Лекция № 4. Правовой механизм охраны окружающей среды. Государственная экологическая экспертиза.
Целью государственного регулирования управления экологопользованием и охраной окружающей среды является создание такой системы общественных и производственных отношений, которая бы:
- соответствовала объективным законам экологических систем, в которых функционирует данный вид производственных систем;
- была устойчивой, саморегулирующейся. Поэтому осуществляется стандартизация хозяйственной деятельности с позиции интересов ее экологизации;
- развивала систему производственных отношений, и каждый ее элемент и не вступала в конфликт с законами окружающей среды. Необходим скрупулезный контроль за деятельностью, размещением средств производства и их экологической совместимостью, а поэтому предусмотрена экологическая экспертиза хозяйственной деятельности;
- как производственная, так и экологическая система развиваются непрерывно, в связи, с чем законодательством предусмотрена система государственного, ведомственного и общественного контроля, основанная на мониторинге экологических систем.
Все эти четыре направления государственной деятельности составляют систему организационно-правового обеспечения экологопользования и охраны окружающей природной среды.
К основным элементам организационного механизма относится:
— мониторинг окружающей среды, сбор и обобщение иной информации, прямо или косвенно связанной с состоянием природоресурсного потенциала или характеризующей экологическую обстановку, — ведение кадастров природных объектов, реестров объектов, оказывающих вредное воздействий на окружающую среду или потенциально способных оказать такое воздействие;
— прогнозирование и планирование мероприятий в области природопользования и охраны окружающей среды;
— нормирование воздействий на окружающую среду;
— экологическая экспертиза, иные виды экспертиз, связанные с недопущением ухудшения окружающей среды;
— распоряжение природными объектами (предоставление и изъятие участков природной среды), выдача разрешений на воздействия на окружающую среду или функция по лицензированию воздействий на окружающую среду;
— государственная регистрация прав на некоторые природные объекты;
— организация экологического воспитания, образования, научных исследований.
1. Государственные кадастры природных ресурсов и объектов.
Информационная функция — это кадастровая функция, или функция учета и ведения кадастров природных ресурсов. Именно информационная функция должна служить основой обеспечения государственного и муниципального управления природными ресурсами, качеством окружающей среды, включая экономическую оценку и установление платы за пользование окружающей средой и ее отдельными компонентами (налоги, плата за негативное воздействие и др.), прогнозирование и планирование мероприятий в области природопользования и охраны окружающей среды, предоставление в пользование участков природной среды, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, организацию государственного экологического контроля. Конституционное закрепление права каждого на экологическую информацию также может быть гарантировано реализацией данной функции управления.
Государственные кадастры природных ресурсов и объектов — свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих качество и количество природного ресурса, состав и категории пользователей.
На основе кадастров проводится основная оценка природного ресурса, его продажная цена, система мер по восстановлению нарушенного состояния природы.
Данные, содержащиеся в кадастрах, являются основой для принятия решения о предоставлении природного ресурса в пользование.
Кадастры ведутся по отдельным видам природных ресурсов и по территориям.
Виды государственных кадастров
Источник
20. Правовой механизм охраны окружающей среды.
Правовой механизм представляет собой систему организационно-правовых мероприятий, направленных на сохранение, рациональное природопользование и воспроизводство природной среды.
ПМ состоит из 4 элементов:
1) природоохранительные нормы
Цель — закрепление в законодательстве базовых принципов, приоритетов в области охраны окр среды. Они представляют основу развития экологического законодательства.
2) экологизированные нормы
Цель — довести до хоз субъектов содержание и требования природоохранительных норм.
Цель — гарантированность исполнения природоохранительных и экологизированных норм.
4) эколого-правовые отношения
Это результат применения предыдущих 3 элементов.
Условия эффективности деятельности правового механизма:
1) содержание природоохранительной нормы должно иметь экологическое обоснование.
2) обязателен процесс экологизации всей системы законодательства.
3) наряду с юр гарантиями должны применяться экономические (наличие и выделение средств), организационные (совершенствование системы гос управления в экологической сфере) и идеологические (повышение уровня экологической культуры, воспитания) гарантии.
4) все условия эффективности должны действовать в комплексе.
21. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды (экономический механизм).
Появился с принятием закона в 1991 г. Но упоминание о необходимости экономических методов было еще в ЦККПСС в 1988 г.
В нынешнем законе 2002г есть гл. 4 -‘экономическое регулирование в области охраны окр среды.
Основной задачей экономического регулирования является обеспечение научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окр среды.
Суть экономического регулирования заключается в закреплении в законодательных актах экономических стимулов, экономической заинтересованности хоз субъектов в охране окр среды.
Ст. 14 гл. 4 — методы экономического регулирования:
1) разработка гос прогнозов соц-экономического развития на основе экологических прогнозов;
2) разработка фед программ в области экологического развития РФ
3) разработка и проведение мероприятий по охране окр среды
4) установление платы за негативное воздействие на окр среду
5) установление лимитов на загрязнение окр среды
6) проведение экономической оценки природных и пиродно-антропогенных объектов
7) проведение экономической оценки воздействия на окр среду
8) предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технолгий
9) поддержка предпринимательской иновационной деятельности (в т.ч. Экологического страхования)
10) возмещение вреда окр среде в установленном порядке
Экономические методы воздействия м разделить на:
— меры принудительного взымания с природопользователя платы за негативное воздействие на окр среду;
— предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших технологий, а также при применении нетрадиционного топлива, использование вторичных ресурсов и т.д., а также пр применении иных эффективных мер при охране окр среды
— финансирование природоохранных мероприятий, разработка прогнозов соц-экономического развития на основе экологических прогнозов, осуществление эколог-го страхования, аудирования.
Источник