Правовой режим государственных природных заповедников национальных парков природных парков

105. Правовой режим государственных природных заповедников и национальных парков.

Гос. прир. заповедники – составляют основу нац. богатства страны. Цель их создания – сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира. Они полностью изъяты из хоз. использования. Они имеют огромное значение как образцы естественной природной среды.

ФЗ «Об особо охраняемых природных терр.». Статья 9. Режим особой охраны территорий государственных природных заповедников

1. На территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам гос. прир. заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.

2. На территориях государственных природных заповедников допускаются мероприятия и деятельность, направленные на (т.е. виды деятельности на терр. гос. прир. заповедников ограничены):

а) сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;

б) поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;

в) предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;

г) осуществление экологического мониторинга;

д) выполнение научно-исследовательских задач;

е) ведение эколого-просветительской работы;

ж) осуществление контрольно-надзорных функций.

3. В гос. природных заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в прир. процессы.

Нац. парки. ФЗ «Об особо охраняемых природных терр.». Статья 12. Общие положения

1. Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность…

2. Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национальных парков, предоставляются в пользование (владение) национальным паркам на правах, предусмотренных федеральными законами.

5. Национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности.

7. Вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования.

Статья 13. Основные задачи национальных парков

На национальные парки возлагаются следующие основные задачи:

а) сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;

б) сохранение историко-культурных объектов;

в) экологическое просвещение населения;

г) создание условий для регулируемого туризма и отдыха;

д) разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;

е) осуществление экологического мониторинга;

ж) восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

Статья 15. Режим особой охраны территорий национальных парков

1. На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Исходя из указанных особенностей на территориях национальных парков могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе:

Читайте также:  Возмещение вреда нанесенного природной среде

в) познавательного туризма;

д) охраны историко-культур.объектов;

е) обслуживания посетителей;

ж) хозяйственного назначения.

2. На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам, в том числе:

а) разведка и разработка полезных ископаемых;

б) деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;

в) деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима;

г) предоставление на территориях национальных парков садоводческих и дачных участков;

д) строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов;

е) заготовка древесины, промысловые охота и рыболовство;

ж) движение и стоянка механизированных транспортных средств;

з) организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий;

и) вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность.

5. Дифференцированный режим особой охраны (функциональное зонирование) национальных парков устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 16. Особенности правового положения национальных парков

1. Национальные парки являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счет средств федерального бюджета природоохранного учреждения.

4. Национальный парк может выступать учредителем и участвовать в деятельности фондов, ассоциаций и иных организаций, способствующих развитию национальных парков.

5. Земельные участки в границах нац. парков, а также находящиеся на них здания, сооружения, помещения не подлежат приватизации.

7. Национальные парки вправе иметь собственную символику

Источник

Вопрос 45. Правовой режим государственных природных заповедников и национальных парков

Государственные природные заповедники относятся к федеральной собственности. Учреждаются постановлением Правительства РФ с согласия субъекта РФ, в пределах которого они расположены. Территория их полностью изымается из хозяйственного оборота. Имущество государственных природных заповедников является федеральной собственностью. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, включенные в заповедник. Они не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами. На прилегающих к территории заповедника участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным правом природопользования.

На территории заповедника запрещается:

– деятельность, противоречащая его задачам и режиму;

– интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;

– всякое вмешательство человека в природные процессы на специально выделенных (эталонных) участках.

Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями федерального значения, предназначенными для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. Они учреждаются постановлением Правительства РФ при согласии субъектов на передачу соответствующих земель субъектов РФ в федеральную собственность.

Читайте также:  Объем природных выбросов парниковых газов

Все природные объекты, находящиеся на территории национальных парков, и все объекты недвижимости безвозмездно предоставляются им в бессрочное пользование.

На территории национальных парков вводится дифференцированный режим охраны, и создаются охранные зоны с ограниченным режимом экологопользования.

Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов РФ, которые и принимают решения об их образовании. Располагаются на землях, отданных им в бессрочное пользование, но могут включать и земли, принадлежащие иным пользователям, собственникам. Наряду с задачами по сохранению окружающей среды они занимаются созданием условий для отдыха и сохранением рекреационных ресурсов. Здесь создаются природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны.

Вопрос 46. Правовой режим государственных природных заказников

Государственные природные заказники – это территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания биологического баланса. Учреждаются с изъятием земель или без такового, могут наделяться федеральным или региональным значением и иметь различный профиль. На территории государственных природных заказников запрещается деятельность, противоречащая целям заказников или наносящая вред охраняемым объектам.

Вопрос 47. Правовой режим памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов

Памятники природы – это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природные комплексы и объекты естественного и искусственного происхождения. Объявление их может осуществляться с изъятием территории, или без такового. Правовой статус памятника природы закрепляется охранным свидетельством и паспортом, в натуре устанавливаются охранные зоны.

В отношении лечебно-оздоровительных местностей и курортов законодательством сформулированы общие запреты и ограничения деятельности, ведущей к ухудшению состояния этих объектов.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

Правовой режим государственных природных заповедников национальных парков природных парков

Статья 9. Режим особой охраны территорий государственных природных заповедников

С 01.09.2023 абз. 1 п. 1 ст. 9 излагается в новой редакции (ФЗ от 18.03.2023 N 77-ФЗ). См. будущую редакцию.

1. На территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.

На территориях государственных природных заповедников запрещается интродукция живых организмов в целях их акклиматизации.

С 01.09.2023 п. 1 ст. 9 дополняется новыми абз. (ФЗ от 18.03.2023 N 77-ФЗ). См. будущую редакцию.

2. На территориях государственных природных заповедников допускаются мероприятия и деятельность, направленные на:

С 01.09.2023 пп. «а» п. 2 ст. 9 излагается в новой редакции (ФЗ от 18.03.2023 N 77-ФЗ). См. будущую редакцию.

Читайте также:  Охрана природы пинского района

а) сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;

б) поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;

в) предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;

г) осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);

(пп. «г» в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

д) выполнение научно-исследовательских задач;

С 01.09.2023 пп. «е» п. 2 ст. 9 излагается в новой редакции (ФЗ от 18.03.2023 N 77-ФЗ). См. будущую редакцию.

е) ведение эколого-просветительской работы и развитие познавательного туризма;

(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 365-ФЗ)

ж) осуществление государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

(в ред. Федеральных законов от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

С 01.09.2023 п. 2 ст. 9 дополняется пп. «з» (ФЗ от 18.03.2023 N 77-ФЗ). См. будущую редакцию.

3. В государственных природных заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы.

Размеры этих участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии.

С 01.09.2023 п. 4 ст. 9 излагается в новой редакции (ФЗ от 18.03.2023 N 77-ФЗ). См. будущую редакцию.

С 18.03.2023 не допускаются увеличение площади, изменение границ специально выделенных участков, установленных в соответствии с п. 4 ст. 9 до вступления в силу ФЗ от 18.03.2023 N 77-ФЗ.

4. На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, и осуществляется в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном государственном природном заповеднике.

5. Пребывание на территориях государственных природных заповедников физических лиц, не являющихся работниками федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками, должностными лицами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники, допускается только при наличии разрешения федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники.

С 01.09.2023 в абз. 2 п. 5 ст. 9 вносятся изменения (ФЗ от 18.03.2023 N 77-ФЗ). См. будущую редакцию.

За посещение физическими лицами территорий государственных природных заповедников в целях познавательного туризма федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление государственными природными заповедниками, взимается плата.

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 321-ФЗ)

(п. 5 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ)

Источник

Оцените статью