Предметы неживой природы зимой

Урок «Зима в неживой природе»

Цель : сформировать представление о зимних явлениях в неживой природе.

— способствовать ознакомлению учащихся с изменениями в неживой природе зимой;

— способствовать развитию мыслительных операций, речи, умению аргументировать свои высказывания;

— формировать навыки самостоятельной, коллективной, групповой, индивидуальной работы, самоконтроля, самопроверки;

— способствовать развитию пространственных представлений для становления познавательных процессов: внимания, памяти, мышления;

— поддерживать творческие устремления каждого ученика.

Планируемые результаты:

— знать зимние изменения в неживой природе;

— объяснять причины изменений в неживой природе зимой;

— приводить примеры зимних явлений природы;

— понимать происхождение снежинок и знать их форму.

— понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить, оценивать свои достижения на уроке;

— работать в паре: извлекать информацию из текста и фотографий, проводить взаимопроверку и самопроверку;

— обобщать изученный материал

— понимать целостность картины мира;

— проявлять самостоятельность и ответственность за свои действия;

— понимать и принимать ценности здорового образа жизни

Межпредметные связи с уроками литературного чтения, изобразительного искусства «Зимние картины».

Ресурсы урока: компьютер, проектор, колонки, интерактивная доска.

1. Мотивация к учебной деятельности.

— Я хочу начать урок со слов Виталия Бианки:

«Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому, что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире! ».

— Ребята, а вы любите делать открытия?

-А знаете ли вы главный закон истории открытий?

— Открытия приходят в процессе работы.

-Такие чудеса случаются! Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке каждый из вас сделал открытие и узнал что-то новое для себя.

2. Актуализация знаний и пробное действие. (4-5 мин.)

— С чего начнем? (с повторения)

-Повторим то, что необходимо нам для открытия нового.

-Вспомните, какая бывает природа?

-Выполним задание «Убери лишнее». Найдите из предложенных объектов природы лишний. Почему вы так считаете?

(2 группы: осадки, воздух, вода, почва; воробей)

Ребята, 2015 год – год литературы

— Послушайте отрывок из стихотворения великого русского поэта и писателя А. С. Пушкина

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче. погляди в окно:

Читайте также:  Какие природные явления есть летом

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

— О каком времени года идёт речь в этом отрывке? (зима)

-Пользуясь опорными словами, объектами неживой природы, поделитесь своими наблюдениями, что изменилось в природе с приходом зимы?

Зима пришла не одна, а со своими братьями – зимними месяцами. Попробуйте отгадать их по описанию.

А) Год кончает, зиму начинает. ( декабрь)

Б) Он году начало, а зиме середина. (январь)

В) У него два друга метель да вьюга. (февраль)

Мы всё повторили, оцените свою работу.

Мы готовы к открытию нового знания. Для этого предлагаю выполнить задание, чтобы понять чего мы не знаем.

Найдите и подчеркните слова, которые, по вашему мнению, являются признаками зимы в неживой природе:

Метель, гололед, оттепель, солнцестояние , заморозки, изморозь, похолодание, солнцеворот.

-Назовите, какие слова вы подчеркнули.

3. Выявление места и причины затруднения.

— Одинаковые у нас получились ответы? (да/нет)

— Какие слова у нас не совпали, вызвали затруднения?

-Значит, что показало пробное действие? (мы не знаем всех признаков зимы в неживой природе)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

— Чему мы будем учиться? Какова цель урока? С чем познакомимся? (нужно научиться распознавать признаки зимы в неживой природе)

— Сформулируйте тему урока? Зима в неживой природе.

5. Реализация проекта. (работа по группам)

На доске: зима в неживой природе.

— Чтобы разобраться в нашей теме, нам нужно самим найти способ решения.

Для этого я предлагаю вам поработать в группах и составить эталон.

У каждого группы свое определение. Пользуясь словами для справок, подберите нужное к вашему определению.

Задания группе 1. Выпадение (обильного) снега из облаков на землю.

2 .Слой льда или обледеневшего снега, который образовался на поверхности земли в результате замерзания талой воды.

Слова для справок : Снегопад, изморозь, гололедица.

Задание группе 2. Повышение температуры воздуха зимой, которое приводит к частичному таянию снега.

Читайте также:  Основные периоды развития природы

Слова для справок: Снегопад, оттепель, солнцестояние.

Задания группе 3. Древнерусское название праздника рождения Солнца. Показывает, что день стал увеличиваться.

Слова для справок: Гололёд, изморозь, зимний солнцеворот.

Задания группе 4 . Кристаллики льда на тонких и длинных предметах, ветках деревьев, проводах при влажной и морозной погоде, обычно после оттепели.

Слова для справок: Оттепель, изморозь, гололедица.

Задания группе 5 . День, когда Солнце стоит особенно низко над горизонтом. Самый короткий день в году.

Слова для справок: солнцестояние, изморозь, оттепель.

(Появляется схема)

Загадка: Всходит, заходит, но с места не сходит. Что это? (солнце)

Заметили ли вы в нашем классе солнышко? (да, схема)

-Расскажите о солнце зимой? ( Солнце зимой не греет, показывается из-за облаков редко).

— Нам нужно проверить правильно ли мы составили эталон к нашей теме урока, где можно проверить, куда посмотреть? (в учебник) Откройте 12-ую страницу, признаки зимы выделены жирным шрифтом.

-Все ли признаки зимы нашли в учебнике?

-Когда бывает Зимний солнцеворот?

В какой день бывает зимнее солнцестояние?

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Наш эталон проверен и готов.

Давайте все вместе еще раз назовем признаки зимы в неживой природе.

В речке встала вдруг вода

Вьюга злится, снег кружится,

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Сейчас предлагаю поработать самостоятельно. Откройте 14-ую стр., прочитав текст вверху, вы сделаете еще одно открытие для себя.

Выполнение задания на карточке: соотнесите картинку с названием разновидности снежинки.

Проверка задания по эталону в учебнике.

8. Включение в систему знаний (творческая работа по группам, составление проекта по теме: Зима в неживой природе)

Сейчас предлагаю вам создать проект «Зима в неживой природе».

Первая группа будет учеными и составит текст о зиме.

1. Заполнить пропуски в карточке, чтобы получился текст о зиме. (ученые)

Зима – самое холодное время года. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзают водоемы. Земля покрывается снежным покрывалом.

2.Группа составителей оформит народный календарь.

22 декабря, 25 декабря, 1 января, 7 января, 19 января.

3. Год 2015 – год русской литературы, поэтому без поэтов нам не обойтись!

Читайте также:  Витраж с изображением природы

Поэты найдут (подчеркнуть) в отрывках стихотворений русских поэтов красочные описания зимы.

4.Юные сыщики найдут пословицы о зиме.

Береги нос в большой мороз.

Черёмуха расцвела — холода позвала.

Хороший снежок урожай сбережёт.

Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.

5.А фотохудожники соотнесут фото с зимними явлениями в неживой природе.

А какие фото или картины вам понравились больше всего?

Оцените свою деятельность.

Хочу проверить насколько вы усвоили новое. Предлагаю ответить на вопросы и выбрать один, на ваш взгляд, верный ответ.

1) День зимнего солнцестояния:

2)Какой объект относят к неживой природе?

3.Пушистая снежная бахрома — это.

4.Какая форма снежинки встречается чаще всего?

-Проверьте. У кого выбраны те же буквы, что и у меня? Вы справились!

Составьте из предложенных букв слово.

Как вы думаете почему слово ЗИМА я зашифровала?

— Что посоветуете тем, у кого были затруднения? (еще раз прочитать текст в учебнике)

Позже я соберу дневники наблюдения, чтобы все ваши старания отметить.

Домашнее задание по выбору.

2.Подобрать 5 загадок о зиме.

3.Нарисовать иллюстрацию на тему «Снегопад»или «Гололедица».

Ребята, мне было очень приятно сегодня совершать открытия вместе с вами! Вы такие необыкновенные и удивительные! Успехов вам во всем! Спасибо за урок!

Источник

1. Изменения в неживой природе зимой

Зимой солнце находится низко над горизонтом, дни короткие, а ночи длинные. Тепла поступает мало, поэтому обычно стоит морозная погода.

Зимние явления в неживой природе: снегопад , метель , изморозь , оттепель , гололедица .

Снегопадом называют выпадение снега из облаков. Если нет ветра, то снежинки опускаются медленно и снег укутывает землю ровным слоем.

trees-1861704_640.jpg

Если дует сильный ветер, то он несёт снег по воздуху и по земле. Возле препятствий (кустов, заборов, домов) появляются сугробы. Такой снегопад называют метелью .

winter-3370940_640.jpg

beech-5798039_640.jpg

Когда холодно, снег рыхлый, сыпучий и сухой. Но иногда случаются оттепели . Снег тает, он становится мокрым, из него можно лепить снежки. Во время оттепели капает с крыш и появляются лужи.

mountain-6137243_640.jpg

Затем вода опять замерзает, и появляется гололедица . Дороги и тротуары становятся очень скользкими, и передвигаться по ним надо осторожно.

Источник

Оцените статью