Правовой механизм охраны природы

Лекция № 4. Правовой механизм охраны окружающей среды. Государственная экологическая экспертиза.

Целью государственного регулирования управления экологопользованием и охраной окружающей среды является создание такой системы общественных и производственных отношений, которая бы:

  1. соответствовала объективным законам экологических систем, в которых функционирует данный вид производственных систем;
  2. была устойчивой, саморегулирующейся. Поэтому осуществляется стандартизация хозяйственной деятельности с позиции интересов ее экологизации;
  3. развивала систему производственных отношений, и каждый ее элемент и не вступала в конфликт с законами окружающей среды. Необходим скрупулезный контроль за деятельностью, размещением средств производства и их экологической совместимостью, а поэтому предусмотрена экологическая экспертиза хозяйственной деятельности;
  4. как производственная, так и экологическая система развиваются непрерывно, в связи, с чем законодательством предусмотрена система государственного, ведомственного и общественного контроля, основанная на мониторинге экологических систем.

Все эти четыре направления государственной деятельности составляют систему организационно-правового обеспечения экологопользования и охраны окружающей природной среды.

К основным элементам организационного механизма относится:

— мониторинг окружаю­щей среды, сбор и обобщение иной информации, прямо или кос­венно связанной с состоянием природоресурсного потенциала или характеризующей экологическую обстановку, — ведение кадастров природных объектов, реестров объектов, оказывающих вредное воздействий на окружающую среду или потенциально способных оказать такое воздействие;

— прогнозирование и планирование мероприятий в области при­родопользования и охраны окружающей среды;

— нормирование воздействий на окружающую среду;

— экологическая экспертиза, иные виды экспертиз, связанные с недопущением ухудшения окружающей среды;

— распоряжение природными объектами (предоставление и изъя­тие участков природной среды), выдача разрешений на воздей­ствия на окружающую среду или функция по лицензированию воздействий на окружающую среду;

Читайте также:  Памятник природы сосна обыкновенная

— государственная регистрация прав на некоторые природные объекты;

— организация экологического воспитания, образования, науч­ных исследований.

1. Государственные кадастры природных ресурсов и объектов.

Информационная функция — это кадастровая функция, или функция учета и ведения кадастров природных ресурсов. Именно информационная функция должна служить основой обеспечения государственного и муниципального управления природными ре­сурсами, качеством окружающей среды, включая экономическую оценку и установление платы за пользование окружающей средой и ее отдельными компонентами (налоги, плата за негативное воз­действие и др.), прогнозирование и планирование мероприятий в области природопользования и охраны окружающей среды, пре­доставление в пользование участков природной среды, государ­ственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, организацию государственного экологического контроля. Конституционное закрепление права каждого на экологическую информацию также может быть гарантировано реализацией дан­ной функции управления.

Государственные кадастры природных ресурсов и объектов свод эко­номических, экологических, организационных и технических показате­лей, характеризующих качество и количество природного ресурса, состав и категории пользователей.

На основе кадастров проводится основная оценка природного ресур­са, его продажная цена, система мер по восстановлению нарушенного состояния природы.

Данные, содержащиеся в кадастрах, являются основой для принятия решения о предоставлении природного ресурса в пользование.

Кадастры ведутся по отдельным видам природных ресурсов и по тер­риториям.

Виды государственных кадастров

Источник

20. Правовой механизм охраны окружающей среды.

Правовой механизм представляет собой систему организационно-правовых мероприятий, направленных на сохранение, рациональное природопользование и воспроизводство природной среды.

ПМ состоит из 4 элементов:

1) природоохранительные нормы

Цель — закрепление в законодательстве базовых принципов, приоритетов в области охраны окр среды. Они представляют основу развития экологического законодательства.

2) экологизированные нормы

Цель — довести до хоз субъектов содержание и требования природоохранительных норм.

Читайте также:  Охрана окружающей природы кратко

Цель — гарантированность исполнения природоохранительных и экологизированных норм.

4) эколого-правовые отношения

Это результат применения предыдущих 3 элементов.

Условия эффективности деятельности правового механизма:

1) содержание природоохранительной нормы должно иметь экологическое обоснование.

2) обязателен процесс экологизации всей системы законодательства.

3) наряду с юр гарантиями должны применяться экономические (наличие и выделение средств), организационные (совершенствование системы гос управления в экологической сфере) и идеологические (повышение уровня экологической культуры, воспитания) гарантии.

4) все условия эффективности должны действовать в комплексе.

21. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды (экономический механизм).

Появился с принятием закона в 1991 г. Но упоминание о необходимости экономических методов было еще в ЦККПСС в 1988 г.

В нынешнем законе 2002г есть гл. 4 -‘экономическое регулирование в области охраны окр среды.

Основной задачей экономического регулирования является обеспечение научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окр среды.

Суть экономического регулирования заключается в закреплении в законодательных актах экономических стимулов, экономической заинтересованности хоз субъектов в охране окр среды.

Ст. 14 гл. 4 — методы экономического регулирования:

1) разработка гос прогнозов соц-экономического развития на основе экологических прогнозов;

2) разработка фед программ в области экологического развития РФ

3) разработка и проведение мероприятий по охране окр среды

4) установление платы за негативное воздействие на окр среду

5) установление лимитов на загрязнение окр среды

6) проведение экономической оценки природных и пиродно-антропогенных объектов

7) проведение экономической оценки воздействия на окр среду

8) предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технолгий

9) поддержка предпринимательской иновационной деятельности (в т.ч. Экологического страхования)

10) возмещение вреда окр среде в установленном порядке

Читайте также:  Какова природа индукционного тока

Экономические методы воздействия м разделить на:

— меры принудительного взымания с природопользователя платы за негативное воздействие на окр среду;

— предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших технологий, а также при применении нетрадиционного топлива, использование вторичных ресурсов и т.д., а также пр применении иных эффективных мер при охране окр среды

— финансирование природоохранных мероприятий, разработка прогнозов соц-экономического развития на основе экологических прогнозов, осуществление эколог-го страхования, аудирования.

Источник

Оцените статью