Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 N 33-ФЗ (последняя редакция)
С 01.09.2023 в абз. 1 преамбулы вносятся изменения (ФЗ от 18.03.2023 N 77-ФЗ). См. будущую редакцию.
Особо охраняемые природные территории — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
С 01.09.2023 абз. 3 преамбулы излагается в новой редакции (ФЗ от 18.03.2023 N 77-ФЗ). См. будущую редакцию.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.
- Раздел I. Общие положения
- Статья 1. Законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях
- Статья 2. Категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития
- Статья 2.1. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- Статья 3. Утратила силу
- Статья 3.1. Особенности регулирования земельных и градостроительных отношений в населенных пунктах в составе особо охраняемых природных территорий
- Статья 4. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий
- Статья 5. Участие граждан, а также общественных объединений и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, в организации, охране и использовании особо охраняемых природных территорий
- Статья 5.1. Порядок посещения особо охраняемых природных территорий
- Статья 6. Общие положения о государственных природных заповедниках
- Статья 7. Задачи государственных природных заповедников
- Статья 8. Порядок создания государственных природных заповедников
- Статья 9. Режим особой охраны территорий государственных природных заповедников
- Статья 10. Государственные природные биосферные заповедники
- Статья 11. Управление государственными природными заповедниками
- Статья 12. Общие положения
- Статья 13. Основные задачи национальных парков
- Статья 14. Порядок создания национальных парков
- Статья 15. Режим особой охраны территорий национальных парков
- Статья 16. Управление национальными парками
- Статья 17. Особенности предоставления земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в аренду гражданам и юридическим лицам для осуществления рекреационной деятельности на территориях национальных парков
- Статья 18. Общие положения
- Статья 19. Порядок создания природных парков
- Статья 20. Управление природными парками
- Статья 21. Режим особой охраны территорий природных парков
- Статья 22. Общие положения
- Статья 23. Порядок создания государственных природных заказников
- Статья 24. Режим особой охраны территорий государственных природных заказников
- Статья 25. Общие положения
- Статья 26. Порядок признания территорий, занятых памятниками природы, особо охраняемыми природными территориями
- Статья 27. Режим особой охраны территорий памятников природы
- Статья 28. Общие положения
- Статья 28.1. Порядок создания дендрологических парков и ботанических садов
- Статья 29. Режим особой охраны территорий дендрологических парков и ботанических садов
- Статья 30. Утратила силу
- Статья 33. Государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
- Статья 34. Права должностных лиц органов и государственных учреждений, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
- Статья 35. Охрана территорий природных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения
- Статья 36. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий
- Статья 37. Международные договоры
- Статья 38. Заключительные положения
Источник
Тема 12. Правовой режим особо охраняемых природных территорий.
Особо охраняемые природные территории – это участки земель, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Для них устанавливается особый (заповедный) режим правовой охраны, сущность которого состоит в изъятии находящихся на них природных объектов и комплексов полностью или частично из хозяйственного использования.
Законом различаются несколько категорий особо охраняемых территорий с учетом особенностей их правового режима и правового статуса расположенных на них природоохранных учреждений: заповедники, заказники, национальные парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, а так же иные земельные зоны, ландшафты и др.
Заповедник- участок земли или водного пространства, в пределах которого весь природный комплекс полностью и навечно изъят из хозяйственного пользования и находится под охраной государства. На территории заповедника могут находиться НИИ. Запрещена всякая деятельность, нарушающая природные комплексы или угрожающая их сохранности.
Заказник- территория (акватория), на которой при ограниченном использовании природных ресурсов временно охраняются отдельные виды животных, растений, водные, лесные, земельные объекты и т.д.
Национальный парк – территория (акватория), на которой охраняются ландшафты и уникальные объекты природы. От заповедника отличается допуском посетителей для отдыха.
Правовой режим охраняемых природных территорий определяется актами экологического законодательства общего характера, а также положениями о конкретных видах рассматриваемых территорий – заповедниках, национальных парках, заказниках и других.
Особо охраняемые природные территории могут быть только государственной собственностью.
Правовой режим различных особо охраняемых территорий отличается специфическими чертами, с учетом которых можно выделить несколько его видов.
Так, государственные природные заповедники представляют собой природные комплексы, полностью изъятые из хозяйственного и рекреационного использования. На территории заповедника запрещено какое-либо вмешательство человека в естественные процессы природы, если оно противоречит целям деятельности заповедника. В соответствии с этим законом определяются задачи заповедника.
В отличие от заповедников национальные парки выполняют не только природоохранные и научные задачи, но и рекреационно-просветительные: в них создаются условия для отдыха и туризма населения, ознакомления с природными достопримечательностями. В этих целях национальному парку придается дифференцированный режим с выделением различных функциональных зон.
Близкий по характеру правовой режим с зональным делением устанавливается и на территории природных парков, которые создается с целью сохранения природной среды и обеспечения условий для отдыха населения.
Государственные природные заказники предназначены для сохранения одних природных объектов или воспроизводства природных ресурсов в сочетании с ограниченным и согласованным использованием других. Причем земельные участки, на которых расположены заказники, в отличие от территории заповедников и национальных парков, могут не изыматься у их владельцев.
Памятниками природы, как правило, признаются отдельные невоспроизводимые природные объекты и комплексы, имеющие уникальное, научное, экологическое и другое значение.
Лечебно-оздоровительные местности представляют собой территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения, и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральными водами, грязями и др.). Подобные территории, если они освоены и используются в целях лечения, а также располагают соответствующими зданиями и сооружениями, называются курортами (Славянский курорт, Трускавец, Моршин и др.).
За нарушение правового режима особо охраняемых территорий установлена административная и уголовная ответственность.
Кодекс об административных правонарушениях правового режима особо охраняемых территорий предусматривает следующие меры.
Статья 91. Нарушение правил охраны и использования территорий и объектов природно-заповедного фонда.
Осуществление в пределах территорий и объектов природно-заповедного фонда, их охранных зон, а также территорий, зарезервированных для последующего заповедывания, запрещенной хозяйственной или иной деятельностью нарушение других требований режима этих территорий и объектов, самовольное изменение их границ, непринятие мер для предупреждения и ликвидации негативных последствий аварий или иного вредного воздействия на территории и объекты природно-заповедного фонда — влекут наложение штрафа на граждан от трех до восьми не облагаемых налогом минимумов доходов граждан с конфискацией орудий и средств совершения правонарушения и незаконно добытых природных ресурсов или без таковой и на должностных лиц – от пяти до десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан с конфискацией орудий и средств совершения правонарушения и незаконно добытых природных ресурсов или без таковой
Статья 92. Нарушение правил охраны и использование памятников истории и культуры.
Нарушение правил охраны и использование памятников истории и культуры — влекут предупреждение или наложение штрафа на граждан от трех до семи не облагаемых налогом минимумов доходов граждан и предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц – от пяти до восьми не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
Уголовный кодекс предусматривает следующие меры ответственности:
Статья 252. Умышленное уничтожение или повреждение территорий, взятых под охрану государства, и объектов природно-заповедного фонда.
- Умышленное уничтожение или повреждение территорий, взятых под охрану государства, и объектов природно-заповедного фонда – наказывается штрафом от ста до двухсот не облагаемых доходов граждан или ограничением свободы на срок до трех лет.
- Те же действия, совершенные путем поджога или иным общеопасным способом, повлекшее гибель людей либо иные тяжкие последствия, — наказывается лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет.
Источник