Урок «Зима в неживой природе»
Цель : сформировать представление о зимних явлениях в неживой природе.
— способствовать ознакомлению учащихся с изменениями в неживой природе зимой;
— способствовать развитию мыслительных операций, речи, умению аргументировать свои высказывания;
— формировать навыки самостоятельной, коллективной, групповой, индивидуальной работы, самоконтроля, самопроверки;
— способствовать развитию пространственных представлений для становления познавательных процессов: внимания, памяти, мышления;
— поддерживать творческие устремления каждого ученика.
Планируемые результаты:
— знать зимние изменения в неживой природе;
— объяснять причины изменений в неживой природе зимой;
— приводить примеры зимних явлений природы;
— понимать происхождение снежинок и знать их форму.
— понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить, оценивать свои достижения на уроке;
— работать в паре: извлекать информацию из текста и фотографий, проводить взаимопроверку и самопроверку;
— обобщать изученный материал
— понимать целостность картины мира;
— проявлять самостоятельность и ответственность за свои действия;
— понимать и принимать ценности здорового образа жизни
Межпредметные связи с уроками литературного чтения, изобразительного искусства «Зимние картины».
Ресурсы урока: компьютер, проектор, колонки, интерактивная доска.
1. Мотивация к учебной деятельности.
— Я хочу начать урок со слов Виталия Бианки:
«Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому, что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире! ».
— Ребята, а вы любите делать открытия?
-А знаете ли вы главный закон истории открытий?
— Открытия приходят в процессе работы.
-Такие чудеса случаются! Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке каждый из вас сделал открытие и узнал что-то новое для себя.
2. Актуализация знаний и пробное действие. (4-5 мин.)
— С чего начнем? (с повторения)
-Повторим то, что необходимо нам для открытия нового.
-Вспомните, какая бывает природа?
-Выполним задание «Убери лишнее». Найдите из предложенных объектов природы лишний. Почему вы так считаете?
(2 группы: осадки, воздух, вода, почва; воробей)
Ребята, 2015 год – год литературы
— Послушайте отрывок из стихотворения великого русского поэта и писателя А. С. Пушкина
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче. погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
— О каком времени года идёт речь в этом отрывке? (зима)
-Пользуясь опорными словами, объектами неживой природы, поделитесь своими наблюдениями, что изменилось в природе с приходом зимы?
Зима пришла не одна, а со своими братьями – зимними месяцами. Попробуйте отгадать их по описанию.
А) Год кончает, зиму начинает. ( декабрь)
Б) Он году начало, а зиме середина. (январь)
В) У него два друга метель да вьюга. (февраль)
Мы всё повторили, оцените свою работу.
Мы готовы к открытию нового знания. Для этого предлагаю выполнить задание, чтобы понять чего мы не знаем.
Найдите и подчеркните слова, которые, по вашему мнению, являются признаками зимы в неживой природе:
Метель, гололед, оттепель, солнцестояние , заморозки, изморозь, похолодание, солнцеворот.
-Назовите, какие слова вы подчеркнули.
3. Выявление места и причины затруднения.
— Одинаковые у нас получились ответы? (да/нет)
— Какие слова у нас не совпали, вызвали затруднения?
-Значит, что показало пробное действие? (мы не знаем всех признаков зимы в неживой природе)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
— Чему мы будем учиться? Какова цель урока? С чем познакомимся? (нужно научиться распознавать признаки зимы в неживой природе)
— Сформулируйте тему урока? Зима в неживой природе.
5. Реализация проекта. (работа по группам)
На доске: зима в неживой природе.
— Чтобы разобраться в нашей теме, нам нужно самим найти способ решения.
Для этого я предлагаю вам поработать в группах и составить эталон.
У каждого группы свое определение. Пользуясь словами для справок, подберите нужное к вашему определению.
Задания группе 1. Выпадение (обильного) снега из облаков на землю.
2 .Слой льда или обледеневшего снега, который образовался на поверхности земли в результате замерзания талой воды.
Слова для справок : Снегопад, изморозь, гололедица.
Задание группе 2. Повышение температуры воздуха зимой, которое приводит к частичному таянию снега.
Слова для справок: Снегопад, оттепель, солнцестояние.
Задания группе 3. Древнерусское название праздника рождения Солнца. Показывает, что день стал увеличиваться.
Слова для справок: Гололёд, изморозь, зимний солнцеворот.
Задания группе 4 . Кристаллики льда на тонких и длинных предметах, ветках деревьев, проводах при влажной и морозной погоде, обычно после оттепели.
Слова для справок: Оттепель, изморозь, гололедица.
Задания группе 5 . День, когда Солнце стоит особенно низко над горизонтом. Самый короткий день в году.
Слова для справок: солнцестояние, изморозь, оттепель.
(Появляется схема)
Загадка: Всходит, заходит, но с места не сходит. Что это? (солнце)
Заметили ли вы в нашем классе солнышко? (да, схема)
-Расскажите о солнце зимой? ( Солнце зимой не греет, показывается из-за облаков редко).
— Нам нужно проверить правильно ли мы составили эталон к нашей теме урока, где можно проверить, куда посмотреть? (в учебник) Откройте 12-ую страницу, признаки зимы выделены жирным шрифтом.
-Все ли признаки зимы нашли в учебнике?
-Когда бывает Зимний солнцеворот?
В какой день бывает зимнее солнцестояние?
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Наш эталон проверен и готов.
Давайте все вместе еще раз назовем признаки зимы в неживой природе.
В речке встала вдруг вода
Вьюга злится, снег кружится,
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Сейчас предлагаю поработать самостоятельно. Откройте 14-ую стр., прочитав текст вверху, вы сделаете еще одно открытие для себя.
Выполнение задания на карточке: соотнесите картинку с названием разновидности снежинки.
Проверка задания по эталону в учебнике.
8. Включение в систему знаний (творческая работа по группам, составление проекта по теме: Зима в неживой природе)
Сейчас предлагаю вам создать проект «Зима в неживой природе».
Первая группа будет учеными и составит текст о зиме.
1. Заполнить пропуски в карточке, чтобы получился текст о зиме. (ученые)
Зима – самое холодное время года. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзают водоемы. Земля покрывается снежным покрывалом.
2.Группа составителей оформит народный календарь.
22 декабря, 25 декабря, 1 января, 7 января, 19 января.
3. Год 2015 – год русской литературы, поэтому без поэтов нам не обойтись!
Поэты найдут (подчеркнуть) в отрывках стихотворений русских поэтов красочные описания зимы.
4.Юные сыщики найдут пословицы о зиме.
Береги нос в большой мороз.
Черёмуха расцвела — холода позвала.
Хороший снежок урожай сбережёт.
Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.
5.А фотохудожники соотнесут фото с зимними явлениями в неживой природе.
А какие фото или картины вам понравились больше всего?
Оцените свою деятельность.
Хочу проверить насколько вы усвоили новое. Предлагаю ответить на вопросы и выбрать один, на ваш взгляд, верный ответ.
1) День зимнего солнцестояния:
2)Какой объект относят к неживой природе?
3.Пушистая снежная бахрома — это.
4.Какая форма снежинки встречается чаще всего?
-Проверьте. У кого выбраны те же буквы, что и у меня? Вы справились!
Составьте из предложенных букв слово.
Как вы думаете почему слово ЗИМА я зашифровала?
— Что посоветуете тем, у кого были затруднения? (еще раз прочитать текст в учебнике)
Позже я соберу дневники наблюдения, чтобы все ваши старания отметить.
Домашнее задание по выбору.
2.Подобрать 5 загадок о зиме.
3.Нарисовать иллюстрацию на тему «Снегопад»или «Гололедица».
Ребята, мне было очень приятно сегодня совершать открытия вместе с вами! Вы такие необыкновенные и удивительные! Успехов вам во всем! Спасибо за урок!
Источник
1. Изменения в неживой природе зимой
Зимой солнце находится низко над горизонтом, дни короткие, а ночи длинные. Тепла поступает мало, поэтому обычно стоит морозная погода.
Зимние явления в неживой природе: снегопад , метель , изморозь , оттепель , гололедица .
Снегопадом называют выпадение снега из облаков. Если нет ветра, то снежинки опускаются медленно и снег укутывает землю ровным слоем.
Если дует сильный ветер, то он несёт снег по воздуху и по земле. Возле препятствий (кустов, заборов, домов) появляются сугробы. Такой снегопад называют метелью .
Когда холодно, снег рыхлый, сыпучий и сухой. Но иногда случаются оттепели . Снег тает, он становится мокрым, из него можно лепить снежки. Во время оттепели капает с крыш и появляются лужи.
Затем вода опять замерзает, и появляется гололедица . Дороги и тротуары становятся очень скользкими, и передвигаться по ним надо осторожно.
Источник