Правовой режим природных ресурсов земли

2. Земля как природный объект и природный ресурс. Понятие правового режима земель.

Природный объект — условная правовая категория, применение которой позволяет индивидуализировать определенную часть окружающей природной среды (в данном случае — земли), с тем чтобы с позиций права было возможно признать процессы использования и охраны земель в качестве предмета правового регулирования, объекта правовой охраны.

Природный ресурс представляет собой определенную совокупность запасов природных веществ, природной энергии, территориальной сферы, которые потребляются обществом для удовлетворения своих нужд или признаются в качестве таковых.

Наиболее важные юридически значимые признаки земли как природного объекта и природного ресурса заключаются в следующем.

Земля существует без каких-либо усилий со стороны человека как всеобщее условие и предмет человеческого труда. Земля — территориальный базис жизни и деятельности людей, естественное средство производства.

Земля относится к числу вечных, неуничтожимых природных объектов. Можно уничтожить плодородный почвенный слой, покрывающий землю, однако землю как пространственный территориальный базис уничтожить нельзя. В связи с этим земля как место существования человеческого общества в обозримом будущем обладает признаком незаменимости.

Очень важным обстоятельством является также то, что земля ограничена в пространстве.

Земля выполняет по крайней мере три важнейшие функции.

Во- первых, она является главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве.

Во-вторых, она используется как пространственный (территориальный) базис для размещения зданий, строений и сооружений, т. е. объектов, искусственно созданных человеком.

В-третьих, что особенно важно в современных условиях, земля выполняет функцию поддержания экологического равновесия в природе как элемент экологической системы.

Экологическая функция земли проявляется в двух важнейших аспектах: обеспечении охраны земель в процессе их использования; сохранности земель, признанных землями особо охраняемых территорий и объектов.

Юридического определения земли в законодательстве нет. По смыслу подпункта 1 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ, земля – природный объект, природный ресурс, недвижимость, объект права собственности и иных прав на землю.

Правовой режим земель, земельных участков един. Его нельзя разграничить на какие-то части, одна из которых регулируется нормами гражданского, а другая — нормами земельного права.

Элементы понятия «правовой режим земель».

Элементом понятия «правовой режим земель» следует считать правовые институты, закрепляющие систему прав на землю: право собственности и иные права на землю, а также определение особенностей оборота земельных участков.

Исходя из публичных интересов, государство должно организовывать, регулировать процессы использования и охраны земель. В связи с этим неотъемлемым элементом понятия «правовой режим земель» является правовой институт управления в сфере рационального использования и охраны земель.

Читайте также:  Зачем нужны блохи природе

Земельное законодательство допускает возможность принудительного прекращения прав на землю за земельные правонарушения, т. е. применения мер земельно-правовой ответственности. Это особая мера ответственности, которая применяется только в земельном праве, и её следует рассматривать так же как элемент правового режима земель.

Такие меры ответственности, как гражданско-правовая, административная, дисциплинарная и уголовная, регулируются не земельным законодательством, а иными отраслями права. Правовой характер данных мер определяется вне рамок предмета земельного права. Поэтому их нельзя рассматривать в качестве элементов содержания понятия «правовой режим земель».

Таким образом, элементами правового режима («объектами правового воздействия»), в отношении которых применяются земельно-правовые способы и инструменты правового регулирования, являются:

право собственности на землю, права на землю лиц — несобственников земельных участков,

особенности оборота земельных участков,

управление в сфере использования и охраны земель

земельно-правовая ответственность.

Земельно-правовые способы и инструменты определения правового режима земель.

Действует принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при решении этого вопроса должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы (подп. 10 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).

Подпункт 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ гласит, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Основным способом установления правового режима земель является подразделение всех земель в стране на категории. Причем такое деление земель не имеет постоянного характера.

Экономические, социальные и иные интересы общества, а в некоторых случаях интересы отдельных заинтересованных лиц обусловливают применение особых правовых мер, с помощью которых происходит перераспределение земель из одной категории в другую, в результате чего меняется их правовой режим.

К числу таких правовых мер относятся территориальное планирование, резервирование земель, изъятие земель и перевод земель из одной, категории в другую.

Другим широко применяемым в земельном законодательстве правовым способом является установление ограничений прав на землю, а так же установление публичных сервитутов, правовая природа которых близка к ограничению прав на землю. В некоторых случаях вводится особый правовой режим территорий и соответственно земель, которые включены в их состав (это может быть связано с размещением и функционированием объектов, имеющих особое экономическое, социальное или иное значение, наличием на этих территориях особо ценных природных ресурсов, проживанием там определенных категорий населения — малочисленных народов, например. Земли, на которых расположены особые экономические зоны (инновационный центр «Сколково» и др.), имеют особый правовой режим).

Читайте также:  Изменения природы которые происходят осенью

В земельном праве применяются особые правовые инструменты регулирования земельных отношений. Возникает необходимость конкретизации правового режим земель, которые находятся в составе соответствующей категории земель, в отдельных случаях нужно определить внутреннюю структуру категории земель, например, земель населенных пунктов. Для этого используются такие правовые инструменты, как градостроительное зонирование. На некоторых землях особо охраняемых природных территорий проводится функциональное зонирование.

(!) В отношении каждого конкретного земельного участка в зависимости от того, к какой категории земель, к какому виду земель данной категории он относится, должен быть установлен правовой режим. Для этого определяется разрешенное использование земельного участка или его конкретное целевое назначение.

Источник

92. Общие требования правового режима природных ресурсов.

Под правовым режимом природных ресурсов понимается совокупность правовых методов и мер регулирования общественных отношений по поводу земли, недр, вод, других природных ресурсов как объектов собственности, пользования и охраны.

Рассмотренные в общей части курса права окружающей среды темы дают достаточно полное представление о правовом регулировании отношений собственности на природные богатства, а также об общих правовых мерах обеспечения их рационального использования и охраны. Они проанализированы в рамках основных правовых институтов формируемого в России права окружающей среды. Такие институты по своему характеру являются комплексными, так как регулируются нормами, содержащимися не только в законодательстве об окружающей среде, но и в актах иных отраслей российского законодательства — административного, гражданского, предпринимательского и иного.

Общие черты правового регулирования собственности, использования и охраны природных ресурсов рассмотрены с учетом принципа всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости в природе, в рамках интегрированного подхода к регулированию отношений, объектом которых выступает окружающая среда в целом. Природоресурсные акты законодательства, регулируя отношения использования и охраны «своих» природных ресурсов, предусматривают, что при этом должны соблюдаться требования по охране других природных ресурсов и окружающей среды в целом. Данное правило вытекает из ст. 36 Конституции РФ об ограничении свободы реализации полномочий собственника природных ресурсов. Таким образом, достижение целей рационального использования и охраны природных ресурсов может быть обеспечено посредством одновременного и комплексного регулирования соответствующих отношений многими как природоресурсными актами, так и актами других отраслей законодательства.

При регламентации использования природных ресурсов и их охраны от вредных воздействий общими являются требования, касающиеся:

основ регулирования права природопользования, включая регулирование видов природопользования (общего и специального, с учетом целей природопользования и др.), юридически значимых принципов природопользования, субъектов и объектов природопользования, оснований возникновения, изменения и прекращения права природопользования;

Читайте также:  Памятник природы функциональные зоны

информационного обеспечения природопользования и охраны природных ресурсов относительно прав на информацию о состоянии природных ресурсов, источников правовой информации, учета и отчетности, кадастров природных ресурсов, мониторинга окружающей среды и отдельных природных ресурсов и др.;

экологического нормирования и стандартизации в части нормирования качества почв, водных объектов, атмосферного воздуха, нормативов использования природных ресурсов и нормативов предельно допустимых воздействий на землю, атмосферный воздух, воды;

оценки воздействия планируемой деятельности на земельные ресурсы, воды, недра, растительные ресурсы, объекты животного мира и выработки при этом специальных мер по их использованию и охране, а также организации и проведения государственной и общественной экологической экспертизы. Другими словами, — обеспечения выполнения экологических требований при подготовке и принятии экологически значимых хозяйственных и иных решений;

лицензирования и заключения договоров на природопользование и осуществление иной экологически значимой деятельности;

экологической сертификации природных объектов, товаров и услуг;

осуществления экономических мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды, включая регулирование планирования и финансирования мероприятий в данной сфере, платы за природопользование, экологическое страхование, меры экономического стимулирования;

экологического государственного, ведомственного, производственного и общественного контроля в области рационального использования и охраны земель, вод, недр и иных объектов окружающей среды;

применения мер дисциплинарной, материальной, административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности за нарушение правил использования и охраны земель, вод, недр, лесов, атмосферного воздуха, объектов животного мира, правил охраны окружающей среды.

Некоторые специфические меры регламентации использования и охраны отдельных природных ресурсов были рассмотрены при характеристике того или другого института права окружающей среды. Например, применительно к экологическому нормированию или к регулированию лицензирования и заключения договоров на право пользования или аренды природных ресурсов.

Другие специфические правовые меры будут рассмотрены в этом разделе с учетом того, что природные ресурсы — земля, воды, атмосферный воздух, растительный мир, объекты животного мира — каждый занимает свое особенное место в природе, свою экологическую нишу. Они же выполняют специфические функции в удовлетворении потребностей человека. Все это предопределяет необходимость дифференцированного подхода к правовому регулированию использования того или иного природного ресурса и его охране, с учетом их специфики. К особенностям относится также характеристика юридического понятия того или другого природного ресурса.

При оценке правовой регламентации использования и охраны земель, вод, недр, лесов, атмосферного воздуха, объектов животного мира важно знать как общие требования, так и некоторые специфические особенности.

Источник

Оцените статью