Предметы труда человек техника природа

Типология Е.А.Климова

Профессия – это определённый вид трудовой деятельности. Каждый вид труда человека имеет компоненты: предмет труда, цель труда, средства труда и условия деятельности. Действительно, когда человек работает, его внимание направлено на предмет труда. С этим предметом надо что-то сделать (цель труда). Реализуется эта цель с помощью средств труда. И конечно, для человека важно знать условия, в которых протекает работа. В соответствии с этими четырьмя признаками и строится классификация профессий, удобная для профессионального самоопределения. Ниже речь пойдёт о классификации профессий по предмету труда, предложенной известным психологом, академиком Е.А. Климовым. Итак, согласно этой точке зрения по предмету труда все профессии можно разделить на пять типов. Типы профессий 1. Предмет труда – природа (животный и растительный мир). К этому типу относятся профессии, связанные с сельским хозяйством, лесной отраслью, природоохранной деятельностью, биотехнологиями, метеорологией, геодезией и т.д. Этот тип профессий называется «человек–природа». Пример: эколог, микробиолог, егерь и др.

2. Предмет труда – техника. К этому типу относятся все профессии, связанные с обслуживанием техники (ремонт, наладка, установка, управление). Сюда же входят и профессии по производству и обработке металлов, их механической сборке и монтажу, а также по сборке и монтажу электрооборудования. В этот же тип включают профессии по обработке и использованию неметаллических изделий, полуфабрикатов, промышленных товаров, а также по переработке продуктов сельского хозяйства. Этот тип профессий называется «человек–техника». Пример: водитель, слесарь, инженер-электрик, строитель, тракторист и др.

3. Предмет труда – человек. К этому типу относятся профессии, направленные на воспитание, обучение, информирование, обслуживание (бытовое, торговое, медицинское) людей. В этих видах деятельности в процессе труда люди взаимодействуют между собой. Этот тип профессий называется «человек–человек». Пример: экскурсовод, учитель, продавец и др.

4. Предмет труда – схемы, знаки, устная и письменная речь, цифры, ноты, формулы, карты, рисунки, дорожные знаки. К этому типу профессий относятся умственные виды деятельности. Например: экономист, корректор, физик, кассир и др. Этот тип профессий называется «человек–знаковая система».

5. Предмет труда – изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актёрская деятельность. Такой тип профессий называется «человек -художественный образ». Пример: дизайнер, декоратор, журналист, вокалист и др.

Профессионально важные качества Профессионально важные качества – это индивидуальные особенности человека, являющиеся условием успешности овладения профессией. Профессионально важные качества могут быть неспецифическими и специфическими. Неспецифические профессионально важные качества – это качества человека, необходимые для овладения любой профессией. Например, трудолюбие, работоспособность, активность, добросовестное отношение к работе, ответственность. Специфические профессионально важные качества – это такие психологические качества человека, которыми он должен обладать для овладения определённой профессией или типом профессий и которые обеспечат ему успех в этой профессии. Специфические профессионально важные качества профессий типа «человек–техника»

Читайте также:  Определение влажность природных газов

В работе представителей профессий «человек–техника» бывает необходимо удерживать в уме сложнейшие процессы, происходящие в технических системах, будь то компьютер, современный автомобиль, «начинённый» электроникой, или автоматизированная линия на производстве. Необходимо не только разбираться в том, как работает техническая система, но и представлять себе всё, что в ней происходит, то есть иметь техническое и пространственное мышление. Показателями хорошего уровня развития пространственного мышления могут служить успехи в таких школьных предметах, как геометрия и черчение. Особенность технических объектов, которыми оперируют профессионалы в этой области, в том, что, как правило, они могут быть точно измерены, точно определены по многим признакам. Также они имеют огромную разницу в размерах – от колоссальной паровой турбины до видимого только под микроскопом транзистора. В профессиях этого типа используются разнообразные средства труда – от гигантского экскаватора до тончайшего микро-скальпеля. Значит, профессии типа «человек–техника» требуют от человека умения концентрировать и переключать внимание, хорошей зрительно-моторной координации, ловкости движений, а в некоторых случаях – физической силы и выносливости. Специфические профессионально важные качества профессий типа «человек–природа» Представители этого типа профессий смотрят на мир как на систему живой природы, биологических явлений. Они могут удерживать в уме большие объёмы информации относительно обстоятельств, влияющих на жизнь биологических и экологических систем – лесов, водоёмов, парков и т. д. Например, необходимо предсказать, что произойдёт в какой-либо биологической системе, если изменится то или иное условие жизни: сельскохозяйственные животные перейдут на новый вид кормов или через лес со сложившимся в нём подвижным равновесием сил пройдёт новая железнодорожная линия или автотрасса и т. д. Профессионалам, работающим с живой природой, нужно иметь особый вид мышления –естественнонаучное мышление. Развитое естественнонаучное мышление включает в себя, прежде всего, способность учитывать воздействия на биологическую систему сразу нескольких обстоятельств, каждое из которых приводит к различным изменениям и с разной скоростью. Для этого надо уметь видеть в каком-либо ряду явлений закономерность и на основании её продолжать этот ряд. Кроме того, нужно иметь в виду, что почти всегда достижения в работе приходят медленно, конечный результат далёк, а промежуточные цели отсрочены. Например, биологу-селекционеру необходимы десятилетия, чтобы вывести новый сорт плодовых деревьев. Поэтому профессионально важным качеством является терпение, а также наблюдательность – умение замечать малейшие изменения в живых системах. Наблюдательность тесно связана с внимательностью, сосредоточенностью, созерцательностью, направленной на внешний мир. Кроме того, для профессий, связанных с путешествиями, экспедициями (геолог, инспектор рыбоохраны, океанолог и т. д.), необходимы физическая выносливость, сила, ловкость. И конечно, важно любить всё живое и бережно к нему относиться. Специфические профессионально важные качества профессий типа «человек–художественный образ» Представители профессий этого типа воспринимают мир, прежде всего, как то, в чём можно найти красоту, как ту область, в которую можно привнести что-то прекрасное. Одни профессионалы этого типа создают художественные ценности, художественные образы, другие их воспроизводят, третьи анализируют, описывают. Очевидно, что для создания художественных образов необходимо развитое творческое мышление. Оно отличается оригинальностью – способностью человека придумать что-то нестандартное, а потому и интересное; гибкостью – умением придумывать разнообразные творческие решения; точностью – способностью предложить то решение, которое сообразно условиям творческой задачи. Для того чтобы замечать прекрасное, видеть гармонию, нужно быть тонко чувствующим человеком, но при этом необходимо иметь и душевную устойчивость, невозмутимость, которая даёт силы не расстраиваться по любому поводу. В профессиях типа «человек–художественный образ» можно выделить творческие (художник, музыкант, архитектор, модельер, писатель и т. д.) и рабочие профессии (маляр, косметолог, портной, фотограф, вышивальщица и т. д.). Содержание деятельности рабочих профессий заключается в воспроизводстве художественного образа с помощью различных средств, орудий труда, поэтому к профессионально важным качествам наряду с образной памятью можно отнести и такие, как координация движений, пространственные представления, ловкость движений. Для профессионалов этого типа сформулированы требования к специальным способностям:

  • для хореографа – к танцевально-музыкальным;
  • для музыканта – к музыкальным;
  • для художника, скульптора, архитектора – к художественным и т. д.
Читайте также:  Зимний пейзаж природа гуашью

Источник

Типы профессий

Наиболее часто применяются на практике две типологии профессий: типология Е.А. Климова, классифицирующая профессии по предмету труда и типология профессий Голланда, связывающая тип личности и тип профессиональной среды, выбираемой человеком.

Типология профессий Е.А. Климова

Климов выделил пять объектов труда: человек, техника, художественный образ, знак, природа. В первой части названия типа профессии обозначен субъект труда, которым всегда является человек.

Человек — человек — все профессии, связанные с воспитанием, обслуживанием, обучением людей, общением с ними. К этой группе относятся все педагогические и медицинские профессии, профессии сферы услуг и другие.

Человек — техника — все профессии, связанные с созданием, обслуживанием и эксплуатацией техники. Это такие профессии как: инженер-конструктор, автослесарь, системный администратор и другие.

Человек — художественный образ — все профессии, связанные с создание, копированием, воспроизведением и изучением художественных образов. К этой группе относятся такие профессии как: художник, актер, певец, реставратор, искусствовед и другие.

Человек — природа — все профессии, связанные с изучением, охраной и преобразованием природы. К этой группе относятся такие профессии как: ветеринар, садовник, агроном, эколог и другие.

Человек — знак — все профессии, вязанные с созданием и использованием знаковых систем ( цифровых, буквенных, нотных). К этой группе относятся переводчики художественных и технических текстов, аналитики, финансисты и другие.

Особенность применения данной классификации в наше время состоит в том, то простые профессии с одним объектом труда уходят в прошлое и на смену им приходят профессии с несколькими объектами труда, или со сложным объектом труда. Например, профессия ландшафтного дизайнера одновременно относится и к типу человек-природа и к типу человек-художественный образ.

Типология профессий Дж. Л. Голланда

Голланд исходил в своей классификации из того, что выбор человеком профессионального пространства является выражением его личности. Достижения человеком в том или ином виде карьеры зависят от соответствия характеристик личности и характеристик профессиональной среды.

Читайте также:  Анализ стихотворения заболоцкого природа

Он выделил шесть типов личности и шесть типов профессиональной среды.

Тип профессиональной среды

Люди, ориентированные на действие, принятие решений, неэмоциональные, обладающие атлетическими или механическими способностями, любят технику, умеют рисковать

Деятельность, связанная с манипулированием инструментами, с техникой. А также большинство «мужских» профессий.

Люди, ориентированные на познавательную деятельность, любящие наблюдать, анализировать, исследовать, решать.

Научно-исследовательская работа. Эксперты в различных областях, аналитики.

Люди, ориентированные на самовыражение и внимание окружающих, творческие, экспрессивные, оригинальные, склонные к нонкомформизму, обладают богатой интуицией и воображением, неформальны.

Сфера искусства, профессии, связанные с привлечением внимания, презентацией чего-либо.

Люди, ориентированные на общение, на отношения с другими людьми, ранимые, чувствительные, склонные к альтруизму, не любят систематической деятельности, любят коллективный характер работы, имеют коммуникативные способности.

Большинство профессий, направленных на работу с людьми, общественная деятельность.

Люди, амбициозные, ориентированные на влияние, на создание и реализацию собственных идей, управление, поиск решений, высокую социальную активность.

Бизнес, политика, адвокатские услуги и т.п.

Люди, ориентированные на систематизацию и репродуцирование информации, манипуляцию данными. Мало эмоциональны, точны, пунктуальны, педантичны, исполнительны.

Работа по систематизации хранению и репродуцированию любой информации. Работа, требующая большой усидчивости и точности. Работа в таких сферах как бухгалтерия, финансы, архивы, библиотеки и т.п.

Существуют определенные закономерности сочетания типа личности и типа среды

Тип личности

Источник

Оцените статью