ресурсов. Для этих нормативных ак­тов характерно наличие некоторых общих признаков.

  1. Природные ресурсы могут находиться в разных формах собственности, но они являются специфическим объек­том собственности, так как используются всем обществом, и поэтому государство ограничивает право собственности на природные ресурсы, устанавливая определенные права и обязанности собственников, определяя целевое назначение природных ресурсов.
  1. Значимым, с точки зрения правового регулирования, является содержание понятия «охрана и рациональное ис­пользование природного ресурса». Какие качества природ­ного ресурса являются приоритетными? Например, вода может использоваться для питья, для хозяйственных нужд, как судоходный путь и т. д. Если вода используется как судо­ходный путь, то ее чистота не имеет решающего значения. Законодательство определяет, что приоритетным качеством воды является ее пригодность для питья, т. е. чистота.
  1. Выполнение любых предписаний невозможно без нали­чия ответственности. Норма права — это не рекомендация, а повеление, за которым стоит авторитет государства.
  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли населенных пунктов;
  • земли специального назначения (промышленность, транс­ порт, энергетика, оборона);
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда;
  • земли особо охраняемых территорий;
  • земли запаса.
  • поддержание оптимальных условий водопользования, качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отве­чающем санитарным и экологическим требованиям;
  • защита водных объектов от загрязнения, засорения и истощения;
  • предотвращение или ликвидация вредного воздействия вод, а также сохранение биологического разнообразия вод­ных экосистем.
Читайте также:  Главные составляющие природы международного частного права

Источник

Правовое регулирование природопользования

Правовое регулирование как основное условие рационального природопользования

Основным условием стабильного существования человека служит использование для жизнеобеспечения естественных ресурсов и условий природы, что позволяет удовлетворить все виды потребностей человека. Однако, как показывает опыт, общество само не в состоянии осуществлять рациональное природопользование, даже при наличии необходимых знаний. Это естественно, ведь человеку свойственно в первую очередь думать о собственных нуждах, а потом уже о чужих, делать приоритет в пользу сиюминутной выгоды перед долгосрочной.

Поэтому обеспечить некоторую гарантию осуществления рациональности природопользования можно на сегодняшний день только посредством его правового регулирования. Использование природы при этом может происходить на основе прав собственности и пользования.

Право природопользования представляет собой систему правовых норм, предназначенных регулировать общественные отношения в области использования полезных свойств, присущих естественным природным ресурсам.

Виды правового регулирования

Основа правового регулирования природопользования – это экологическое законодательство, призванное обеспечивать правовую защиту природной среды. В его структуру входят нормативно-правовые акты разного ранга. Сюда относятся эколого-правовые статьи Конституции, различные законы страны и отдельных субъектов федерации.

Кроме того, нормативно-правовое регулирование природопользования может осуществляться на основании указов, декретов и директив Президента, постановлений и распоряжений правительства, нормативных актов министерств и ведомств, а также международно-правовых актов. Все они иерархически соподчинены, в частности, существует принцип примата международного экологического права.

Эволюция экологического права

Процесс появления и последующего развития нормативных природоохранных мер условно можно разделить на несколько этапов:

  1. появление и развитие отдельных природно-ресурсных правовых отраслей, например, лесного, земельного, водного права;
  2. объединение этих отраслей права в общей структуре природно-ресурсного права;
  3. формирование и развитие правовых норм в области охраны природы в качестве относительно самостоятельного эколого-правового комплекса;
  4. формирование комплексной юридической отрасли права – экологического права на основе синтеза природно-ресурсных и природоохранных норм права;
Читайте также:  Крупнейшим поставщиком природного газа является

Первый этап насчитывает как минимум несколько тысячелетий, в основном он был завершен к началу 1980-х годов.

На втором этапе при сохранении некоторой самостоятельности, происходит интеграция природно-ресурсных отраслей права, поскольку все основные объекты отдельных природно-ресурсных отраслей также тесно взаимосвязаны. Поэтому любое воздействие на одни из них неизбежно отражается на состоянии всех остальных. Правовое регулирование отношений в области этих компонентов природы также имеет много общих аспектов, в плане отношений собственности, управления и природопользования.

На третьем этапе в правовых нормах начинает отражаться понимание того, что объекты природы являются необходимыми компонентами окружающей человека природной среды, и их роль не только экономическая, но и экологическая.

Со временем было доказано, что почти любая деятельность человека может быть вредной природе (окружающей среде), а это сопряжено с серьезной опасностью для всего человечества. Вследствие этого, в середине $XX$ века активизируется развитие природоохранного законодательства и оформляется отдельная самостоятельная группа юридических норм – «правовая охрана природы». Нормы регулятивного и охранительного характера развивались относительно сбалансировано, и впоследствии оформились в единый комплекс природно-ресурсного права и правовой охраны природы.

На современном этапе актуальность проблем окружающей среды достигает апогея. Не только ученые, но и население понемногу осознает, что регулятивные и охранительные эколого-правовые нормы должны образовать единую систему, т.е. ресурсы должны не только использоваться человеком, но и охраняться, с одновременным действием регулятивных и охранительных норм.

Все это послужило предпосылкой для консолидации ранее разрозненных экологических норм в интегрированную совокупность, т.е. экологическое право.

Источник

Оцените статью