Представления древних людей о природе

Представления первобытных людей об окружающем мире

Древнейшие люди чувствовали связь с животными, растениями и неживой природой. Они верили, что камни растут и, как животные, способны порождать подобных себе. Были уверены, что животные и растения имеют свой язык и разговаривают между собой.

Вся природа была для первых людей огромным живым существом. Она могла быть как в добродушном настроении, так и гневаться в ответ на плохое поведение даже отдельного человека. Люди были убеждены, что со временем они могут превратиться в различные животные и растения. Такие представления о природе сохранялись длительное время.

Даже с образованием родового строя люди верили, что предками отдельных родов были определенные животные и растения. Так возникали такие названия, как, например, род журавля, волка, оленя. Когда однажды ученый показал туземцу Австралии фотокарточку его сородича, тот уверенно ответил: «Это такой же кенгуру, как и я».

Знания и умения древнейших людей. Уже собиратели и охотники хорошо знали полезные и вредные растения, пути переходов, повадки и места обитания животных. Распознавали их следы. Ночью находили дорогу по звездам. Им были известны времена года. Знали приметы перемены погоды. С применением растительных, животных и минеральных средств они лечили желудочные заболевания, простуды, залечивали раны, переломы костей. Научились делать холодные и горячие примочки, спасали жизнь при ядовитых укусах, удаляли больные зубы.

В языке первобытных людей были тысячи названий различных животных, птиц, змей, камней. Но они не очень быстро считали. Медленно слагали и умножали. Лучше было с делением. С этим действием они чаще сталкивались в жизни при разделе добычи.

В окружающей природе древнейшие люди знали как полезное, так и вредное, опасное.

Возникновение религии у первобытных людей.«Человек разумный» продолжал существовать в очень жестких природных условиях. Много людских жизней уносили эпидемии опасных болезней, сильные наводнения, извержения вулканов, землетрясения.

Во время гроз от молний начинались большие пожары. Они губили все живое на огромных лесных пространствах. Морские штормы и ураганы всегда были опасными для рыбаков. Когда стада животных покидали места обитания охотников, наступала голодная смерть.

Человек по-своему объяснял природные причины, которые вызывали эти грозные явления. Это привело к вере в сверхъестественные существа; верили, что они управляют всеми опасными природными явлениями и жизнью людей. Поэтому люди пытались задобрить этих могучих правителей мира. Так начали возникать первобытные религиозные верования. Людям казалось, что весь мир населен могущественными духами, или демонами. Самые сильные из них получили название богов.

С открытием земледелия и животноводства изменились религиозные представления. Главное место среди многих богов заняли те, кто благоприятствовал успеху в этих занятиях. Одним из них стал бог Солнца, от которого зависит земное тепло. Считали, что бог грозы и грома дарит необходимую для полевых растений и садов влагу. Появилась вера в богов — покровителей пастухов и животноводов.

Образы древних богов.Богов первобытные люди представляли в самом фантастическом виде. Об этом говорят их каменные фигуры, найденные археологами. Этнографы также видели необычные деревянные изображения в первобытных племенах современности. Такие фигуры называют идолами, или истуканами.

Читайте также:  Отдельные элементы природной среды

Они имели человеческую внешность с измененным обликом. Были идолы с огромной головой и совсем маленьким туловищем женщины или мужчины. Были и с ужасным выражением лица, длинным ртом и многими оскаленными зубами. Встречались идолы с телом человека и головами зверя, крокодила, рыбы.

Люди обращались к богам со словесными просьбами, они называются молитвами. Их содержание имело простой смысл. Человек просил успеха в охоте, дождя во время засухи, спасения от голода и болезней.

Считалось, что боги имеют обычные человеческие нужды, что и им необходимо есть и пить. Поэтому к идолам приносили животных, зерно и другую пищу. Приносили в жертву богам и людей, убивая их возле идола.

Появление веры в душу человека.Переход к сельскому хозяйству и ремеслу значительно улучшил жизнь людей. Появилось больше времени для размышлений. Человек пытался найти ответы на главные вопросы жизни. Его стало интересовать, почему животные и люди умирают. Почему спящий похож на покойника? Почему потеря сознания при болезни или при столкновении с диким зверем напоминает смерть?

Но человек, который спал, просыпается и помнит, что он видел во сне. Тот, кто теряет сознание, возвращается к жизни. А умерший навсегда расстается с ней.

Возникло убеждение, что в теле человека находится главная причина жизни — его душа. Она считалась невидимой, похожей на воздух или тень. Душа может оставить человека на время — тогда он засыпает или теряет сознание. Его душа может улететь навсегда — тогда человек умирает, и душа получает свою новую жизнь. Она может переселяться в младенцев, животных и даже в растения. Такие первобытные представления сохранились в религиях древности и нашего времени.

В конце первобытности человечество освоило земледелие, животноводство и изготовление металлических предметов. Появилось представление о душе человека. Это главные условия для возникновения современной культуры.

Способности первобытных людей (об австралийских племенах)

Их умение выслеживать животное хорошо известно. Но трудно представить себе все мастерство, если не видеть их за работой. Туземец не только различает следы, оставленные всеми животными и птицами. Осматривая нору, он может сразу, посмотрев на направление свежих следов или понюхав землю, определить, находится там животное или там уже его нет.

С самого раннего детства мальчики и девочки упражняются в распознании каждого следа, который оставлен любым живым существом. Матери, играя с детьми, удивительно точно рисуют на песчаной почве следы различных животных.

Их знание растений и способов их употребления является поистине чудесным. Туземец в любой местности всегда умеет находить выход из тяжелого положения. Тогда как любой европеец наверняка бы умер с голоду.

Первобытные верования (рассказ эскимоса ученому)

Мы не верим, мы боимся. Мы страшимся духа земли, который вызывает непогоду и заставляет нас с боем вырывать нашу пищу у моря и земли. Мы боимся богини Луны. Мы боимся нужды и голода в холодных жилищах из снега. Мы боимся великой женщины, которая живет на дне моря и управляет морскими зверями. Мы боимся болезней. Они вокруг нас!

Читайте также:  Идея для селфи на природе

Не смерти боимся мы, а страдания. Мы боимся духов мертвых. Мы боимся духов животных, которых мы убили. Мы боимся всех невидимых существ, которые нас окружают.

Источник

§ 7. Представления древнейших людей об окружающем мире

Накопление и развитие знаний. Наблюдая за повадками животных, растениями, люди переда­вали свой опыт и знания последующим поколени­ям. Люди научились ориентироваться по звездам, запоминая расположение их на небе. Они уже зна­ли, когда примерно надо сажать и когда собирать урожай. Наблюдая за движением Луны, они соста­вили первый примитивный календарь, где год был поделен на месяцы.

Правда, люди не знали и не могли объяснить при­чины болезней, не понимали функции и деятельность органов человеческого организма. Но они умели ле­чить некоторые болезни различными травами, а так­же вправлять вывихи, залечивать раны, травмы. Ле­чение основывалось на многолетнем опыте. Люди передавали свои знания через рисуночное письмо — пиктографию. Каждый знак имел свое ус­ловное обозначение. Рисуя лошадь, покрытую пятна­ми, люди изображали падеж скота от моровой язвы. Появление религиозных взглядов. Древней­шие люди, выделившись из природы, долго не осо­знавали, чем они отличаются от окружающей при­роды. Им казалось, что не только они, но и птицы, звери, деревья говорят между собой. Человеку не­понятно было, почему он видит сны, почему чело­век умирает. Люди научились различать сотни ви­дов растений и животных, их следы и повадки, но все же многое им было неведомо. Ураган перевер­тывал лодку и рыбаки гибли, молния с грохотом ударяла в жилище и оно сгорало, стада животных вдруг куда-то уходили или погибали от неизвест­ной болезни, а люди не понимали причин этих не­счастий. Иногда от какой-нибудь неизвестной болез­ни вымирал целый род. У всех этих явлений есть свои естественные причины, но люди не могли объяснить и понять их. Появление религиозных представлений мы можем видеть уже у неандертальцев. Они хоронили умер­ших по определенным правилам. Думая, что чело­век ушел в вечный сон, они клали покойного на­бок, а руки укладывали под голову. Рядом с покой­ным клали рога косули или оленя. На месте погре­бения ученые находят следы красной минеральной краски — охры. Красный цвет символизировал кровь: люди считали, что между кровью и душой существу­ет неразрывная связь. Такие представления о душе и духах получили в науке определение анимизма. Анимизм (от лат. anima — душа) — вера в существо­вание духов, в одушевленность всех предметов, в наличие независимой души у людей, животных, ра­стений; одна из примитивных форм религии.

К древнейшему религиозному представлению относится и тотемизм, характеризующийся верой в сверхъестественную связь и кровную близость Данной родовой группы с каким-либо животным, которое считалось родоначальником, покровите­лем рода. Люди считали, что они происходят от оп­ределенного животного. Например, от волка, оленя, тигра. Их почитали как предков. Люди для того, чтобы оградить себя от различных невзгод, исполь­зовали различные ритуалы. Примерами таких религиозных ритуалов могут быть поклонения богам, жертвоприношения, ношение амулетов. Все эти дей­ствия были связаны с магией — обрядами, связан­ными с верой в способность человека воздействовать на природу, людей, животных. В Северном Казахстане археологи обнаружили неолитическое погребение у села Железинка. В мо­гиле было произведено сожжение трупа. Вместе с прахом были положены ожерелье из зубов хищных животных и крупных раковин, каменные наконеч­ники стрел, три сосуда. Ученые предполагают, что эти предметы, по верованиям родичей, должны были сопровождать душу усопшего в загробный мир. Часто богов представляли в виде людей с такими же порядками, как в человеческом обществе. Из кам­ня, дерева они вырезали их изображения — идолы и поклонялись им. Стараясь задобрить идолов, люди приносили жертвы-подарки: лепешки, убитых жи­вотных. По представлениям людей, землю и воду, леса и горы населяло множество духов, которых время от времени надо умилостивить жертвами. Так несколь­ко десятков тысяч лет назад у людей стали возникать верования в сверхъестественные существа, которые управляют миром. Дунут они — и образуется ураган, захотят — и стада уйдут в другую местность. Люди называли их духами, а самых «могущественных» из них — богами. Верования людей зависели от рода занятий. Зем­ледельцы поклонялись солнцу, согревающему по­севы, земле, дождю, а для скотовода главными бо­гами были покровители стад.

Читайте также:  Государственные кадастры природных ресурсов относятся

3. Зарождение искусства. О мыслительном раз­витии людей свидетельствует возникновение у них искусства. Круг произведений был широк: гравю­ры — рельефные или углубленные рисунки живот­ных и людей, глиняные и костяные скульптуры, рисунки, которыми расписывали стены пещер. Для рисования первобытные художники использовали охру и древесный уголь. В глубине темных пещер при тусклом свете костров древние художники создавали многокра­сочные изображения мчащихся коней, сцены охо­ты. Древние скульпторы из кости и рога вырезали фигурки несущихся оленей и людей, охотящихся на них. Археологи находят вырезанные из кости и рога фигурки женщин, что свидетельствует о куль­те матери-земли, материнского рода. Люди изображали то, что было для них важным: животных, на которых охотились, сцены охоты. При изображении животных древние мастера достига­ли удивительного реального сходства. Среди нахо­док часто встречаются украшенные резьбой орудия труда. В пещере Караунгир в горах Каратау найдены глиняные сосуды с круглым дном, окрашенные красной краской. Часть сосудов украшалась орна­ментом в виде ямок и штрихов. В Центральном Ка­захстане, в Карагандинской области, обнаружена керамическая посуда оригинальной формы, укра­шенная волнистым и геометрическим орнаментом. Люди украшали свои жилища, посуду и другие при­надлежности. Керамика обычно покрыта орнаментом из ямок, штрихов, отпечатков веревок. Деревянные столбы домов и деревянная утварь украшались разными узорами и раскрашивались краской.

Источник

Оцените статью