Пример природно промышленной системы

2. Каков механизм функционирования нефтегазодобывающего предприятия как эколого-экономической системы.

Современное промышленное производство характеризуется высоким уровнем воздействия на окружающую среду, при оценке которого прослеживается зависимость между производственными и экологическими факторами. Разрешение противоречия между нарастанием экологических проблем и масштабами природопользования возможно при переориентации общественного производства на экологический путь развития. Механизм управления экологической деятельностью предприятия неэффективен. Необходим переход к управлению предприятием как эколого-экономической системой. Таким образом, предметом исследования является механизм и инструменты управления экологической деятельностью промышленного предприятия, а объектом – промышленное предприятие как эколого-экономическая система. Механизм управления; предприятие как эколого-экономическая система; направления и инструменты управления предприятием.

Административное регулирование в природопользовании осуществляется через систему природоохранного законодательства, которое устанавливает жесткие рамки негативного воздействия на окружающую среду путем установления нормативов, стандартов, регламентов для производства, технологий или выбросов (сбросов) загрязнителей, прямых запретов, разрешений и лицензий. Подобное регулирование характеризуется прямым воздействием на поведение управляемых объектов (предприятия-загрязнители вынуждены соответствовать установленным параметрам).

Известно, что использование административных методов управления возможно в условиях развитой организационной структуры, создание и содержание которой требует значительных финансовых ресурсов. В связи с этим возрастает значимость экономического блока, который охватывает все виды экономического стимулирования рационального природопользования методами позитивной и негативной мотивации, инвестирование природоохранных проектов, финансовое регулирование.

К методам негативной мотивации, которые призваны противодействовать нарушениям установленных нормативов, относят платежи, штрафные санкции, возмещение ущербов. Методами позитивной мотивации, которые нацелены на поощрение природопользователей, являются дотации, льготное кредитование и налогообложение, субсидирование проектов природоохранного назначения.

Создание рыночных отношений в экологической сфере предполагает формирование рынка экологических товаров и услуг, а также рынка прав на загрязнение. По своей сути рыночные инструменты управления направлены на обеспечение рационального использования ассимиляционного потенциала природной среды, т. е. экологических ресурсов территории.

Все три подхода в управлении природопользованием должны использоваться в комплексе. Например, без экологического нормирования трудно представить эффективно работающие правовые и финансово-экономические инструменты, не располагающие характеристиками

Читайте также:  Департамент природного хозяйства курганской области

Механизм управления процессами природопользования на предприятиях заключается в планировании природоохранных мероприятий, организации и контроле исследуемой деятельности, а также в экологическом нормировании и учете экологических затрат. Оценка уровня реализации названных функций управления на некоторых промышленных предприятиях РБ позволила сформулировать следующие выводы:

1. В составе инструментов механизма управления природопользованием и охраной ОПС можно выделить две группы:

· совокупность инструментов, обеспечивающих государственное регулирование процессом природопользования (макроуровень) и создающих среду функционирования хозяйствующих субъектов;

· совокупность инструментов, используемых для управления природоохранной деятельностью (ПОД) на уровне предприятий и его подразделений.

При этом одноименные инструменты механизма управления ПОД имеют разное функциональное назначение. Так, плата за негативное воздействие на ОПС, с одной стороны, является источником пополнения бюджета, а с другой – это затраты, сопровождающие экологическую деятельность предприятия. Если государство заинтересовано в увеличении величины платежей, то для хозяйствующих субъектов – актуально ее уменьшение. Пока данное противоречие разрешимо вследствие крайне незначительных значений платежей. С ростом ставок платы предприятия вынуждены будут реализовывать мероприятия природоохранного назначения, а государство – ужесточить контроль платежной дисциплины предприятий.

2. В существующей системе организации управления экологической деятельностью продекларированы функциональные, но отсутствуют административные взаимосвязи с подразделениями, участвующими в обеспечении экологических требований к хозяйственной деятельности предприятия, что отрицательно сказывается на эффективности его природоохранной деятельности.

Недостаточное кадровое обеспечение природоохранной деятельности проявляется в том, что на предприятиях реализуются функции только оперативного управления.

3. Предоставление свободы хозяйствующим субъектам в принятии решений относительно применения некоторых инструментов управления ПОД проявляется в том, что в РБ лишь некоторые промышленные предприятия добровольно осуществляют экологический аудит, сертифицируют по экологическим критериям продукцию, страхуют экологические риски.

Не получила должного распространения и система экологического менеджмента – на исследуемых предприятиях уровень освоения составляет не более 30%.

Читайте также:  Контрольная работа силы природы

4. Система экологического нормирования не интегрирована в систему нормирования, учета и анализа затрат на производство продукции, так как объектом экологического нормирования является не учетная единица объема производства, а источник образования загрязнителей.

5. Главный недостаток системы платежей за загрязнение ОПС – низкий уровень ставок платы, не отражающий реальный экономический ущерб от экологических нарушений. Отсутствие в системе показателей предприятия показателя «предотвращенный экологический ущерб» отрицательно сказывается на эффективности его экологической деятельности.

6. Планирование природоохранной деятельности предприятия представлено только разработкой текущих планов капитальных вложений и мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия на ОПС. Планирование экономических отношений в системе «производство – ОПС» в части объемов образования, утилизации загрязнителей и отходов, платы за негативное воздействие на ОПС, потребности основных и оборотных фондов природоохранного назначения, экологических затрат и т. д. практически отсутствует. Отсутствует в составе стратегии социально-экономического развития предприятия экологическая цель.

Следует отметить не только явно недостаточный уровень инвестиционных вложений в сферу природопользования, но и низкую эффективность использования ограниченных финансовых ресурсов: практически не финансируются научные и инновационные программы природоохранного назначения (не более 2% на НИОКР), но активно реализуются технологии «конца трубы».

Не получил распространения на промышленных предприятиях такой инструмент формирования внутренних источников финансирования природоохранных проектов, как ускоренная амортизация или амортизационная премия.

Таким образом, действующий механизм управления на промышленных предприятиях не обеспечивает трансляцию целей и задач экологического развития на уровень цехов, участков, рабочих мест, где собственно и возникают источники негативного воздействия на ОПС. Разрыв между управляемым объектом и управляющей системой ведет к тому, что на предприятиях имеет место слабоуправляемая, слабоконтролируемая экологическая деятельность, низкий уровень которой проявляется в стабильно высоких показателях негативного воздействия на ОПС, а далее – в ухудшении экономических показателей. То есть система управления устарела и не отражает современных представлений и тенденций развития предприятия, которые формулируются следующим образом: эколого-экономическая эффективность деятельности предприятия достигается путем производства конкурентных видов продукции, которые удовлетворяют потребностям человека и улучшают качество жизни при одновременном снижении негативного воздействия на окружающую среду и ресурсоемкости производства через весь жизненный цикл.

Читайте также:  Познавательное развитие природа подготовительная группа

Системная концепция эколого-экономического управления предприятием ориентирована на решение одновременно двух ключевых вопросов – улучшение экономического состояния предприятия при одновременном повышении эффективности его экологической деятельности, что соответствует принципам концепции устойчивого развития. Экологическая деятельность рассматривается как функция, которая должна отражаться во всех процессах, сопровождающих хозяйственный цикл: снабжение, производство, финансирование, развитие персонала, инвестиции и инновации и т. д. В соответствии с данной концепцией возникает необходимость интеграции в систему управления предприятием подсистемы экологического управления путем включения в стратегию его развития экологических целей, создания единого хозяйственного механизма, направленного на рациональное использование экономических, природных и экологических ресурсов. Изучение теории и практики по данному вопросу показало, что «экологическое управление» часто связывают с осуществлением функций управления, направленных на выполнение требований природоохранного законодательства: обеспечение соответствия производственных процессов заданным экологическим стандартам, а объектом управления становятся потребление природных

ресурсов, выбросы, сбросы, отходы и другие экологические последствия производства и потребления (управление «конца трубы»).

Поэтому необходим переход к эколого-экономическому управлению, которое является составной частью общей системы управления, отражает и реализует цели охраны окружающей природной среды и рационального природопользования для обеспечения сбалансированного функционирования экосистем и выполнения долгосрочных планов предприятия. Данное определение эколого-экономического управления ставит в один ряд экологические и экономические цели предприятия.

Источник

Оцените статью