«Зимние забавы» -пальчиковая гимнастика
методическая разработка
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять (указательным и средними пальчиками «идем» по столу)
Бабу снежную слепили (катаем ручками «комок»)
Птичек крошками кормили («кормим птичек «)
С горки мы потом катались (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись
(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Суп поели («едим суп»),
спать легли ( ладошки под щечку).
Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики)
Мы с тобой снежок слепили
(лепить, меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий.
(показывают круг, гладят ладони друг о друга)
Раз – подбросим, («подбросить», посмотреть вверх)
Два – поймаем. (» ловят», приседают)
Три – уроним (встают, «роняют»)
И … сломаем! (топают)
Посмотри: на нашей елке (сложить ладошки вместе)
От низа до макушки (показываем низ и верх)
Звездочки и шарики, (сложить две руки, словно шарик)
Яркие фонарики (крутим фонарики).
Крутит во весь дух (крутим ручками, словно мельница),
Белый-белый пух (встряхиваем ладошки).
Закрывайте двери (соединяем ладошки вместе).
Закрывайте уши (закрываем ушки),
Закрывайте нос (закрываем нос).
Старый дедушка Мороз (ходим указательным и средним пальцами)
Щиплет щёчки дед Мороз (щипаем названные части тела).
Снег пушистый лег на ветки.
( Изображаем руками деревья: сгибаем руки в локтях и высоко поднимаем их.
пальцы растопыриваем, изображая ветви дерева)
(Указательный и средний пальцы обеих рук «бегут» по столу, как ножки)
(Делаем «колечки» правой и левой рукой и устанавливаем их одно над другим)
(Соединяем кончики пальцев рук так, чтобы получились «шарики»)
Мы слепили снежный ком (Лепим двумя руками комок)
Шляпу сделали на нем (Соединяем руки в кольцо и кладем на голову)
Нос приделали и вмиг ( Приставляем кулачки к носу)
Получился снеговик (Обрисовываем двумя руками фигуру снеговика.)
Копаю, копаю лопаткой снежок, Имитируем движения
Построю из снега домок-теремок. Соединяем пальцы рук над головой, делаем крышу
И окна, и двери я вырублю в нем, Ребром ладоней » вырубаем»
Почищу дорожки, посыплю песком. Имитируем движения
А зайке скажу: «Приходи ко мне жить! Одной рукой изображаем зайчика, другой маним к себе
Мы будем, зайчишка, с тобою дружить!» Пожимаем свои руки
Наступает Новый год! ( хлопаем в ладоши)
Дети водят хоровод . ( кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу)
Висят на елке шарики, (поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар)
Вот сверкают льдинки, ( сжимать и резко разжимать кулаки по очереди)
Кружатся снежинки . ( легко и плавно двигать кистями)
В гости дед Мороз идет, ( пальцы шагают по коленям или по полу)
Будем пальцы загибать: ( хлопаем по коленям или по полу, одна рука — ладонью, другая — кулаком, а затем меняем)
1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 1О. ( по очереди массажируем каждый палец)
Стою и снежинки в ладошку ловлю (Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки.)
Я зиму, и снег, ( Ритмичные удары пальцами правой
и снежинки люблю, руки, начиная с указательного, по ладони левой руки.)
Но где же снежинки? ( На вопрос сжать кулаки, на ответ — разжать)
Куда же исчезли снежинки? Куда? ( На первый вопрос сжать кулаки ,на второй — разжать.)
Растаяли хрупкие льдинки-лучи. (Мелкие потряхивания расслабленными ладонями)
Как видно, ладошки мои горячи.
Источник
Пальчиковые игры
Вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью, то же – левой рукой.
Тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны».
Ладони соедините, пальцы скрестите (иголки).Большие пальцы соедините подушечками друг с другом (мордочка ежа).
Пошевелить пальцами- «иголками».
Поворачиваем кисти рук вправо-влево , показывая, как осматривается ёж.
Раскроем ладошку, расскажем про кошку.
Пальцы взбираются по руке.
Пробежать пальчиками по предплечью и плечу.
Пальцы обеих рук барабанят по столу.
Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка лошади), большой палец направлен вверх (ушко лошади). Кисть другой руки кладётся на неё сверху (грива), большие пальцы скрещиваются (ушки лошади). Пошевелите пальцами левой руки (грива колышется на ветру).
Друг за друга все цеплялись.
Ладони обеих рук опущены вниз, локти разведены в разные стороны.
Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед,
изображая рога барашков остальные пальцы прижаты к ладоням.
Бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным пальцам и мизинцем одной руки об указательный палец и мизинец другой руки.
«Маша-хозяйка»
Лёг голичок у прога на бочок.
Хлопки в ладошки. Большой палец правой руки оттопырен – «ухо», указательный согнут, остальные выпрямлены. «Собачка» наклоняется к «плошке» — округлённой левой ладони, «моет её» (движения мизинца).
Согнутые мизинец и указательный палец правой руки – «ущки», сомкнутые и прогнутые средний, безымянный и большой – «мордочка». «Мышка» пощипывает выпрямленную левую ладонь. Имитация по тексту.
Самых близких, самых верных —
Лошадь, корова, собака и кошка
В доме с хозяином дружно живут
Значит, домашними все их зовут.
Поочередно загибаем пальчики на левой руке.
Указательным пальцем левой руки загибаем пальцы на правой руке.
Разводим руки в стороны, как бы спрашивая у окружающих.
Изображаем руками крышу дома над головой.
Чайник, чашку, ковшик, ложку
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга.
Одна ладонь скользит по другой по кругу.
Загибать пальчики по одному, начиная с большого.
Разгибать пальчики по одному, начиная с большого.
Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши.
Руки согнуты в локтях (сжаты в кулаки) прижаты к туловищу.
Ребёнок покачивается из стороны в сторону.
Разводим руки в стороны как при чтении газеты.
Стучим одним кулаком по другому.
Показываем пальцами на нос.
Показываем рукой на спину.
Хоть капельку – на донышке.
Дети показывают, как доят корову.
Делают «мордочки» из пальчиков.
Загибают по одному пальчику на обеих руках.
«Домашние животные»
Повстречались два котёнка:
На каждую строчку соединять поочерёдно пальцы правой и
левой рук, начиная с мизинца.
указательные пальцы и мизинцы.
Ритмично сжимают и разжимают
Загибание пальчиков, начиная с большего.
Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
«Идут» двумя пальчиками по столу, переваливаясь.
Загибают безымянный палец; большой палец.
Загибают средний палец; мизинец.
Загибают указательный палец.
Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой.
Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.
23 «Две курицы»
В сарае две курицы жили Цыплят на прогулку водили Цыплят на прогулку водили За каждой ходили четыре ребёнка, Четыре красивых послушных цыплёнка. Четыре красивых цыплёнка Цыплята любили все вместе гулять, Толкаться, пищать, червячков искать. Толкаться, пищать, червячков искать Как только стемнеет – все к мамам бегут, Прижмутся друг к другу и сразу заснут.
Большие пальцы поднимаем, сгибаем-разгибаем в ритме текста. Постепенно разгибаем остальные пальцы. Дотрагиваемся подушечкой большого пальца до кончиков остальных пальцев в ритме текста. Пальцы переплетаем, быстро ими шевелим. Пальцы сгибаем, прижимаем к ладони. Ритмично загибаем пальцы, возвращая руки в исходное положение.
Пой-ка, подпевай-ка: Десять птичек – стайка. Эта птичка – соловей, Эта птичка – воробей. Эта птичка – совушка, Сонная головушка. Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель, Эта птичка – скворушка, Серенькое перышко. Эта – зяблик. Эта – стриж. Эта – развеселый чиж. Ну, а эта – злой орлан. Птички, птички – по домам!
Сжать кулачок, на название каждой птички отгибать один пальчик.
Сжимать и разжимать кулачки.
«Кошка Мурлыка»
Сжимают и разжимают пальцы в кулак.
Поглаживают ладони друг о друга.
Сжимают пальцы в кулачки, поворачивают кулачки вправо-влево.
Когда твой цирковой наряд
Всем детям нравится подряд?!
Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх.
Указательный, средний и безымянный – вместе.
Мизинец попеременно опускается и поднимается.
Показываем четырьмя пальчиками как на задних лапах танцует пудель.
Как-то раз к кому-то в гости
Шел козленок через мостик,
Два рогатых глупых братца
Вдруг с разбега лбами – бух!
И с моста в водичку – плюх!
Ребенок большими пальчиками прижимает к ладошке средние и безымянные.
Ребенок держит кисти рук горизонтально и медленно сближает руки.
На каждую строчку ребенок соединяет руки.
Ребенок роняет руки на колени.
Друг за друга все цеплялись.
Ладони обеих рук опущены вниз, локти разведены в разные стороны.
Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед,
изображая рога барашков остальные пальцы прижаты к ладоням.
Бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным пальцам и мизинцем одной руки об указательный палец и мизинец другой руки.
Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал.
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,
Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
Этот толстый поросёнок — лежебока и нахал,
Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.
Пальцы рук растопырены; поочередно «идём» по столику или коленочкам каждым из пальчиков.
Сжимаем и разжимаем кулачки
Сжимаем и разжимаем кулачки.
Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаемвнутрь.
«Ёж несёт гриб»
Этот пальчик чистить стал,
Массируют поочередно пальчики,
-Эй, Большак, вставай скорей!
Пальцами обеих рук изобразить мишек.
Встряхиваем большие пальцы рук.
Встряхнуть указательные пальцы.
Встряхнуть средние пальцы, плавные. Движения кистями рук, как кисточкой, снизу – вверх.
Погладить безымянный палец пальцами другой руки.
Прижать безымянный палец к ладони и погладить его.
Встряхнуть мизинцы, показать, какого они роста.
Погрозить мизинцу пальцем, сосчитать на пальцах его «проказы».
Вдруг открылась эта дверь:
Ставим ладони ребром на стол, большие пальцы приподнимаем.
Большие пальцы просовываем между мизинцами и безымянными.
Сгибаем и разгибаем большие пальцы.
Стучим большими пальцами по ладошкам.
Ладони немного раскрываем не отрывая от стола.
Складываем ладони корытцем, шевелим большими пальцами.
Пальцы обеих рук сжимают в кулаки, большие пальцы опущены
вниз и как бы прыжками двигаются
Выполняются ритмичные движения
движения средних пальцев в быстром темпе.
Медленные движения безымянных
пальцев по направлению к коленям.
Ритмичные касания мизинчиками
Хлопок обеими ладонями по коленям.
Источник