Предмет неживой природы снег

Конспект занятия по экологии «Зимние явления в неживой природе» (Старшая группа)
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

1. Формировать представление о снеге и его свойствах.

2. Учить детей отвечать на поставленные вопросы; анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.

3. Развивать мышление, игровой замысел, интерес к зимним явлениям природы.

4. Вызвать положительные эмоции; радость от открытий, полученных в результате опытов.

1.Рассматривание картин на зимнюю тематику.

2.Чтение стихотворений о зиме, снежинках.

3.Наблюдения за падающим снегом, снежинками, игры со снегом на прогулках.

5.Вырезывание снежинок из салфеток.

Дем. – модели планет (Солнца и Земли); наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега;

Разд. — одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке), снег, лупы по количеству детей, по половине разрезанного яблочка на салфетке, ложка одноразовая, три емкости воды, кружочки разного цвета, салфетки и полотенце.

Воспитатель говорит: «Ребята, сели удобно, послушайте стихотворение внимательно и скажите, всё ли в нём правильно»

Восп: Ребята, а вы знаете, почему наступает зима?

Восп: (обобщает ответы детей) Земля, наша планета, в зимнее время наиболее удалена от солнца, получает мало солнечных лучей, а значит тепла и света. Поэтому понижается температура воздуха, дни становятся короче, а ночи длиннее.

Восп: Одна из примет зимы — с неба падает снег. Как вы думаете, почему зимой идет снег, а не дождь?

Восп: А сейчас внимательно послушайте рассказ В.Архангельского «Летят снежные пушинки»

Беседа с детьми по содержанию прочитанного рассказа.

— О каких снежных пушинках идет речь?

— Давайте вспомним, какие образные выражения использовал автор? Как называл он снежинки? ( «Цветок с шестью лепестками», «Звездочка с шестью лучами»)

— Почему хрустит снег под ногами?

— Как автор говорит о беге зайца по насту?

— Кому трудно передвигаться по насту? Почему?

Поплясать теперь нам можно,

Попляши и встань в кружок.

Сегодня мы еще больше с вами узнаем о снеге. Теперь мы с вами ученые-исследователи (А кто такие ученые?) , будем выяснять, какой он снег и каковы его свойства. А помощником нашим будет специальный прибор для исследования. Найдите его на своих столах, как этот прибор называется? ( лупа) . А что такое лупа? ( увеличительное стекло).

3. Ребята, с утра я принесла в группу снег, а что же стало со снегом? (растаял) Почему? (на доску крепится снежинка с изображением 1 свойства, на снежинке нарисована капелька воды: снег тает в тепле). А как мы теперь будем исследовать снег? Где нам его взять? (попросим принести второго воспитателя, используя волшебное слово «пожайлуста») Давайте внимательно рассмотрим растаявший снег. Что вы видите? (вода грязная). Ребята, я видела, что некоторые дети едят снег. Правильно ли они поступают? А какой снег на ощупь? (холодный). Можно ли есть снег? (нет, снег холодный и может быть грязным)

Читайте также:  Люди часть живой природы

4. Проведем эксперимент. У вас под плоскими тарелочками лежат геометрические фигуры, назовите их (круги) . Какого они цвета? Положите один круг на пустую тарелочку, наверх мы положим снег, а другой опустите в воду. Где круг видно, а где нет? Почему? (на доску крепится 2 снежинка: снег непрозрачный — нарисован закрытый глаз)

5. Сравним: какого цвета вода и снег (снег белый, вода бесцветная) А что еще бывает белым? (крепится 3 снежинка: снег белый — в центре снежинки вата).

6. Ребята, а как узнать, снег пахнет? (надо понюхать) . Понюхаем сначала яблоко, какое яблоко? (ароматное, душистое) . А теперь снег (у снега нет запаха) (крепится 4 снежинка: снег не имеет запаха — на снежинке нарисован нос)

8. Молодцы! Вы мне столько опытов показали, а сейчас я хочу вам показать, садитесь удобнее. Смотрите: у меня три баночки. В одну наливаем воду ( приглашается ребенок проверить температуру воды), (холодная). Во вторую нальем теплую, но как нам получить теплую воду, какую воду нужно налить сначала: горячую или холодную, почему? ( холодную, затем горячую). В третью баночку я налью горячую. В три баночки я буду опускать снег одновременно. Где снег растаял быстрее, а где медленнее? (чем теплее вода, тем быстрее растал снег, быстрота таяния снега зависит от температуры воды).

9. Ребята, а теперь давайте вспомним, какими свойствами обладает снег? (по окончанию каждого опыта на доску крепились снежинки со свойствами снега) . Обращает внимание детей на то, что снег — это замерзшие капельки водяного пара.

Воспитатель продолжает: «Ребята, а что мы любим больше всего лепить из снега зимой? (Снеговика) Давайте слепим из пластилина снеговиков». Занятие окончено.

Источник

Картотека опытов с объектами неживой природы «Снег. Лёд.» для детей дошкольного возраста (4 фото)

Картотека опытов с объектами неживой природы «Снег. Лёд.» для детей дошкольного возраста

Воспитатель с детьми рассматривают снег. Что сейчас я взяла на лопатку? (Снег). Да, это снег. Много снежинок образует снег. Посмотрите, какой снег красивый, как он сверкает, искрится на солнце. Скажите: какого цвета снег? На что похож? (Снег белый, похож на сахар, на белую краску).

Вывод: Снег белый, похож на сахар, на белую краску.

Публикация «Картотека опытов с объектами неживой природы „Снег, Лёд,“ для детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Воспитатель предлагает детям взять в руки немного снега. Какой снег — теплый или холодный? Посмотрите: какая у вас ладошка? (Мокрая). Кто знает, почему намокла ладошка? (Она теплая, снег на ней растаял).

Вывод: Снег холодный, тает в руках.

Дети с прогулки принесли снег. Вечером наблюдают, что произошло со снегом. Давайте посмотрим: где же он? Вы его видите? Куда же он делся? Что на блюдце вместо снега? (Вода). Как вы думаете, откуда она взялась? Правильно, это растаял снег. Снег в тепле тает. Посмотрите и скажите: вода чистая или грязная? Почему она грязная? Что вы видите на блюдце? Скажите: снег чистый или грязный? Можно его брать в рот?

Читайте также:  Люди поющие от природы

Вывод: Снег в тепле тает и становится водой, талая вода грязная.

Воспитатель на прогулке предлагает детям взять в руки горсть снега, почувствовать, что снег холодный, подбросить его и увидеть, что он рассыпчатый. Потоптать снег и обнаружить, что он мягкий, легко утаптывается в плотный слой. Объясняет, что толщину снега можно измерить. Для этого используют снегомер. Воспитатель предлагает детям рассмотреть снегомер, а затем измерить глубину покрова в разных местах.

Вывод: Снег белый, холодный, рассыпчатый, мягкий.

Воспитатель показывает воду в формочках и ставит на холод. Воспитатель вечером спрашивает детей. Куда мы поставили наши формочки? (На холод). Давайте на них посмотрим. Что вы видите в формочках? А куда девалась вода? Может, она будет литься? Давайте перевернём формочку. Льётся ли вода? Почему не льётся? Правильно, вода на морозе превратилась в лёд. Потрогайте пальчиком льдинки и скажите, какие они? (Твёрдые, холодные).

Вывод: Вода на холоде превращается в лёд. Лёд твёрдый и холодный.

Дети вместе с воспитателем делают разноцветную воду. Затем цветную воду разливают в формочки и отправляют в холодильник. Когда получится разноцветный лёд, его воспитатель приносит детям. Дети рассматривают, трогают лёд, определяют, что он твёрдый, имеет гладкую поверхность, холодный.

Вывод: Лёд получился из воды — на морозе вода затвердела и стала льдом.

В какой воде снег (лёд) растает быстрее? Дети опускают два комочка снега (две льдинки) в стаканчике холодной и тёплой водой и наблюдают, что происходит.

Вывод: В тёплой воде снег (лёд) быстрее тает, чем в холодной.

Дети сравнивают комочек снега и льда по цвету, твёрдости, хрупкости, плавучести, прозрачности. Дети сжимают кусочек льда и снега в руке, трогают, выясняют, холодные ли они. Видно ли через льдинки? А через комочек снега? Чем отличается лёд от снега? (Лёд хрупкий, твёрдый, прозрачный и бесцветный). А чем лёд похож? (После таяния льда, и после таяния снега остаётся вода).

Вывод: Лёд – прозрачный, твёрдый, хрупкий. Снег – белый, мягкий, лёгкий. Лёд и снег тает в тепле, образуя воду, также они холодные.

Воспитатель накрывает кусочком ткани (например, марлей) ёмкость с прозрачными стенками. По краям ёмкости ткань закрепляется резинкой или ленточкой. При этом она должна немного провисать посередине, чтобы выдержать тяжесть льда. На марлю кладут кусочки льда или сосульки. Ёмкость размещают в тёплом месте. Дети периодически наблюдают за тем, что происходит сначала со льдом, а потом с водой.

Вывод: Сосулька превратилась в воду, вода испарилась.

Воспитатель с детьми берут формочку со льдом и посыпают солью и кладут морозильную камеру. Через два часа, смотрят, что произошло со льдом.

Вывод: От соли лёд тает даже на морозе.

Воспитатель наливает воду в бутылку до самого верха и ставит в морозильник. На следующий день воспитатель с детьми рассматривают бутылку. Обращает внимание детей на то, что, когда вода начала замерзать, из бутылки выступил кусочек льда.

Читайте также:  Карты всемирного фонда дикой природы

Вывод: Лёд занимает больше место, чем вода.

Воспитатель с детьми заворачивает кусочек льда в полиэтиленовый пакет и в несколько слоёв бумаги, а затем в одеяло. Через полтора- два часа, дети смотрят, остался ли лёд — холодным. Сравнивают с кусочком льда, который оставили в группе.

Вывод: Лёд, который оставили в группе – растаял, а завёрнутый в бумагу и одеяло нет. Воспитатель подчёркивает, что несколько слоёв бумаги и ткани содержат в себе больше, который помогает сохранить температуру, что завёрнуто в них.

Слышали вы, что- то об айсбергах? Айсберги — это огромные горы льда, которые откололись от ледяных берегов в Арктике или Арктике и течением их вынесло в море. Что происходит с этими кусками льда? Плавают они или тонут? Давайте проверим. Берите лёд и опускайте его в воду. Что происходит? Почему лёд не тонет? Выталкивающая сила воды больше веса льда. Почему не тонут айсберги?

Вывод: Айсберги не тонут, потому что выталкивающая сила воды больше веса льда.

Фото «Снег. Лёд.»

Картотека опытов с объектами неживой природы для детей дошкольного возраста - фото

Фото №1 Опыт Воспитатель с детьми рассматривают снег

Иллюстрированный альбом «Мнемотаблицы алгоритмов проведения опытов» для младшего дошкольного возраста. Часть 2

Иллюстрированный альбом «Мнемотаблицы алгоритмов проведения опытов» для младшего дошкольного возраста. Часть 2 Уважаемые коллеги, сегодня хочется продолжить знакомство с темой моего самообразования, над которой я работаю в этом учебном году. Уверенна,.

Иллюстрированный альбом «Мнемотаблицы алгоритмов проведения опытов» для младшего дошкольного возраста. Часть 1

Иллюстрированный альбом «Мнемотаблицы алгоритмов проведения опытов» для младшего дошкольного возраста. Часть 1 Уважаемые коллеги, хочу Вам сегодня рассказать о том, как моё увлечение — создавать МНЕМОТАБЛИЦЫ для песен и стихов — пригодилось мне при.

Картотека опытов «Воздух» во второй младшей группе

Картотека опытов «Воздух» во второй младшей группе Воздух — это-то, чем дышим. Через воздух звук мы слышим. В воздух, в небо и в полет Улетает самолёт. Птица в воздухе летает. Разным воздух.

Картотека опытов «Воздух-невидимка» с детьми дошкольного возраста

Картотека опытов «Воздух-невидимка» с детьми дошкольного возраста Уважаемые коллеги предлагаем вам картотеку опытов «Воздух невидимка», для работы с детьми дошкольного возрастаОпыт «Чувствуешь воздух?»Цель:.

Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы»

Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы» Авторы: Бойко М. В., Климова Е. С Цель: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, формирование экологической культуры.

Новогодний утренник «Сосулька — завидулька и Снеговик — снег за воротник» для детей старшего дошкольного возраста

Новогодний утренник «Сосулька — завидулька и Снеговик — снег за воротник» для детей старшего дошкольного возраста Материал подготовили: Кузнецова М. Р. — музыкальный рукводитель Выход ведущего — музыка Ведущая: Как приятно, что сегодня гости к нам сюда.

Проект «Лаборатория неживой природы» (младшая возрастная группа)

Проект «Лаборатория неживой природы» (младшая возрастная группа) Цель проектаОбогащение представлений детей об объектах неживой природы и обучению основам экологии, природопользования Сформировать у детей.

Экологический проект «Лаборатория неживой природы»

Экологический проект «Лаборатория неживой природы» Экологический проект «Лаборатория неживой природы» Назарова Т. А. Экологический проект «Лаборатория неживой природы». Расскажи – и я забуду,.

Загадки на тему «Явления природы» для детей дошкольного возраста

Загадки на тему «Явления природы» для детей дошкольного возраста Загадки для детей про явления природы (горизонт, эхо, тень, огонь, дым, роса, земля, тропинка, дорога) не просто интересные, но и очень.

Зимняя подвижная игра «Снег кружится» для детей младшего дошкольного возраста Цель игры: учить детей соотносить собственные действия с действиями участников игры. Материал: ободки с эмблемами снежинок. Ход игры Воспитатель.

Источник

Оцените статью