Правовой режим особо охраняемых природных объектов охраняемых территорий

Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 N 33-ФЗ (последняя редакция)

С 01.09.2023 в абз. 1 преамбулы вносятся изменения (ФЗ от 18.03.2023 N 77-ФЗ). См. будущую редакцию.

Особо охраняемые природные территории — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

С 01.09.2023 абз. 3 преамбулы излагается в новой редакции (ФЗ от 18.03.2023 N 77-ФЗ). См. будущую редакцию.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.

  • Раздел I. Общие положения
    • Статья 1. Законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях
    • Статья 2. Категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития
    • Статья 2.1. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    • Статья 3. Утратила силу
    • Статья 3.1. Особенности регулирования земельных и градостроительных отношений в населенных пунктах в составе особо охраняемых природных территорий
    • Статья 4. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий
    • Статья 5. Участие граждан, а также общественных объединений и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, в организации, охране и использовании особо охраняемых природных территорий
    • Статья 5.1. Порядок посещения особо охраняемых природных территорий
    • Статья 6. Общие положения о государственных природных заповедниках
    • Статья 7. Задачи государственных природных заповедников
    • Статья 8. Порядок создания государственных природных заповедников
    • Статья 9. Режим особой охраны территорий государственных природных заповедников
    • Статья 10. Государственные природные биосферные заповедники
    • Статья 11. Управление государственными природными заповедниками
    • Статья 12. Общие положения
    • Статья 13. Основные задачи национальных парков
    • Статья 14. Порядок создания национальных парков
    • Статья 15. Режим особой охраны территорий национальных парков
    • Статья 16. Управление национальными парками
    • Статья 17. Особенности предоставления земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в аренду гражданам и юридическим лицам для осуществления рекреационной деятельности на территориях национальных парков
    • Статья 18. Общие положения
    • Статья 19. Порядок создания природных парков
    • Статья 20. Управление природными парками
    • Статья 21. Режим особой охраны территорий природных парков
    • Статья 22. Общие положения
    • Статья 23. Порядок создания государственных природных заказников
    • Статья 24. Режим особой охраны территорий государственных природных заказников
    • Статья 25. Общие положения
    • Статья 26. Порядок признания территорий, занятых памятниками природы, особо охраняемыми природными территориями
    • Статья 27. Режим особой охраны территорий памятников природы
    • Статья 28. Общие положения
    • Статья 28.1. Порядок создания дендрологических парков и ботанических садов
    • Статья 29. Режим особой охраны территорий дендрологических парков и ботанических садов
    • Статья 30. Утратила силу
    • Статья 33. Государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
    • Статья 34. Права должностных лиц органов и государственных учреждений, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
    • Статья 35. Охрана территорий природных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения
    • Статья 36. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий
    • Статья 37. Международные договоры
    • Статья 38. Заключительные положения

    Источник

    Тема 12. Правовой режим особо охраняемых природных территорий.

    Особо охраняемые природные территории – это участки земель, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Для них устанавливается особый (заповедный) режим правовой охраны, сущность которого состоит в изъятии находящихся на них природных объектов и комплексов полностью или частично из хозяйственного использования.

    Законом различаются несколько категорий особо охраняемых территорий с учетом особенностей их правового режима и правового статуса расположенных на них природоохранных учреждений: заповедники, заказники, национальные парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, а так же иные земельные зоны, ландшафты и др.

    Заповедник- участок земли или водного пространства, в пределах которого весь природный комплекс полностью и навечно изъят из хозяйственного пользования и находится под охраной государства. На территории заповедника могут находиться НИИ. Запрещена всякая деятельность, нарушающая природные комплексы или угрожающая их сохранности.

    Заказник- территория (акватория), на которой при ограниченном использовании природных ресурсов временно охраняются отдельные виды животных, растений, водные, лесные, земельные объекты и т.д.

    Национальный парк – территория (акватория), на которой охраняются ландшафты и уникальные объекты природы. От заповедника отличается допуском посетителей для отдыха.

    Правовой режим охраняемых природных территорий определяется актами экологического законодательства общего характера, а также положениями о конкретных видах рассматриваемых территорий – заповедниках, национальных парках, заказниках и других.

    Особо охраняемые природные территории могут быть только государственной собственностью.

    Правовой режим различных особо охраняемых территорий отличается специфическими чертами, с учетом которых можно выделить несколько его видов.

    Так, государственные природные заповедники представляют собой природные комплексы, полностью изъятые из хозяйственного и рекреационного использования. На территории заповедника запрещено какое-либо вмешательство человека в естественные процессы природы, если оно противоречит целям деятельности заповедника. В соответствии с этим законом определяются задачи заповедника.

    В отличие от заповедников национальные парки выполняют не только природоохранные и научные задачи, но и рекреационно-просветительные: в них создаются условия для отдыха и туризма населения, ознакомления с природными достопримечательностями. В этих целях национальному парку придается дифференцированный режим с выделением различных функциональных зон.

    Близкий по характеру правовой режим с зональным делением устанавливается и на территории природных парков, которые создается с целью сохранения природной среды и обеспечения условий для отдыха населения.

    Государственные природные заказники предназначены для сохранения одних природных объектов или воспроизводства природных ресурсов в сочетании с ограниченным и согласованным использованием других. Причем земельные участки, на которых расположены заказники, в отличие от территории заповедников и национальных парков, могут не изыматься у их владельцев.

    Памятниками природы, как правило, признаются отдельные невоспроизводимые природные объекты и комплексы, имеющие уникальное, научное, экологическое и другое значение.

    Лечебно-оздоровительные местности представляют собой территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения, и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральными водами, грязями и др.). Подобные территории, если они освоены и используются в целях лечения, а также располагают соответствующими зданиями и сооружениями, называются курортами (Славянский курорт, Трускавец, Моршин и др.).

    За нарушение правового режима особо охраняемых территорий установлена административная и уголовная ответственность.

    Кодекс об административных правонарушениях правового режима особо охраняемых территорий предусматривает следующие меры.

    Статья 91. Нарушение правил охраны и использования территорий и объектов природно-заповедного фонда.

    Осуществление в пределах территорий и объектов природно-заповедного фонда, их охранных зон, а также территорий, зарезервированных для последующего заповедывания, запрещенной хозяйственной или иной деятельностью нарушение других требований режима этих территорий и объектов, самовольное изменение их границ, непринятие мер для предупреждения и ликвидации негативных последствий аварий или иного вредного воздействия на территории и объекты природно-заповедного фонда — влекут наложение штрафа на граждан от трех до восьми не облагаемых налогом минимумов доходов граждан с конфискацией орудий и средств совершения правонарушения и незаконно добытых природных ресурсов или без таковой и на должностных лиц – от пяти до десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан с конфискацией орудий и средств совершения правонарушения и незаконно добытых природных ресурсов или без таковой

    Статья 92. Нарушение правил охраны и использование памятников истории и культуры.

    Нарушение правил охраны и использование памятников истории и культуры — влекут предупреждение или наложение штрафа на граждан от трех до семи не облагаемых налогом минимумов доходов граждан и предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц – от пяти до восьми не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

    Уголовный кодекс предусматривает следующие меры ответственности:

    Статья 252. Умышленное уничтожение или повреждение территорий, взятых под охрану государства, и объектов природно-заповедного фонда.

    1. Умышленное уничтожение или повреждение территорий, взятых под охрану государства, и объектов природно-заповедного фонда – наказывается штрафом от ста до двухсот не облагаемых доходов граждан или ограничением свободы на срок до трех лет.
    2. Те же действия, совершенные путем поджога или иным общеопасным способом, повлекшее гибель людей либо иные тяжкие последствия, — наказывается лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет.

    Источник

    Читайте также:  Природа кирово чепецкого района
Оцените статью