- Вопрос 1. Компоненты окружающей среды как объекты природы, объекты (хозяйствования) использования, объекты собственности. Влияние этого триединства на правовое регулирование общественных отношений.
- Вопрос 2. Теоретические основы российского экологического законодательства.
- Триединство природных компонентов
- Задачи и функции рф по охране окружающей среды
Вопрос 1. Компоненты окружающей среды как объекты природы, объекты (хозяйствования) использования, объекты собственности. Влияние этого триединства на правовое регулирование общественных отношений.
Природа (природная среда) — совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.
Компоненты ПС — земля, включая почву, недра, поверхностные и подземные воды, растительный и животный мир, атмосферный воздух, включая озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Природный объект — естественные экологические системы, природные ландшафты, сохранившие свои природные свойства.
Природно-антропогенные объекты — природные объекты измененные или созданные человеком при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, но сохранившие при этом свойства природных объектов.
Признаки компонентов природы и природных объектов:
— Нахождение в экологических связях
— Все выполняют жизнеобеспечивающую экологическую на ряду с экономической функцию.
— Каждый объект обладает своими специфическими признаками
Как объекты природы. Естественное происхождение, нахождение в естественной экологической системе, основа жизни.
Как объект хоз использования. Это природный ресурс. Компонент используется или может быть использован при осуществлении хоз и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеет потребительскую ценность. Использование природных ресурсов – это эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хоз оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хоз и иной деятельности.
Как объект собственности. Земля и иные природные ресурсы могут находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Формы взаимодействия общества и природы:
1) экологическая — связана с существованием человека как биологического существа и существованием самой живой природы. Наличие этой формы обусловлено экологическими связями природы, общими законами экологии. В рамках этой формы взаимодействия ряд ученых выделяют такую форму как экологическую безопасность — человек выделяет себя из природы. По мнению других ученых, меры по охране природы являются мерами по охране человека.
2) Экономическая — природа есть источником природных ресурсов, то есть источником, который способен удовлетворить самые разнообразные потребности. Связи носят экономический характер, действуют законы экономические, при этом всегда следует учитывать что экологическая форма взаимодействия должна учитывать экономические аспекты и наоборот.
3) возможно — экосоциальная — экономическая + экологическая, то есть размыты рамки и эти две формы никак не отличаются.
Вопрос 2. Теоретические основы российского экологического законодательства.
Основой экологического законодательства является Концепция устойчивого развития. Устойчивое развитие — это процесс, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей настоящего и будущих поколений. Параллельно должны развиваться экология, экономика и общества. Эта концепция получила закрепление и развитие в российском законодательстве об окружающей среде (различных НПА). Необходимость этого была предусмотрена в 2 Указах Президента РФ. Первый Указ «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» 1994 года и второй 1 апреля 1996 «О концепции перехода РФ к устойчивому развитию».
Экологическая Доктрина РФ — утверждена 31.08.02 Правительством РФ №12/25. Она определяет цели, направления, задачи и принципы проведения в РФ единой государственной политики в области экологии на долгосрочный период. Основа государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года утверждены Президентом РФ 30.04.12 (данный документ повторяет Доктрину, но при этом конкретизирует ее).
Цель государственной политики в этой сфере: сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышение качества жизни, улучшение здоровья населения и демографической ситуации, обеспечение экологической
Источник
Триединство природных компонентов
В соответствие с п. 4 ст. 2 ФЗ «Об охране окружающей среды», отношения, возникающие в области охраны окр. среды, как основы жизни и деятельности народов, проживающих на данной территории, в целях обеспечения их прав на благоприятную окр. среду регулируются международными договорами и н.п.а. РФ
Земельные участки, водные объекты, недра, леса, животный и растительный мир выступают объектами природы — перечень природных компонентов, подлежащих охране, закреплён в статье 4 ФЗ «Объ охране окр. среды»
В целях охраны редких и исчезающих видов природных компонентов ведётся Красная книга и создаются особо охраняемые природные территории, на которых устанавливается особый [правовой] режим с ограничением, либо изъятием природных компонентов из хоз. деятельности.
Природные компоненты выступают объектом права пользования. Выделяют общее и специальное природопользование.
По объекту природопользования выделяют: землепользование, водопользование, лесопользование, пользование объектами животного мира, недропользование
Природные компоненты являются объектами права собственности (формы собственности закреплены ч. 2 ст. 9 Конституции РФ), за исключением атмосферного воздуха.
Правовой режим различных природных компонентов должен учитывать все перечисленные значения. Приоритет отдаётся экологической ценности природного компонента, и это обуславливает особенности в правовом регулировании экологических отношений.
Принцип триединства закреплён в пп. 1 п. 1 ст. 1 ЗК РФ и в п. 1 ст. 3 Водного Кодекса РФ
Задачи и функции рф по охране окружающей среды
Задачи и цели экологического законодательства закреплены в «Основах гос. политики в области экологического развития РФ на период до 2030 г.», утверждённых Президентом РФ 30 апреля 2012 г.
Цель экологической политики – п. 7 раздела 2: решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Основные задачи – п. 9 раздела 3:
а) формирование эффективной системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, предусматривающей взаимодействие и координацию деятельности органов государственной власти;
б) совершенствование нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности;
в) обеспечение экологически ориентированного роста экономики и внедрения экологически эффективных инновационных технологий;
г) предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на окружающую среду;
д) восстановление нарушенных естественных экологических систем;
е) обеспечение экологически безопасного обращения с отходами;
ж) сохранение природной среды, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира;
з) развитие экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
и) совершенствование системы государственного экологического мониторинга (мониторинга окружающей среды) и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также изменений климата;
к) научное и информационно-аналитическое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности;
л) формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания;
м) обеспечение эффективного участия граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности;
н) развитие международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Задачи экологического законодательства также отражены в «Экологической доктрине РФ», одобренной Распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р
Доктрина устанавливает цель, задачи, принципы и основные направления гос. экологической политики, а также факторы деградации окружающей среды на международном уровне и на уровне РФ (факторы можно посмотреть)
— преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в структуре экономики, что приводит к быстрому истощению природных ресурсов и деградации природной среды;
— низкая эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды, включая отсутствие рентных платежей за пользование природными ресурсами;
— резкое ослабление управленческих, и прежде всего контрольных, функций государства в области природопользования и охраны окружающей среды;
— высокая доля теневой экономики в использовании природных ресурсов;
— низкий технологический и организационный уровень экономики, высокая степень изношенности основных фондов;
— последствия экономического кризиса и невысокий уровень жизни населения;
— низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения страны.
Экологическая функция государства — деятельность по распоряжению природными ресурсами, находящимися в гос. собственности, направленная на обеспечение рационального природопользования, предупреждение истощения и деградации природных объектов и обеспечения реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Экологическая функция государства реализуется в различных формах, под которыми понимаются методы и способы её осуществления. Прежде всего, можно выделить правовые и организационные методы.
Правовые – принятие н.п.а. по вопросам использования и охраны окр. среды, правоприменительная деятельность норм экологического законодательства; применение норм юридической ответственности при экологических правонарушениях.
Организационно-правовые – нормирование предельно допустимого воздействия на окружающую среду; планирование в сфере экологии; проведение экологической экспертизы, сертификации, стандартизации; экологический надзор.
Источник