Правовой режим природных объектов экологическое право

XVIII. Особенности правового режима природных объектов

Под правовым режимом природных объектов понимается со­вокупность правовых методов и мер регулирования обществен­ных отношений по поводу земли, недр, вод, других природных богатств как объектов собственности, пользования и охраны.

Рассмотренные в общей части курса экологического права во­просы дают достаточно полное представление о правовом регули­ровании отношений собственности на природные богатства, а также об общих правовых мерах обеспечения их рационального использования и охраны. Они проанализированы в рамках основ­ных правовых институтов формируемого в России экологическо­го права. Такие институты по своему характеру являются ком­плексными, так как регулируются нормами, содержащимися не только в законодательстве об окружающей среде, но и в актах иных отраслей российского законодательства — административ­ного, гражданского, предпринимательского и иного.

Общие черты правового регулирования собственности, использо­вания и охраны природных ресурсов рассмотрены с учетом принци­па всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости в природе, в рамках интегрированного подхода к регулированию таких отношений, в качестве объекта которых выступает окружающая среда в целом. Природоресурсные акты законодательства, регулируя отношения использования и охраны «своих» природных ресурсов, преду­сматривают, что при этом должны соблюдаться требования по охране других природных ресурсов и окружающей среды в целом.

При регламентации использования природных ресурсов и их охраны от вредных воздействий общими являются требования, касающиеся:

• основ регулирования права природопользования, включая регулирование видов природопользования (общего и специально­го, с учетом целей природопользования и др.), юридически зна­чимых принципов природопользования, субъектов и объектов природопользования, оснований возникновения, изменения и прекращения права природопользования;

XVIII. Особенности правового режима природных объектов

• информационного обеспечения природопользования и охра­ны природных объектов относительно прав на информацию о со­стоянии природных объектов, источников правовой информации, учета и отчетности, кадастров природных ресурсов, мониторинга окружающей среды и отдельных природных объектов и др.;

• экологического нормирования, в части нормирования каче­ства почв, водных объектов, атмосферного воздуха, предельно до­пустимых воздействий на природные объекты, нормирования предельно допустимого изъятия (использования) природных ре­сурсов;

• оценки воздействия намечаемой деятельности на почву, воды, недра, растительные ресурсы, объекты животного мира и выработки при этом специальных мер по их использованию и охране, а также организации и проведения государственной и об­щественной экологической экспертизы. Другими словами, обес­печения выполнения экологических требований при подготовке и принятии экологически значимых хозяйственных и иных ре­шений;

• лицензирования и заключения договоров на природополь­зование и осуществление иной экологически значимой деятель­ности;

Читайте также:  Геоэкологический мониторинг природной среды

• экологической сертификации природных объектов, товаров и услуг;

• осуществления экономических мер обеспечения рациональ­ного природопользования и охраны окружающей среды, включая регулирование планирования и финансирования мероприятий в данной сфере, платы за природопользование, экологическое стра­хование, меры экономического стимулирования;

• экологического государственного, ведомственного, произ­водственного, муниципального и общественного контроля в об­ласти рационального использования и охраны земель, вод, недр и иных объектов окружающей среды;

• применения мер дисциплинарной, административной, уго­ловной, конституционной и гражданско-правовой ответственнос­ти за нарушение правил использования и охраны земель, вод, недр, лесов, атмосферного воздуха, объектов животного мира, правил охраны окружающей среды.

Некоторые специфические меры регламентации использова­ния и охраны отдельных природных ресурсов были рассмотрены при характеристике того или другого института экологического права. Например, применительно к экологическому нормирова-

2. Особенности правового режима земель

нию или к регулированию лицензирования и заключения догово­ров на право пользования или аренды природных ресурсов.

Другие специфические правовые меры будут рассмотрены в этом разделе с учетом того, что природные ресурсы — земля, воды, атмосферный воздух, растительный мир, объекты животно­го мира — каждый занимает свое особое место в природе, свою экологическую нишу. Они же выполняют специфические функ­ции в удовлетворении потребностей человека. Все это предопреде­ляет необходимость дифференцированного подхода к правовому регулированию использования того или иного природного ресур­са и его охране, с учетом их специфики. К особенностям относит­ся также характеристика юридического понятия того или другого природного ресурса.

При оценке правовой регламентации использования и охраны земель, вод, недр, лесов, атмосферного воздуха, объектов живот­ного мира важно знать как общие требования, так и некоторые специфические особенности.

При рассмотрении особенностей правового режима природных эъектов важно иметь в виду, что в соответствии со ст. 72 Консти-ции РФ земельное, водное и лесное законодательство, а также законодательство о недрах является предметом совместного веде-1Я Российской Федерации и ее субъектов. Такой же статус имеет аконодательство об охране атмосферного воздуха и о животном шре. Одна из существенных задач при формировании природо-есурсного законодательства субъектов РФ состоит в обеспечении 1ета региональных экологических, природно-климатических, экономических, культурных и иных особенностей при регулиро­вании использования и охраны природных ресурсов. Такие осо-енности необходимо учитывать при изучении вопросов данной эмы.

Источник

Общие черты правового режима природных объектов

Под правовым режимом природных объектов понимается совокупность пра­вовых методов и мер регулирования общественных отношений по поводу земли, недр, вод, других природных богатств как объектов собственности, пользования и охраны.

Природоресурсные акты законодательства, регулируя отношения использования и охраны «своих» природных ресурсов, предусматривают, что при этом должны соблю­даться требования по охране других природных ресурсов и окружающей среды в целом, реализуя этим принцип экосистемного подхода к регулированию экологических отноше­ний.

Читайте также:  Получить опыт от природы

При регламентации использования природных ресурсов и их охраны от вредных воздействий общими являются требования, касающиеся:

· основ регулирования права природопользования, включая регулирование ви­дов природопользования, юридически значимых принципов природо­пользования, субъектов и объектов природопользования, оснований воз­никновения, изменения и прекращения права природопользования;

· информационного обеспечения природопользования и охраны природных объектов относительно прав на информацию о состоянии природных объ­ектов, мониторинга окружающей среды и отдельных природных объектов и др.;

· экологического нормирования, в части нормирования качества почв, вод, ат­мосферного воздуха;

· лицензирования и заключения договоров на природопользование и осущест­вление иной экологически значимой деятельности;

· экологической сертификации природных объектов, товаров и услуг;

· осуществления экономических мер обеспечения рационального природо­пользования;

· экологического государственного надзора, произ­водственного и общественного контроля в области рационального использования и охраны земель, вод, недр и иных объектов окружающей среды;

· применения мер ответственности за нарушение правил использования и ох­раны окружающей среды;

При рассмотрении особенностей правового режима природных объектов важно иметь в виду, что в соответствии со ст. 72 Конституции РФ земельное, водное и лесное законодательство, а также законодательство о недрах является предметом совместного ведения РФ и субъектов РФ. Такой же статус имеет законодательство об охране атмо­сферного воздуха и о животном мире.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

7. Правовой режим особо охраняемых природных объектов

Особо охраняемыми природными объектами являются прежде всего редкие и находящиеся под угрозой исчезновения растения и животные.

Для охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных учреждаются Красная книга Российской Федерации, красные книги республик в составе Российской Федерации. Красная книга Российской Федерации является официальным документом, содержащим свод сведений об указанных объектах животного и растительного мира, а также о необходимых мерах по их охране и восстановлению. Ведет Красную книгу Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды на основе систематически обновляемых данных о состоянии и распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов, обитающих (произрастающих) на территории России, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

Издание Красной книги Российской Федерации осуществляется не реже одного раза в 10 лет. Решение о занесении в нее и об исключении из нее объектов животного и растительного мира принимает, а также определяет порядок и меры их охраны Федеральная служба по надзору в сфере природопользования по согласованию с Минсельхозом России, органами исполнительной власти субъектов РФ и Российской академией наук.

Читайте также:  Быть может вся природа мозаика цветов быть может вся природа

На практике Красная книга переиздается по мере отнесения новых видов растений и животных к особо охраняемым. На начало 2001 года редкими и находящимися под угрозой исчезновения видами флоры и фауны России, которые занесены в Красную книгу Российской Федерации, признаны 415 видов животных, 533 вида растений, 17 видов грибов; 6 видов беспозвоночных, и 123 вида позвоночных животных занесены в Красный список Международного союза охраны природы. Особое внимание международные природоохранные органы уделяют охране редких представителей нашей фауны, к которым отнесены уссурийский тигр, дальневосточный леопард, белый медведь, калан, морж, морской котик и все китообразные. Сохранение многих видов животных (сайгак, дзерен, кубанский и дагестанский туры, манул и др.) требует специально разработанных мероприятий на федеральном уровне.

Растения и животные, относящиеся к видам, занесенным в Красную книгу, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. Изъятие из естественной природной среды объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ, допускается в исключительных случаях в порядке, установленном законодательством РФ. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений и животных и ухудшающая среду их обитания.

Ответственность за сохранение и воспроизводство объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу, несут юридические лица и граждане, осуществляющие хозяйственную деятельность на территориях и в акваториях, где обитают такие животные и растения. Они обязаны принимать меры по охране и воспроизводству этих видов растений и животных.

Для сохранения и разведения редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны создавать необходимые условия, в том числе путем специализации зоопарков и организации питомников.

Право пользования дикими животными, принадлежащими к видам, занесенным в Красную книгу РФ, может переходить от одного лица к другому только на основании разрешения (распорядительной лицензии) на оборот указанных животных. Такое разрешение (распорядительную лицензию) выдает Росприроднадзор в порядке, установленном постановлением Правительства РФ.

Признано, что самой эффективной мерой охраны редких видов является сохранение их местообитаний, которое может быть достигнуто, в частности, организацией сети особо охраняемых природных территорий. В настоящее время заповедниками России охраняется 35 (75%) видов млекопитающих, 84 (82%) — птиц, 2 (50%) — амфибий, 4 (36%) — рептилий, занесенных в Красную книгу РФ.

Источник

Оцените статью