- 2.5. Кадастр природных ресурсов
- Тема 4. Кадастры природных ресурсов
- 1) Понятие о кадастре природных ресурсов. Показатели экономической оценки, отражаемые в кадастрах природных ресурсов
- 2) Виды отраслевых кадастров природных ресурсов
- Государственный учет природных объектов. Государственный учет природных ресурсов и объектов
2.5. Кадастр природных ресурсов
Кадастровая форма предоставления природно-экономической информации о природных ресурсах является общепризнанной в мировой практике.
Кадастр природных ресурсов — это систематизированный свод сведений (количественных, качественных и территориально-адресных показателей), характеризующих определенный вид природных ресурсов, включая экономическую оценку, а также характер изменений состояния ресурсов под воздействием природных, техногенных и экономических факторов. Кроме того, кадастр может включать рекомендации по рационализации использования ресурсов и необходимым мерам их охраны.
Существующая система природно-ресурсных кадастров включает в себя следующие ключевые элементы отраслевых кадастров: государственную регистрацию природопользователей, количественный учет природных ресурсов, их бонитировку и экономическую оценку. Основными принципами формирования этой системы являются обеспечение требований комплексного природопользования, полной достоверности количественного и качественного учета природных ресурсов, распределение их по пользователям и территории, оценка фактического состояния природно-ресурсного потенциала. Для составления кадастра используются данные инвентаризации природных ресурсов, которая представляет собой выявление и периодический учет количества, качества, динамики запасов и изменений в процессе эксплуатации различных видов природных ресурсов. Показатели экономической оценки, отражаемые в кадастрах природных ресурсов, делятся на исходные и расчетные.
Исходные показатели делятся на натуральные и экономические:
• объем запасов, количество природного ресурса в границах природного объекта (тонн, кубических метров, гектаров и др.),
• объем добычи, использования природного ресурса за год (тонн/год, кубических метров/год, гектаров/год),
• потери природного ресурса при добыче и переработке,
• выход полезной продукции в удельном и валовом измерении,
• расстояние транспортировки природного ресурса и продукции, полученной в результате первичной переработки,
• сроки эксплуатации запасов,
• количество и степень повреждения других природных ресурсов (как попутно используемых, так и неиспользуемых);
2) экономические показатели:
• цена единицы количества продукции, полученной из природного ресурса (в зависимости от вида ресурсов и продукции могут приниматься цены мирового, внутреннего, регионального и местного рынков),
• цены побочной продукции, полученной из сопутствующих природных ресурсов,
• издержки по добыче, транспортировке, переработке, воспроизводству природного ресурса,
• стоимость (экономическая оценка) природных ресурсов, не используемых, но подвергаемых негативному воздействию.
В результате расчетов экономической оценки природных ресурсов определяются следующие показатели:
1) валовые показатели оценки запасов основного природного ресурса в границах рассматриваемого природного объекта:
• собственно рентная оценка (чистый «сверхнормативный» доход),
• воспроизводственная оценка (для возобновимых природных ресурсов),
• суммарная оценка или совокупная стоимость ресурса для пользователя,
2) удельные показатели оценки запасов основного природного ресурса в расчете на единицу количества его запасов:
• удельная воспроизводственная оценка,
• удельная суммарная оценка;
3) дополнительные показатели (для собственников и пользователей природных ресурсов):
• воспроизводственные оценки других возобновимых природных ресурсов, входящих наряду с основным оцениваемым ресурсом в состав природного объекта, в валовом и удельном (на единицу количества основного ресурса) измерении,
• стоимость других невозобновимых природных ресурсов, входящих наряду с основным оцениваемым ресурсом в состав природного объекта, в валовом и удельном (на единицу количества основного ресурса) измерении.
Создание системы кадастров является фундаментальной проблемой управления, хозяйственной эксплуатации и охраны природных ресурсов. Управление природными ресурсами в условиях перехода к рыночным отношениям возможно при исчерпывающей и комплексной информации, предоставляемой в удобной и концентрированной форме.
1. Каково место и значение природных ресурсов в антропогенной деятельности?
2. Дайте толкование понятия «природные ресурсы». Каковы критерии формирования данного понятия?
3. Каковы принципы рационального использования материальных ресурсов в народном хозяйстве?
4. В чем значение различных классификаций природных ресурсов?
5. В чем особенности учета минеральных ресурсов?
6. Каковы основные атрибуты экономической оценки природных ресурсов?
7.Определите основные направления развития теории дифференциальной ренты. Что подразумевают под динамической рентой?
8. Какие условия определяют необходимость использования метода экспертных оценок в экономической оценке природных ресурсов?
9. В чем заключаются особенности отечественной методики оценки природных ресурсов?
10. Каковы принципы кадастрового учета природных ресурсов?
Источник
Тема 4. Кадастры природных ресурсов
1) Понятие о кадастре природных ресурсов. Показатели экономической оценки, отражаемые в кадастрах природных ресурсов.
2) Виды отраслевых кадастров природных ресурсов
1) Понятие о кадастре природных ресурсов. Показатели экономической оценки, отражаемые в кадастрах природных ресурсов
Природно-ресурсный потенциал любой территории является основой социально-экономического развития и экологического благополучия. Поэтому правильная оценка имеющихся природных ресурсов в каждом регионе будет иметь решающее значение при принятии управленческих решений и реализации программ развития.
Эколого-правовая норма обязательности введения государственных кадастров природных ресурсов, их учета и социально-экономической оценки определена Законом РФ «Об охране окружающей среды».
Кадастровая форма предоставления природно-экономической информации о природных ресурсах является общепризнанной в мировой практике.
Кадастр природных ресурсов – это систематизированный свод сведений (количественных, качественных и территориально-адресных указателей), характеризующих определенный вид природных ресурсов, включая экономическую оценку и характер изменений состояния ресурсов под воздействием природных, техногенных и экономических факторов. Кроме того, кадастр может включать рекомендации по рационализации использования ресурсов и необходимым мерам их охраны.
Существующая система природно-ресурсных кадастров включает в себя следующие ключевые компоненты отраслевых кадастров:
- государственную регистрацию природопользователей;
- количественный учет природных ресурсов;
- бонитировку (показатель продуктивности) и экономическую оценку природных ресурсов.
2) Виды отраслевых кадастров природных ресурсов
- земельный кадастр – свод сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель – включает данные регистрации землепользователей учета количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель;
- водный кадастр – систематизированный свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, водопользователях;
- лесной кадастр – систематизированный свод сведений об экологических, экономических и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда;
- кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых – свод сведений по каждому месторождению, характеризующих количество и качество основных и совместно залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, условия разработки, геолого-экономическую оценку месторождения, а также сведения о проявлениях полезных ископаемых;
- промысловый кадастр – свод данных о тех или иных объекта промысла, содержащий их качественную и количественную характеристику, сведения о динамике восстановления, допустимых нормах изъятия. К промысловым кадастрам относят кадастр охотничьих и рыбных ресурсов;
- кадастр особо охраняемых территорий, свод сведений о территориях с особым режимом использования (заповедниках, заказниках, национальных парках).
- обособленность различных кадастров не позволяет проводить комплексную оценку природно-ресурсного потенциала, а следовательно, существующая система кадастров не может обеспечить управление природопользованием на территориальном уровне;
- кадастровая информация охватывает не все природные ресурсы и объекты. Требуют серьезной разработки кадастры ресурсов растительного и животного мира, кадастры рекреационных и заповедных территорий;
- отраслевые кадастры несопоставимы по содержанию, кругу показателей. Отсутствуют оценки эффективности использования конкретного ресурса;
- кадастры ведутся федеральными ведомствами, им и принадлежит кадастровая информация, сосредоточенная в Москве. Порядок использования ведомственной информации в целом отсутствует, многие данные являются закрытыми;
- формы хранения и обновления кадастровой информации в значительной мере несовместимы с точки зрения методического и технического обеспечения.
- по формам статистической (государственной и ведомственной) отчетности по запасам и состоянию природных ресурсов;
- инструментальным путем: с помощью специальных технических средств (аэрокосмических, геодезических и т.п. методов), натуральных исследований;
- плановыми инвентаризационными мероприятиями и мониторинговыми обследованиями состояния окружающей природной среды;
- специальными (внеплановыми) обследованиями, связанными с проектной и предпроектной деятельностью, экспертизами, инспекциями.
Источник
Государственный учет природных объектов. Государственный учет природных ресурсов и объектов
Осуществляется по единой системе органами государственной статистики и является базой для составления государственных кадастров природных ресурсов и объектов. Объектом учета является количество, качество природных ресурсов по видам. «ОБ охране ОС»)
Государственные кадастры — это своды экономических, экологических, организационных и технических показателей, которые характеризуют количество и качество природных ресурсов.
По кадастрам определяется экономическая оценка природного ресурса, размер и виды платежей, система мер по восстановлению.
По характеру и содержанию кадастр — это совокупность достоверных данных о количественном и качественном составе каждого природного ресурса, его составных частях, видах разрешенного использования, субъектах, видах прав и ограничения прав.
Принципы кадастрового учета:
- Единство системы;
- Непрерывность;
- Постоянное уточнение и внесение изменений;
- Сопоставимость с другими кадастрами.
Вся территория РФ разделена на кадастровые округа, которые совпадают с административно-территориальным делением.
- Государственный кадастр недвижимости. В соответствии с ФЗ от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» ведется учет недвижимого имущества: земельных участков, водных объектов и лесов в пределах земельных участков, иного недвижимого имущества. NB! ГКН представляет собой интеграцию двух существовавших ранее самостоятельных систем учета: ГКН объединил «старый» государственный земельный кадастр и реестр объектов недвижимого имущества, который находился в ведении бюро технической инвентаризации (БТИ), и все это передано специально созданному органу – Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр);
- Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых. Ведется в соответствии со ст. 30 и 32 Закона «О недрах»;
- Государственный лесной реестр (ст. 91 ЛК РФ);
- Государственный водный реестр (ст. 31 ВК РФ). В водном реестре содержаться сведения не только о водных объектах, но и о гидротехнических сооружениях;
- Государственный кадастр объектов животного мира (ст. 14 ФЗ «О животном мире»);
- Красная книга субъектов РФ и РФ;
- Государственный кадастр ООПТ;
- Государственный кадастр отходов (ст. 20 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»);
- Государственный учет и контроль ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов. Ведется в соответствии со ст. 22 ФЗ «Об использовании атомной энергии»;
- Федеральный регистр потенциально опасных химических и биологических веществ. Это способ государственной регистрации таких веществ по номенклатуре, качеству, способу производства, поведению в окружающей среде, способу нейтрализации их вредного воздействия. Регистрируются все, как российские, так и импортные. Этот регистр нужен для того, чтобы знать перечень потенциально опасных веществ и для того, чтобы в одном месте аккумулировать информацию об их поведении в окружающей среде и способах нейтрализации их вредного воздействия.
Значение государственных кадастров состоит в том, что они являются:
1. Информационным ресурсом;
+2. Кадастровый учет является единственным способом признания юридического статуса природного объекта как недвижимого имущества и способом закрепления видов разрешенного использования (преимущественно это относится к земельным участкам);
3. Кадастровый учет земельных участков является необходимым условием и этапом государственной регистрации права или перехода права на земельный участок.
Источник