Премьера балета жар птица

Удивительная русская хтонь. Четыре балета Стравинского

Александр Коньков/ТАСС

Игорь Стравинский — ключевая фигура в истории мировой культуры. Он не заканчивал музыкальных вузов, поступил на юридический, но все время тянулся к искусству. Брал частные уроки, занимался у Николая Римского-Корсакова, прославленного композитора, участника знаменитой «Могучей кучки», музыканта, который писал просто удивительные партитуры для оркестра. Под его руководством Стравинский и создал свои первые произведения, а блестящая по своей глубине и таланту инструментовка, так свойственная мэтру, будет чувствоваться в каждом произведении Игоря Федоровича.

Стравинскому несказанно повезло в жизни, ведь правду говорят: успех — это не только талант, но еще и удача. У музыканта было вдоволь и того и другого, и еще множество идей, которые ждали своего воплощения, чтобы ошеломить зрителей со всего мира. Судьба свела его с Сергеем Дягилевым — известным в мире антрепренером, организатором «Русских сезонов» в Париже. Вместе с Дягилевым Стравинский создал несколько великолепных балетов, которые были поставлены в Париже, а сам композитор завоевал мировую славу.

В творчестве Стравинского было несколько периодов, и каждому любителю и исследователю его музыки нравится что-то свое. Кто-то больше восхищается его первыми произведениями, еще не так далеко ушедшими от классических стандартов. А кто-то больше любит позднее творчество, когда Стравинский увлекался авангардом и такой техникой, как сериализм (чтобы писать в которой, нужно обладать не только музыкальным талантом, но и определенным математическим складом ума). В честь дня рождения композитора мы предлагаем вспомнить четыре балета Стравинского, которые подняли его (и еще нескольких других артистов) на вершину славы.

«Жар-птица»

В 1909 году еще молодой и малоизвестный композитор после отдыха вернулся в Петербург, где планировал продолжить работу над своей оперой «Соловей». Эту оперу Стравинский, конечно, закончил, правда, значительно позже. Именно в этот момент к нему обращается Дягилев с предложением написать музыку к балету «Жар-птица». Сам Стравинский, как позже напишет он в своих мемуарах, был воодушевлен, но немного напуган этой перспективой: он опасался, что не успеет закончить произведение в срок. Работа с Дягилевым бок о бок с выдающимися деятелями того времени накладывала определенную ответственность.

Но никакие дедлайны и обязательства Стравинского не сломили, и он начал писать балет. Либретто к нему создал знаменитый хореограф Михаил Фокин. Он хотел поставить что-то на тему русской сказки, но так получилось, что многие эти сюжеты уже выносил на сцену другой прекрасный композитор, Николай Римский-Корсаков. Только жар-птица, волшебное создание, исцеляющее все болезни и слепоту, оставалось нетронутым. Дягилев уже отчаялся претворить эту задумку в жизнь: написать музыку не смогли ни Анатолий Лядов, ни Николай Черепнин, уже известные и зрелые композиторы.

Читайте также:  Ма тари кари птичка

Источник

Балет «Жар-птица» Стравинского. Редкие фото первой постановки

100 лет назад состоялась премьера балета Игоря Стравинского «Жар-птица». Балет был впервые показан 25 июня 1910 года на сцене парижской «Гранд-опера». Этот день можно считать точной датой начала мировой славы Стравинского.

© РИА Новости / РИА Новости | Перейти в медиабанк 100 лет назад состоялась премьера балета Игоря Стравинского «Жар-птица». Балет был впервые показан 25 июня 1910 года на сцене парижской «Гранд-опера». Этот день можно считать точной датой начала мировой славы Стравинского.

На фото: Тамара Карсавина (слева) и Адольф Больм (справа) в балете Стравинского «Жар-птица».

Сцена из балета Стравинского «Жар-птица»

100 лет назад состоялась премьера балета Игоря Стравинского «Жар-птица». Балет был впервые показан 25 июня 1910 года на сцене парижской «Гранд-опера». Этот день можно считать точной датой начала мировой славы Стравинского.

На фото: Тамара Карсавина (слева) и Адольф Больм (справа) в балете Стравинского «Жар-птица».

© РИА Новости | Перейти в медиабанк Замысел балета «Жар-птица» не принадлежал самому Стравинскому. Балет был заказан ему Сергеем Дягилевым, когда либретто было уже готово.

На фото: 1921 год. балетмейстер Сергей Дягилев (справа) и композитор Игорь Стравинский (слева).

Сергей Дягилев и Игорь Стравинский

Замысел балета «Жар-птица» не принадлежал самому Стравинскому. Балет был заказан ему Сергеем Дягилевым, когда либретто было уже готово.

На фото: 1921 год. балетмейстер Сергей Дягилев (справа) и композитор Игорь Стравинский (слева).

© РИА Новости / РИА Новости | Перейти в медиабанк Либретто было написано Бенуа, Ремизовым, Головиным и Бакстом. Хореографом первой постановки выступил Михаил Фокин.

На фото: Сцена из балета Игоря Стравинского «Жар-Птица». Исполняют артисты Михаил Фокин (на заднем плане) и Тамара Карсавина (на переднем плане).

Михаил Фокин и Тамара Карсавина в балете Игоря Стравинского Жар-птица

Либретто было написано Бенуа, Ремизовым, Головиным и Бакстом. Хореографом первой постановки выступил Михаил Фокин.

На фото: Сцена из балета Игоря Стравинского «Жар-Птица». Исполняют артисты Михаил Фокин (на заднем плане) и Тамара Карсавина (на переднем плане).

© РИА Новости | Перейти в медиабанк Ведущую партию в этом балете должна была танцевать Анна Павлова, но по ряду причин её отношения с Дягилевым испортились, и она покинула труппу. В «Жар-птице» Павлову заменила Тамара Карсавина.

На фото: танцовщица Тамара Карсавина в костюме Жар-птицы в балете Игоря Стравинского «Жар-птица».

Читайте также:  Какая птица летает ниже всех

Танцовщица Тамара Карсавина в костюме Жар-птицы

Ведущую партию в этом балете должна была танцевать Анна Павлова, но по ряду причин её отношения с Дягилевым испортились, и она покинула труппу. В «Жар-птице» Павлову заменила Тамара Карсавина.

На фото: танцовщица Тамара Карсавина в костюме Жар-птицы в балете Игоря Стравинского «Жар-птица».

© РИА Новости / Озерский | Перейти в медиабанк Фокин использовал высокий прыжок Карсавиной. Ее Жар-птица разрезала сцену как молния, и, по словам Бенуа, походила на «огненного феникса». А когда птица оборачивалась девой, в ее пластике появлялась восточная истома, ее порыв как бы таял в изгибах тела, в извивах рук. «Жар-птица» Тамары Карсавиной стала одним из символов своего времени.

На фото: Тамара Карсавина в роли Жар-птицы в балете Игоря Стравинского «Жар-птица».

Тамара Карсавина в балете «Жар-птица»

Фокин использовал высокий прыжок Карсавиной. Ее Жар-птица разрезала сцену как молния, и, по словам Бенуа, походила на «огненного феникса». А когда птица оборачивалась девой, в ее пластике появлялась восточная истома, ее порыв как бы таял в изгибах тела, в извивах рук. «Жар-птица» Тамары Карсавиной стала одним из символов своего времени.

На фото: Тамара Карсавина в роли Жар-птицы в балете Игоря Стравинского «Жар-птица».

На фото: 1910 год. Леон Бакст. Эскиз костюма к балету Игоря Стравинского «Жар-птица».

Леон Бакст. Эскиз костюма к балету Игоря Стравинского Жар-птица

На фото: 1910 год. Леон Бакст. Эскиз костюма к балету Игоря Стравинского «Жар-птица».

© РИА Новости / РИА Новости | Перейти в медиабанк В 1931 году оформлением этого балета, в постановке того же Михаила Фокина, занимался Иван Билибин. Спектакль был поставлен для театра Colon в Буэнос-Айресе.

На фото: русский график и театральный художник Иван Билибин в мастерской скульптора Поповой среди художников и портных, выполнивших по его эскизам костюмы и маски к балету Игоря Стравинского «Жар-птица».

Иван Билибин среди художников и портных, выполнивших по его эскизам костюмы и маски к балету Игоря Стравинского Жар-птица.

В 1931 году оформлением этого балета, в постановке того же Михаила Фокина, занимался Иван Билибин. Спектакль был поставлен для театра Colon в Буэнос-Айресе.

На фото: русский график и театральный художник Иван Билибин в мастерской скульптора Поповой среди художников и портных, выполнивших по его эскизам костюмы и маски к балету Игоря Стравинского «Жар-птица».

© РИА Новости / Леон Дубильт | Перейти в медиабанк В 60-х годах ХХ века Большой театр обратился к наследию Михаила Фокина. На сцене Кремлевского дворца съездов (ныне — Государственный Кремлевский дворец) был поставлен знаменитый балет «Жар-птица».

На фото: 1965 год. Сцена из балета Игоря Стравинского «Жар-птица» в постановке Государственного академического Большого театра.

Майя Плисецкая и Николай Фадеечев в балете Игоря Стравинского Жар-птица

В 60-х годах ХХ века Большой театр обратился к наследию Михаила Фокина. На сцене Кремлевского дворца съездов (ныне — Государственный Кремлевский дворец) был поставлен знаменитый балет «Жар-птица».

Читайте также:  Изображение птицы 2 класс изо

На фото: 1965 год. Сцена из балета Игоря Стравинского «Жар-птица» в постановке Государственного академического Большого театра.

© РИА Новости / Леон Дубильт | Перейти в медиабанк Спустя почти полвека после первой постановки главную партию в балете «Жар-птица» исполнила Майя Плисецкая.

На фото: Народная артистка СССР Майя Плисецкая в роли Жар-птицы в сцене из балета Игоря Стравинского «Жар-птица».

Майя Плисецкая в роли Жар-птицы

Спустя почти полвека после первой постановки главную партию в балете «Жар-птица» исполнила Майя Плисецкая.

На фото: Народная артистка СССР Майя Плисецкая в роли Жар-птицы в сцене из балета Игоря Стравинского «Жар-птица».

Версия 2023.1 Beta
© 2023 МИА «Россия сегодня»
Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640
Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).
Правила использования материалов
Политика конфиденциальности

Главный редактор: Гаврилова А.В.
Адрес электронной почты Редакции: internet-group@ria.ru
По вопросам размещения пресс-релизов и рекламы: sales@ria.ru
Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601
Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

Источник

teachron

25 июня 1910 года в Париже состоялась премьера балета «Жар-птица».

«Жар-птица» — одноактный балет Игоря Стравинского в хореографии Михаила Фокина и оформлении Александра Головина и Леона Бакста, созданный по заказу Сергея Дягилева для его «Русских сезонов в Париже».

Премьера состоялась на сцене парижского театра Гранд-Опера 25 июня 1910 года. Оркестром управлял дирижёр Габриэль Пьерне, главные партии исполнили Тамара Карсавина, Михаил Фокин, Вера Фокина и Алексей Булгаков. Балет написан по мотивам русских народных сказок о волшебной птице, которая является одновременно и благословением, и проклятием для человека, завладевшего ей.

Дягилев первоначально привлек композитора Анатолия Лядова для написания музыки. Лядов работал слишком медленно и Дягилев, в конечном итоге, передал заказ 28-летнему Стравинскому. Балет сделал Стравинского известным, а также положил начало сотрудничеству между Дягилевым и Стравинским, в результате которого появились балеты «Петрушка» и «Весна священная».

Композитор сам присутствовал на репетициях и помогал Тамаре Карсавиной разобраться с ритмом и сложным музыкальным рисунком. Впоследствии балет Фокина входил в репертуар «Оригинального русского балета», где партию Жар-птицы, среди прочих, исполняли Валентина Блинова и Тамара Туманова.

Источник

Оцените статью