Проблема единства и многообразия мира
Проблема единства мира одна из центральных в онтологии и, несмотря на кажущуюся простоту, — сложнейшая. Суть ее можно сформулировать так: как и почему мир, будучи единым в основе, в своем эмпирическом существовании так многообразен. Осознание проблемы единства и множественности мира уже в Античности породило два крайних варианта ответа. Элеаты утверждали, что бытие едино, а множественность является иллюзией, ошибкой чувств. Множественность и движение нельзя мыслить непротиворечиво, поэтому они не существуют. Гераклит дал прямо противоположный ответ: бытие есть постоянное изменение, и его суть — в многообразии.
Платон утверждал, что мир един. Основу единства составляют идеи, многообразие же, воспринимаемое органами чувств, принадлежит миру становления, порожденному соединением бытия и небытия. Таким образом, Платон удвоил реальность: мир стал существовать в умопостигаемой форме единства и ощущаемой форме множества (хрестоматия 4.3).
Ученик Платона Аристотель сформулировал более сложную и развернутую концепцию соотношения единого и многого. Аристотель выступил против отождествления первоначал с вещественными элементами. Вещественные первоначала недостаточны, чтобы вывести из них все существующее. Кроме материальной причины в мире существует еще три типа причин: движущая, формальная и целевая. Впоследствии Аристотель свел эти три причины к понятию формы, а многообразие объяснял взаимодействием материи и формы. Источником и первопричиной движения Аристотель считал неподвижный перводвигатель — актуальное и абсолютное первоначало (хрестоматия 4.1).
Философия средневековья предложила свою версию соотношения единого и многого. Единство мира заключается в Боге. Бог есть высшая личность, вечность — его атрибут. Материя творится Богом, соответственно все многообразие мира — результат творческого усилия Бога (www.auditorium.ru).
Подобная интерпретация проблемы качественного многообразия мира не могла удовлетворить философов и естествоиспытателей Возрождения и Нового времени. В это время появляется новый ответ на проблему единства и многообразия — пантеизм. Пантеизм отождествляет природу, разум и Бога, тем самым растворяя источник движения материи — духовное начало — в ней самой. Суть пантеистического взгляда: мир во всем своем многообразии вечно порождается безличным богом, который слит с природой и является ее внутренним творческим принципом. Сторонниками пантеизма в его мистической и натуралистической формах были Н. Кузанский, Д. Бруно, Б. Спиноза www.auditorium.ru.
Возможны три варианта ответа на вопрос о единстве и многообразии мира: монизм, дуализм и плюрализм. Позиция монизма — самая распространенная в философии, поэтому на ее содержании следует остановиться подробнее.
Постулируя единство мира, философское мышление может основывать это единство либо в духе, либо в материи. В первом случае мы получаем идеалистический монизм, во втором — материалистический. Сторонники философского монизма независимо от его конкретного варианта, утверждают, что бесконечное мироздание едино, связано универсальными законами, и проявляет себя через многочисленные формы.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник
Как философия решает проблему единства и многообразия мира?
Проблема единства мира одна из центральных в онтологии. Суть- как и почему мир, будучи единым в основе, в своем эмпирическом существовании так многообразен?
1)Элеаты утверждали, что бытие едино, а множественность является иллюзией, ошибкой чувств.
2) Гераклит дал прямо противоположный ответ: бытие есть постоянное изменение, и его суть — в многообразии.
Также Платон утверждал, что мир един. Основу единства составляют идеи, многообразие же, воспринимаемое органами чувств, принадлежит миру становления, порожденному соединением бытия и небытия. Таким образом, Платон удвоил реальность: мир стал существовать в умопостигаемой форме единства и ощущаемой форме множества.
Ученик Платона Аристотель сформулировал более сложную и развернутую концепцию соотношения единого и многого: выступил против отождествления первоначал с вещественными элементами, кроме материальной причины в мире существует еще три типа причин: движущая, формальная и целевая. Впоследствии Аристотель свел эти три причины к понятию формы, а многообразие объяснял взаимодействием материи и формы. Источником и первопричиной движения — неподвижный перводвигатель — актуальное и абсолютное первоначало.
В средневековье-. Единство мира заключается в Боге,вечность — его атрибут. Материя творится Богом, соответственно все многообразие мира — результат творческого усилия Бога.
Новое время и возрождение:. В это время появляется новый ответ на проблему единства и многообразия — пантеизм. Пантеизм отождествляет природу, разум и Бога, тем самым растворяя источник движения материи — духовное начало — в ней самой. Суть пантеистического взгляда: мир во всем своем многообразии вечно порождается безличным богом, который слит с природой и является ее внутренним творческим принципом. Сторонниками пантеизма в его мистической и натуралистической формах были Н. Кузанский, Д. Бруно, Б. Спиноза.
Возможны три варианта ответа на вопрос о единстве и многообразии мира:
1)Монизм –. Сторонники философского,утверждают, что бесконечное мироздание едино, связано универсальными законами, и проявляет себя через многочисленные формы.
Философское мышление может основывать это единство либо в духе, либо в материи. В первом случае мы получаем идеалистический монизм, во втором – материалистический.
Материалистический- основа мира,материя,которая затем выступает причиной всех своих возможных превращений.Где сознание,пространство,кремя и движение-атрибуты материи.
2)Дуализм – философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал — духа и материи, идеального и материального.
3)Плюрализм — философская позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания.
Таким образом, в реальности материя существует только через бесконечное многообразие конкретных вещей и явлений. Для упорядочения этого многообразия вводится понятие уровня существования материи.: считает неживая и живая природа, причем последняя имеет два подуровня: биологический и социальный.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник
filia / Теория / 13.Проблема единства и многообразия мира
Проблема единства мира одна из центральных в онтологии . Суть- как и почему мир, будучи единым в основе, в своем эмпирическом существовании так многообразен?
1)Элеаты утверждали, что бытие едино, а множественность является иллюзией, ошибкой чувств.
2) Гераклит дал прямо противоположный ответ: бытие есть постоянное изменение, и его суть — в многообразии.
Также Платон утверждал, что мир един. Основу единства составляют идеи, многообразие же, воспринимаемое органами чувств, принадлежит миру становления, порожденному соединением бытия и небытия. Таким образом, Платон удвоил реальность: мир стал существовать в умопостигаемой форме единства и ощущаемой форме множества.
Ученик Платона Аристотель сформулировал более сложную и развернутую концепцию соотношения единого и многого: выступил против отождествления первоначал с вещественными элементами, кроме материальной причины в мире существует еще три типа причин: движущая, формальная и целевая. Впоследствии Аристотель свел эти три причины к понятию формы, а многообразие объяснял взаимодействием материи и формы. Источником и первопричиной движения — неподвижный перводвигатель — актуальное и абсолютное первоначало.
В средневековье-. Единство мира заключается в Боге,вечность — его атрибут. Материя творится Богом, соответственно все многообразие мира — результат творческого усилия Бога .
Новое время и возрождение :. В это время появляется новый ответ на проблему единства и многообразия — пантеизм. Пантеизм отождествляет природу, разум и Бога, тем самым растворяя источник движения материи — духовное начало — в ней самой. Суть пантеистического взгляда: мир во всем своем многообразии вечно порождается безличным богом, который слит с природой и является ее внутренним творческим принципом. Сторонниками пантеизма в его мистической и натуралистической формах были Н. Кузанский, Д. Бруно, Б. Спиноза .
Возможны три варианта ответа на вопрос о единстве и многообразии мира:
1)Монизм – . Сторонники философского ,утверждают, что бесконечное мироздание едино, связано универсальными законами, и проявляет себя через многочисленные формы.
Философское мышление может основывать это единство либо в духе, либо в материи. В первом случае мы получаем идеалистический монизм, во втором – материалистический.
Материалистический-основа мира,материя,которая затем выступает причиной всех своих возможных превращений.Где сознание,пространство ,кремя и движение-атрибуты материи.
2)Дуализм – философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал — духа и материи, идеального и материального.
3)Плюрализм — философская позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания.
Таким образом, в реальности материя существует только через бесконечное многообразие конкретных вещей и явлений. Для упорядочения этого многообразия вводится понятие уровня существования материи.: считает неживая и живая природа, причем последняя имеет два подуровня: биологический и социальный.
Источник
6. Философия о многообразии и единстве мира.
В современной науке проблема единства мира рассматривается в трех основных отношениях:
1. как субстанциональное единство, т.е. в какой мере он имеет единую основу;
2. как единство законов, которые действуют в этом мире;
3. как единство с точки зрения возникновения, развития, генезиса всех форм реальности в доступном нам мире.
Идеализм выводит единство мира из единства духа — надличностного (объективный идеализм) или индивидуального (субъективный идеализм).
Диалектический подход к проблеме основывается на принципе развития, т.к. только он позволяет последовательно материалистически решать проблему единства неорганической и органической природы, а последней —с обществом. Дело в том, что при диалектическом понимании развития излишне допущение внешнего по отношению к материи источника движения, развития. В этой связи полезно вспомнить, что естественнонаучной базой для диалектико-материалистического понимания единства мира послужили прежде всего три великие открытия естествознания XIX в.: обнаружение клеточного строения растений и животных (единство структурной организации живой природы), закон сохранения и превращения энергии, учение Дарвина.
Области действительности обладают универсальными законами существования и развития (это относится и к каждой из них в отдельности, и ко всем ним как образующим мир) и материально взаимосвязаны.
Основные сферы действительности и их взаимосвязи:
- единство вещества и поля, взаимопревращаемость элементарных частиц (и многое другое);
- фотосинтез, получение в лабораторных условиях многих органических веществ, вплоть до некоторых молекул белков (например, инсулина) и некоторых молекул нуклеиновых кислот (и другое);
- клеточное строение, специфический обмен веществ, белок и нуклеиновые кислоты (и другое);
- раскрывается эволюционной теорией;
- трудовой теорией антропогенеза (и другое);
- раскрывается материалистическим пониманием истории
Таким образом, единство мира не исключает, а предполагает его качественное многообразие,- между различными формами движущейся материи нет и не может быть ни абсолютного тождества, ни абсолютного различия.
- Бучило, Н.Ф. Философия[Текст]:Учебное пособие/ Н.Ф. Бучило, А.Н.Чумаков .-М.: Знание,1998.
- Введение в философию[Текст]: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Республика, 2003. — 623 с.
- Голубинцев, В.О. Философия для технических вузов[Текст] : учебник/ В. О. Голубинцев. -3-е изд -Ростов н/Д: Феникс,2006.-506 с.
- Коган ,Л.А. Закон сохранения Бытия [Текст]/ Л.А.Коган //Вопросы философии.- 2001.-№4.- С. 56-69.
- Коргунюк, Ю.Г. «Материализм и эмпириокритицизм» и его критики [Текст]/ Ю.Г.Коргунюк //Вопросы философии.- 1991.- №12.-С. 27-38.
- Спиркин ,А.Г. Философия[Текст] : Учебник для технических вузов/ А.Г. Спиркин — М.: Гардарики, 2000. — 368 с.
1 Коган Л.А. Закон сохранения Бытия //Вопросы философии, 2001,№4, С. 57-58.
2 Хайдеггер М. Тождество и различие. М., 1997. С. 59.
3 Введение в философию[Текст]: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Республика, 2003.
4 См.: Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия.Учебное пособие_ М.: Знание,1998. С. 18.
5 См. Ленин В.И. Полн. Собр.соч.Т.18.С.272.
6 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 149.
8 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2‑е. Т. 20. С. 550.
9 Введение в философию :Учебник для вузов. В 2 ч. М., 1989.
Источник