Принципы природопользования
Природопользование имеет свои принципы права, к которым относятся:
- природопользование рациональное;
- принцип экосистемного подхода к регулированию природопользования;
- принцип целевого характера пользования ресурсами природы;
- принцип устойчивости права пользования;
- принцип платности специального природопользования.
Среди всех принципов рациональное природопользование является традиционным принципом природоресурсного права. Это экологически обоснованное природопользование, учитывающее разнообразные интересы людей, среди которых экологические, экономические, социальные и др.
Очень тесно с принципом рационального использования ресурсов природы связан принцип экосистемного подхода к регулированию природопользования.
Этот принцип является следствием требований законодательства об охране окружающей среды. Содержанием принципа являются правовые требования относительно недопущения причинения вреда во время эксплуатации природного ресурса другим природным объектам.
Закреплен принцип через регулирование обязанностей природопользователя. Например, водопользователь при пользовании водным объектом не имеет права причинять вред, как самому водному объекту, так и окружающей среде.
Что касается принципа целевого использования природных ресурсов, то он является общим для целого ряда природоресурсных отраслей права – земельного, горного, водного и др.
Если земельные участки, водные объекты, лесные участки, участки недр предоставляются в пользование, то цель их предоставления в обязательном порядке фиксируется в решении о предоставлении в пользование.
Если природный объект используется не по назначению, т.е. не соответствует заявленной цели, законодательство рассматривает это как правонарушение и является основанием вплоть до аннулирования лицензии.
Природные объекты предоставляются или в бессрочное пользование, или на длительный срок – в этом заключается принцип устойчивости права природопользования.
Основания, по которым прекращается право пользования природными объектами, указаны в законе. Таким образом, гарантируются интересы пользователя, связанные с природопользованием.
Субъекты специального природопользования обязаны оплатить пользование соответствующим видом природного ресурса, в этом заключается принцип платности природопользования.
Плата, вводимая за пользование природного ресурса, помогает решать как общие задачи государства, так и те задачи, которые связаны с поддержанием эксплуатируемого природного ресурса в благоприятном состоянии и, если необходимо, его восстановлении.
Права и обязанности природопользования
Права и обязанности природопользователей, их объем, и состав связаны с видом природного объекта, находящегося в пользовании.
Зависят они также и от целей использования и статуса субъекта природопользования.
У всех природопользователей есть право — пользование природным объектом осуществлять в пределах установленных законов и право на получение информации о предоставленном в пользование природном объекте, его состоянии.
Кроме прав у природопользователей есть общие обязанности. К ним относятся:
- рациональное использование природного объекта способами, не несущими вред здоровью человека и окружающей среде, а также использование в соответствии с целевым назначением объекта;
- выполнять, предусмотренные законодательством и договором, природоохранные мероприятия;
- своевременное внесение платежей и за пользование ресурсами и за загрязнение природной среды;
- обязательное соблюдение экологических нормативов;
- информирование государственных органов о состоянии природного объекта;
- восстановление за свой счет природных объектов, нарушенных в процессе природопользования.
Право собственности на природные ресурсы может приобрести другое лицо на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки.
В ряде случаев природные ресурсы, находящиеся в частной собственности, могут быть обращены в государственную собственность — это в случаях обращения взыскания на имущество по обязательства, в случаях выкупа для нужд государства и при нарушениях требований законодательства происходит изъятие объекта. Рассматриваются и такие случаи, как переход наследства государству и в случаях реквизиции – это изъятие, которое происходит при авариях, эпидемиях, стихийных бедствиях.
Природный ресурс изымается у собственника в интересах общества по решению государственных органов, с выплатой стоимости имущества, В тех в случаях, когда имущество конфискуется в виде санкции за какое-либо преступление – это изъятие безвозмездное по решению суда.
В случаях национализации, когда собственность граждан или юридических лиц обращается в собственность государства. В частную или государственную собственность могут быть обращены природные ресурсы в соответствии с законом, являющиеся муниципальной собственностью.
Принудительное изъятие у собственника его имущества не допускается, кроме тех случаев, которые предусматривает закон.
Пути реализации принципов
Во многих странах мира сегодня существуют и реализуются политические программы и проекты, касающиеся рациональных методов использования природных ресурсов.
В них, прежде всего, отражаются:
- политика государства по охране окружающего пространства;
- принятые международные стандарты, законы, экологические нормы;
- устойчивое использование экосистем;
- недопущение разрушительного воздействия на среду обитания;
- наличие и соблюдение принципов агроэкологии в ходе эксплуатации плодородных земель;
- рациональные принципы размещения промышленных предприятий;
- использование региональных и международных эффективных биосистем;
- природоохранные мероприятия для каждого региона, для каждой страны и в целом для мирового пространства;
- экологический мониторинг и прогнозирование последствий человеческой деятельности;
- наличие достоверной базы данных о мировых экосистемах и их состоянии;
- продуктивность и восстановление запасов в Мировом океане;
- проблемы питьевой воды, отвечающей санитарным нормам;
- оказание помощи развивающимся странам в вопросах экологического правового механизма.
На уровне отдельного государства должны проводиться работы по разработке и внедрению региональных планов и мероприятий в отношении окружающей среды, контроль за осуществлением которого возлагается на государственные и общественные организации.
Данные мероприятия дают возможность обеспечить экологически безопасной работой на производстве и сформировать здоровую среду для городского и сельского населения. Возможность снизить воздействие природных катаклизмов и катастроф и сохранить экосистему в районах с неблагополучной экологией. Такое мероприятие как внедрение новых технологий обеспечит экологические нормы и даст возможность регулирования актов природоохранного законодательства.
Если рассматривать проблему рационального природопользования, то она значительно шире и сложнее, потому что она представляет собой единый организм с тесно связанными компонентами.
Поправить нанесенный ущерб в ходе многовековой хозяйственной деятельности возможно только тогда, когда общество способно будет осознанно подходить к решению мировых экологических проблем.
Рационально пользоваться всеми ресурсами природы и её благами можно лишь, приумножая и сберегая их для будущих поколений.
Источник
30. Понятие и принципы права природопользования.
Право природопользования — это система норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств. Иначе, это институт экологического права, который представляет собой систему норм, регулирующих использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов.
К основным принципам права природопользования относятся:
Принцип рационального природопользования
Рациональное природопользование — система природопользования, при которой:
— достаточно полно используются добываемые природные ресурсы и соответственно уменьшается количество потребляемых ресурсов;
— обеспечивается восстановление возобновимых природных ресурсов;
— полно и многократно используются отходы производства.
Система рационального природопользования позволяет значительно уменьшить загрязнение окружающей среды.
Принцип экосистемного подхода к регулированию природопользования
Объективно он предопределяется взаимосвязью и взаимообусловленностью процессов и явлений в природе. Другими словами, при использовании одного природного ресурса, например недр, может оказываться вредное воздействие на почвы, воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир.
Принцип целевого использования природных ресурсов
Цель, для которой предоставляются земельные участки, участки недр, водные объекты и участки лесов в пользование, всегда обязательно фиксируется в решении о предоставлении участка в пользование, лицензии на право пользования недрами, разрешении на специальное водопользование. Поэтому использование природного объекта не в соответствии с целевым назначением рассматривается законодательством как правонарушение и служит основанием для принятия решения о приостановлении или аннулировании лицензии.
Принцип устойчивости права природопользования
Заключается в основном в том, что природные объекты предоставляются обычно либо в бессрочное пользование (как, к примеру, земли), либо на длительный срок (воды, леса, недра), а право пользования ими может быть прекращено только по основаниям, указанным в законе.
Принцип платности природопользования
Заключается в обязанности субъекта специального природопользования оплатить пользование соответствующим видом природного ресурса. Введением платы достигается решение как общих задач государства, так и задач, связанных с поддержанием благоприятного состояния эксплуатируемого природного ресурса или его восстановлением.
31. Установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ.
Лимиты на природопользование — это система экол. ограничений по территориям, представляющая собой установленные для природопользователей на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства.
Проекты лимитов разрабатываются предприятиями, учреждениями и организациями — природопользователями — и утверждаются Мин-вом природных ресурсов и экологии РФ (за исключением лимитов отвода земель для строительства объектов, которые утверждаются Мин. промышленности и торговли) в целях достижения нормативных объемов использования природных ресурсов, предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и нормативных объемов размещения отходов производства с учетом экол. обстановки в регионе. Руководство работой по определению лимитов природопользования осуществляется на соответствующей территории органами ИВ субъектов РФ, органами МСУ совместно со специально уполномоченными органами РФ в области охраны окружающей природной среды и исп-ния природных ресурсов. необходимо запросить у природопользователей следующие документы: 1. заявление на установление лимитов на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ с расшифровкой лимита по каждому веществу; 2. проект нормативов на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также на сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, согласованный и утвержденный в установленном порядке; 3. материалы инвентаризации источников негативного воздействия и объемов выбросов (сбросов) за предыдущий год; 4. планы и результаты выполнения природоохранных мероприятий и внедрения природоохранного оборудования (акты выполненных работ, акты о вводе основных средств в эксплуатацию) за период с 2002 года с расшифровкой этапов выполнения и стоимости работ с указанием причин невыполнения отдельных мероприятий; 5. график внедрения природоохранного оборудования, выполнения природоохранных мероприятий на следующий год, согласованный в установленном порядке, с указанием стоимости оборудования и стоимости работ по каждому этапу; 6. этапы достижения предельно допустимых выбросов (сбросов) отдельно по каждому веществу, по которому организация заявила необходимость на установление лимитов на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ. Заключение общественной экол. экспертизы приобретает юр. силу после утверждения его фед. органом ИВ в области экол. экспертизы или органом гос. власти субъекта РФ. Оно учитывается при проведении гос. экол. экспертизы в случае, если общественная экол. экспертиза была проведена в отношении того же объекта до дня окончания срока проведения гос. экол. экспертизы.
Источник