Принципы кадастрового учета природных

2.5. Кадастр природных ресурсов

Кадастровая форма предоставления природно-экономической ин­формации о природных ресурсах является общепризнанной в мировой практике.

Кадастр природных ресурсов — это систематизированный свод све­дений (количественных, качественных и территориально-адресных показателей), характеризующих определенный вид природных ресур­сов, включая экономическую оценку, а также характер изменений состояния ресурсов под воздействием природных, техногенных и эко­номических факторов. Кроме того, кадастр может включать рекомен­дации по рационализации использования ресурсов и необходимым мерам их охраны.

Существующая система природно-ресурсных кадастров включает в себя следующие ключевые элементы отраслевых кадастров: государ­ственную регистрацию природопользователей, количественный учет природных ресурсов, их бонитировку и экономическую оценку. Основными принципами формирования этой системы являются обес­печение требований комплексного природопользования, полной до­стоверности количественного и качественного учета природных ре­сурсов, распределение их по пользователям и территории, оценка фактического состояния природно-ресурсного потенциала. Для составления кадастра используются данные инвентаризации природных ресурсов, которая представляет собой выявление и периоди­ческий учет количества, качества, динамики запасов и изменений в процессе эксплуатации различных видов природных ресурсов. Пока­затели экономической оценки, отражаемые в кадастрах природных ре­сурсов, делятся на исходные и расчетные.

Исходные показатели делятся на натуральные и экономические:

• объем запасов, количество природного ресурса в границах при­родного объекта (тонн, кубических метров, гектаров и др.),

• объем добычи, использования природного ресурса за год (тонн/год, кубических метров/год, гектаров/год),

• потери природного ресурса при добыче и переработке,

• выход полезной продукции в удельном и валовом измерении,

• расстояние транспортировки природного ресурса и продукции, полученной в результате первичной переработки,

• сроки эксплуатации запасов,

• количество и степень повреждения других природных ресурсов (как попутно используемых, так и неиспользуемых);

2) экономические показатели:

• цена единицы количества продукции, полученной из природного ресурса (в зависимости от вида ресурсов и продукции могут приниматься цены мирового, внутреннего, регионального и местного рынков),

• цены побочной продукции, полученной из сопутствующих при­родных ресурсов,

• издержки по добыче, транспортировке, переработке, воспроиз­водству природного ресурса,

• стоимость (экономическая оценка) природных ресурсов, не ис­пользуемых, но подвергаемых негативному воздействию.

В результате расчетов экономической оценки природных ресурсов определяются следующие показатели:

1) валовые показатели оценки запасов основного природного ре­сурса в границах рассматриваемого природного объекта:

• собственно рентная оценка (чистый «сверхнормативный» доход),

• воспроизводственная оценка (для возобновимых природных ре­сурсов),

• суммарная оценка или совокупная стоимость ресурса для поль­зователя,

Читайте также:  Сохраним красоту нашей природы

2) удельные показатели оценки запасов основного природного ре­сурса в расчете на единицу количества его запасов:

• удельная воспроизводственная оценка,

• удельная суммарная оценка;

3) дополнительные показатели (для собственников и пользовате­лей природных ресурсов):

• воспроизводственные оценки других возобновимых природных ресурсов, входящих наряду с основным оцениваемым ресурсом в со­став природного объекта, в валовом и удельном (на единицу количест­ва основного ресурса) измерении,

• стоимость других невозобновимых природных ресурсов, входя­щих наряду с основным оцениваемым ресурсом в состав природного объекта, в валовом и удельном (на единицу количества основного ре­сурса) измерении.

Создание системы кадастров является фундаментальной пробле­мой управления, хозяйственной эксплуатации и охраны природных ресурсов. Управление природными ресурсами в условиях перехода к рыночным отношениям возможно при исчерпывающей и комплекс­ной информации, предоставляемой в удобной и концентрированной форме.

1. Каково место и значение природных ресурсов в антропогенной деятель­ности?

2. Дайте толкование понятия «природные ресурсы». Каковы критерии формирования данного понятия?

3. Каковы принципы рационального использования материальных ресур­сов в народном хозяйстве?

4. В чем значение различных классификаций природных ресурсов?

5. В чем особенности учета минеральных ресурсов?

6. Каковы основные атрибуты экономической оценки природных ре­сурсов?

7.Определите основные направления развития теории дифференциаль­ной ренты. Что подразумевают под динамической рентой?

8. Какие условия определяют необходимость использования метода экс­пертных оценок в экономической оценке природных ресурсов?

9. В чем заключаются особенности отечественной методики оценки при­родных ресурсов?

10. Каковы принципы кадастрового учета природных ресурсов?

Источник

Тема 4. Кадастры природных ресурсов

1) Понятие о кадастре природных ресурсов. Показатели экономической оценки, отражаемые в кадастрах природных ресурсов.

2) Виды отраслевых кадастров природных ресурсов

1) Понятие о кадастре природных ресурсов. Показатели экономической оценки, отражаемые в кадастрах природных ресурсов

Природно-ресурсный потенциал любой территории является основой социально-экономического развития и экологического благополучия. Поэтому правильная оценка имеющихся природных ресурсов в каждом регионе будет иметь решающее значение при принятии управленческих решений и реализации программ развития.

Эколого-правовая норма обязательности введения государственных кадастров природных ресурсов, их учета и социально-экономической оценки определена Законом РФ «Об охране окружающей среды».

Кадастровая форма предоставления природно-экономической информации о природных ресурсах является общепризнанной в мировой практике.

Кадастр природных ресурсов – это систематизированный свод сведений (количественных, качественных и территориально-адресных указателей), характеризующих определенный вид природных ресурсов, включая экономическую оценку и характер изменений состояния ресурсов под воздействием природных, техногенных и экономических факторов. Кроме того, кадастр может включать рекомендации по рационализации использования ресурсов и необходимым мерам их охраны.

Существующая система природно-ресурсных кадастров включает в себя следующие ключевые компоненты отраслевых кадастров:

  • государственную регистрацию природопользователей;
  • количественный учет природных ресурсов;
  • бонитировку (показатель продуктивности) и экономическую оценку природных ресурсов.
Читайте также:  Городские природно антропогенные системы

2) Виды отраслевых кадастров природных ресурсов

  1. земельный кадастр – свод сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель – включает данные регистрации землепользователей учета количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель;
  2. водный кадастр – систематизированный свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, водопользователях;
  3. лесной кадастр – систематизированный свод сведений об экологических, экономических и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда;
  4. кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых – свод сведений по каждому месторождению, характеризующих количество и качество основных и совместно залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, условия разработки, геолого-экономическую оценку месторождения, а также сведения о проявлениях полезных ископаемых;
  5. промысловый кадастр – свод данных о тех или иных объекта промысла, содержащий их качественную и количественную характеристику, сведения о динамике восстановления, допустимых нормах изъятия. К промысловым кадастрам относят кадастр охотничьих и рыбных ресурсов;
  6. кадастр особо охраняемых территорий, свод сведений о территориях с особым режимом использования (заповедниках, заказниках, национальных парках).
  1. обособленность различных кадастров не позволяет проводить комплексную оценку природно-ресурсного потенциала, а следовательно, существующая система кадастров не может обеспечить управление природопользованием на территориальном уровне;
  2. кадастровая информация охватывает не все природные ресурсы и объекты. Требуют серьезной разработки кадастры ресурсов растительного и животного мира, кадастры рекреационных и заповедных территорий;
  3. отраслевые кадастры несопоставимы по содержанию, кругу показателей. Отсутствуют оценки эффективности использования конкретного ресурса;
  4. кадастры ведутся федеральными ведомствами, им и принадлежит кадастровая информация, сосредоточенная в Москве. Порядок использования ведомственной информации в целом отсутствует, многие данные являются закрытыми;
  5. формы хранения и обновления кадастровой информации в значительной мере несовместимы с точки зрения методического и технического обеспечения.
  • по формам статистической (государственной и ведомственной) отчетности по запасам и состоянию природных ресурсов;
  • инструментальным путем: с помощью специальных технических средств (аэрокосмических, геодезических и т.п. методов), натуральных исследований;
  • плановыми инвентаризационными мероприятиями и мониторинговыми обследованиями состояния окружающей природной среды;
  • специальными (внеплановыми) обследованиями, связанными с проектной и предпроектной деятельностью, экспертизами, инспекциями.

Источник

Государственный учет природных объектов. Государственный учет природных ресурсов и объектов

Осуществляется по единой системе органами государственной статистики и является базой для составления государственных кадастров природных ресурсов и объектов. Объектом учета является количество, качество природных ресурсов по видам. «ОБ охране ОС»)

Государственные кадастры — это своды экономических, экологических, организационных и технических показателей, которые характеризуют количество и качество природных ресурсов.

Читайте также:  Автор диалектики природы кант

По кадастрам определяется экономическая оценка природного ресурса, размер и виды платежей, система мер по восстановлению.

По характеру и содержанию кадастр — это совокупность достоверных данных о количественном и качественном составе каждого природного ресурса, его составных частях, видах разрешенного использования, субъектах, видах прав и ограничения прав.

Принципы кадастрового учета:

  1. Единство системы;
  2. Непрерывность;
  3. Постоянное уточнение и внесение изменений;
  4. Сопоставимость с другими кадастрами.

Вся территория РФ разделена на кадастровые округа, которые совпадают с административно-территориальным делением.

    • Государственный кадастр недвижимости. В соответствии с ФЗ от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» ведется учет недвижимого имущества: земельных участков, водных объектов и лесов в пределах земельных участков, иного недвижимого имущества. NB! ГКН представляет собой интеграцию двух существовавших ранее самостоятельных систем учета: ГКН объединил «старый» государственный земельный кадастр и реестр объектов недвижимого имущества, который находился в ведении бюро технической инвентаризации (БТИ), и все это передано специально созданному органу – Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр);
    • Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых. Ведется в соответствии со ст. 30 и 32 Закона «О недрах»;
    • Государственный лесной реестр (ст. 91 ЛК РФ);
    • Государственный водный реестр (ст. 31 ВК РФ). В водном реестре содержаться сведения не только о водных объектах, но и о гидротехнических сооружениях;
    • Государственный кадастр объектов животного мира (ст. 14 ФЗ «О животном мире»);
    • Красная книга субъектов РФ и РФ;
    • Государственный кадастр ООПТ;
    • Государственный кадастр отходов (ст. 20 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»);
    • Государственный учет и контроль ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов. Ведется в соответствии со ст. 22 ФЗ «Об использовании атомной энергии»;
    • Федеральный регистр потенциально опасных химических и биологических веществ. Это способ государственной регистрации таких веществ по номенклатуре, качеству, способу производства, поведению в окружающей среде, способу нейтрализации их вредного воздействия. Регистрируются все, как российские, так и импортные. Этот регистр нужен для того, чтобы знать перечень потенциально опасных веществ и для того, чтобы в одном месте аккумулировать информацию об их поведении в окружающей среде и способах нейтрализации их вредного воздействия.

    Значение государственных кадастров состоит в том, что они являются:

    1. Информационным ресурсом;

    +2. Кадастровый учет является единственным способом признания юридического статуса природного объекта как недвижимого имущества и способом закрепления видов разрешенного использования (преимущественно это относится к земельным участкам);

    3. Кадастровый учет земельных участков является необходимым условием и этапом государственной регистрации права или перехода права на земельный участок.

    Источник

Оцените статью