Правовой режим государственных природных заказников краткое

Правовой режим государственных природных заказников

Государственные природные заказники — это территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения и восстановления природных комплексов или их компонентов, а также в целях поддержания экологи­ческого баланса. Целями объявления природных комплексов государственными при­родными заказниками являются:

а) сохранение природных комплексов в естественном состоянии;

б) сохранение и воспроизводство природных ресурсов (объектов);

в) поддержание экологического баланса.

Характерная особенность заказников в том, что наряду с сохранением и воспроизводством одних видов природных ресурсов (объектов), на их территории допускается ограниченное и согласованное использование других видов природных ресурсов (объектов). Заказни­ки образуются в случаях, когда нет необходимости изымать из хозяй­ственного пользования весь природный комплекс, а достаточно лишь ограничить использование одних ресурсов при сохранении права пользо­ваться другими видами.

Задачи, профиль и особенности режима особой охраны территории каждого конкретного государственного природного заказника определя­ются положением о нем, утверждаемом Правительством РФ (органом исполнительной власти субъекта РФ). Исторически заказники создава­лись, прежде всего, как резерваты охотничьих животных.

В зависимости от конкретных задач охраны окружающей природной среды и природных ресурсов заказники могут иметь различный профиль, в том числе могут быть:

а) комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохране­ния и восстановления природных комплексов (ландшафтов);

б) биологическими (ботаническими или зоологическими), предназна­ченными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, а также видов, ценных в хозяйственном, научном и культурном отношении;

в) палеонтологические, предназначенные для сохранения ископаемых объектов;

г) гидрологические (болотные, озерные, речные, морские), предназ­наченные для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;

д) геологические, предназначенные для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы (торфяников, месторождений полезных ископаемых, примечательных форм рельефа т. д.).

На территории государственных природных заказников и их отдель­ных участках могут быть полностью или частично, постоянно или вре­менно (в том числе в определенное время года) запрещены или ограниче­ны хозяйственная, рекреационная и иная деятельность, противоречащая целям организации заказника или причиняющая вред окружающей при­родной среде.

Государственными природными заказниками не могут быть объявле­ны территории, находящиеся в границах территорий государственных природных заповедников и национальных парков. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием у пользователей земли, так и без него. В отличие от заповедников и нацио­нальных парков вокруг заказников не устанавливаются охранные зоны.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Читайте также:  Вред природе от транспорта

Источник

49.Правовой режим государственных природных заповедников и государственных природных заказников.

Государственные природные заповедники— это полностью изъятые из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образ­цы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

Государственный природный заповедник учреждается постановлением Правительства РФ при условии согласия субъектов РФ на отнесение его территории к объектам федеральной собственности.

Решение об образовании охранной зоны государственного природного заповедника принимается органом исполнительной власти субъекта РФ, который утверждает соответствующее По­ложение о ней.

Являются особо охраняемыми природными территориями федерального значения.

Чтобы обеспечить сохранение природного комплекса заповедника, законодательство предусматривает широкий ряд мер. В частности, в этих целях на прилегающих к его территории участках земли и водного пространства Правительством РФ создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.

Природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир) на территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования. На территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая его задачам. Такие задачи определяются положением о заповеднике.

В принципе запрещается нахождение в заповеднике лиц, не имеющих к нему отношения. Пребывание на территории государственных природных заповедников граждан, не являющихся работниками данных заповедников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся эти заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций государственных природных заповедников.

На территории заповедника допускаются мероприятия и деятельность, направленные на:

— сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;

— поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;

— предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;

— осуществление экологического мониторинга;

— выполнение научно-исследовательских задач;

— ведение эколого-просветительской работы;

— осуществление контрольно-надзорных функций (ст. 9 Закона «Об особо охраняемых природных территориях»).

Особую разновидность государственных природных заповедников образуют биосферные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг. В целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы, к территории государственных природных биосферных заповедников могут быть присоединены территории биосферных полигонов, в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования.

Читайте также:  Какого цвета природная смазка

Государственные природные заказники — это территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса (ст. 22 Закона об особо охраняемых природных территориях).

Государственные природные заказники предназначены для сохранения одних природных объектов или воспроизводства природных ресурсов в сочетании с ограниченным и согласованным использованием других. При этом территории, на которых расположены заказники, могут не изыматься у собственников, владельцев и пользователей земельных участков в отличие от территорий заповедников и национальных парков. Вместе с тем указанные субъекты прав на земельные участки, находящиеся в границах заказников, обязаны соблюдать установленный на их территории режим особой ох­раны и несут за его нарушение предусмотренную законом ответственность.

Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в соответствии с которым выделяются следующие виды заказников:

— комплексные (ландшафтные), предназначенные для сохранения и восстановления природных комплексов (ландшафтов);

— биологические (зоологические и ботанические), предназначенные для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и жи­вотных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;

— палеонтологические, предназначенные для сохранения ископаемых объектов;

— гидрологические (болотные, озерные, речные, морские), предназначенные для сохранения и восстановления ценных водных объектов и эколо­гических систем;

— геологические, предназначенные для сохранения объектов и комплексов неживой природы.

Правовой режим государственных природных заказников характеризуется тем, что на их территориях постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, противоречащая целям создания заказни­ка или причиняющая вред его природным комплексам и их компонентам.

Для обеспечения функционирования заказников создаются их администрации.

Источник

Правовой режим государственных природных заказников краткое

Статья 9. Режим особой охраны территорий государственных природных заповедников

С 01.09.2023 абз. 1 п. 1 ст. 9 излагается в новой редакции (ФЗ от 18.03.2023 N 77-ФЗ). См. будущую редакцию.

1. На территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.

На территориях государственных природных заповедников запрещается интродукция живых организмов в целях их акклиматизации.

С 01.09.2023 п. 1 ст. 9 дополняется новыми абз. (ФЗ от 18.03.2023 N 77-ФЗ). См. будущую редакцию.

2. На территориях государственных природных заповедников допускаются мероприятия и деятельность, направленные на:

С 01.09.2023 пп. «а» п. 2 ст. 9 излагается в новой редакции (ФЗ от 18.03.2023 N 77-ФЗ). См. будущую редакцию.

а) сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;

Читайте также:  Кругооборот воды а природе

б) поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;

в) предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;

г) осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);

(пп. «г» в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

д) выполнение научно-исследовательских задач;

С 01.09.2023 пп. «е» п. 2 ст. 9 излагается в новой редакции (ФЗ от 18.03.2023 N 77-ФЗ). См. будущую редакцию.

е) ведение эколого-просветительской работы и развитие познавательного туризма;

(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 365-ФЗ)

ж) осуществление государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

(в ред. Федеральных законов от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

С 01.09.2023 п. 2 ст. 9 дополняется пп. «з» (ФЗ от 18.03.2023 N 77-ФЗ). См. будущую редакцию.

3. В государственных природных заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы.

Размеры этих участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии.

С 01.09.2023 п. 4 ст. 9 излагается в новой редакции (ФЗ от 18.03.2023 N 77-ФЗ). См. будущую редакцию.

С 18.03.2023 не допускаются увеличение площади, изменение границ специально выделенных участков, установленных в соответствии с п. 4 ст. 9 до вступления в силу ФЗ от 18.03.2023 N 77-ФЗ.

4. На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, и осуществляется в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном государственном природном заповеднике.

5. Пребывание на территориях государственных природных заповедников физических лиц, не являющихся работниками федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками, должностными лицами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники, допускается только при наличии разрешения федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники.

С 01.09.2023 в абз. 2 п. 5 ст. 9 вносятся изменения (ФЗ от 18.03.2023 N 77-ФЗ). См. будущую редакцию.

За посещение физическими лицами территорий государственных природных заповедников в целях познавательного туризма федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление государственными природными заповедниками, взимается плата.

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 321-ФЗ)

(п. 5 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ)

Источник

Оцените статью