Принципы правовой охраны природы

3.2. Основные принципы охраны окружающей среды

В Российской Федерации при ведении хозяйственной и иной деятельности органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, должны соблюдаться следующие принципы охраны окружающей среды:

— соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

— обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

— охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

— ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

— платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

— независимость контроля в области охраны окружающей среды;

— презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

— обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

— обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды (экологическая экспертиза);

— приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

— обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

— сохранение биологического разнообразия;

— запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, уничтожению генетического фонда растений, животных, истощению природных ресурсов и пр.;

— участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду;

Читайте также:  Класс профессий человек природа

— организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры.

3.3. Объекты охраны окружающей среды и управление охраной природы

Охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения подлежат:

— земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты,

— озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.

Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации.

Координацию природоохранной работы объединений, предприятий и организаций, независимо от их ведомственной принадлежности, осуществляют органы государственной власти и местного самоуправления.

Образованным в 1988 г. государственным органам охраны природы, комитетам по экологии (охране природы) и их органам на местах предоставлено право:

а) налагать запреты на строительство, проведение работ по эксплуатации природных ресурсов и других работ, осуществляемых с нарушением природоохранного законодательства, а также приостанавливать работу промышленных и иных предприятий, грубо нарушающих нормы и правила охраны окружающей среды;

б) предъявлять иски предприятиям, организациям, гражданам, иностранным физическим и юридическим лицам о взыскании средств и возмещении ущерба, причиненного государству загрязнением окружающей среды и нерациональным использованием природных ресурсов;

в) рассматривать дела об административной ответственности за правонарушение в области охраны природы и использования природных ресурсов.

Новый институт, призванный решать многие проблемы управления охраной природы, — экологическая экспертиза.

Задачами государственной экологической экспертизы являются:

— определение уровня экологической опасности намечаемой и осуществляемой хозяйственной и иной деятельности, которая может в настоящем или будущем прямо или косвенно оказать воздействия на состояние окружающей среды и здоровье населения;

Читайте также:  Полотно гимн о природе

— проверка соответствия проектируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям природного законодательства;

— определение достаточности и обоснованности предусматриваемых проектом мер по охране природы.

Государственная экологическая экспертиза проводится органами Государственного комитета по охране окружающей среды на основе принципов законности, научной обоснованности, комплексности, гласности и участия общественности.

Экологическая экспертиза является независимой, вневедомственной и состоит из компетентных, не заинтересованных в ведомственности, в местничестве специалистов. Она оснащена современным оборудованием и связана с местным самоуправлением.

Такие экспертизы создаются при комитетах охраны природы регионов. Экологическую экспертизу должны проходить все без исключения проекты и программы, а по инициативе органов местного самоуправления – и ранее принятые программы.

Перечень объектов обязательной государственной экологической экспертизы постоянно расширяется:

— это проекты государственных планов, программ, концепций, основных направлений и схем размещения производительных сил страны и отраслей хозяйства, предплановая, предпроектная документация, реализация которой может оказать воздействие на состояние окружающей среды;

— проекты инструктивно-методических и нормативно-технических документов, документация по созданию новой техники, технологий, материалов и веществ, в том числе закупаемых за рубежом, ввозимая в Россию и вывозимая из России продукция.

В последнее время экспертизе подвергаются экологическая ситуация в регионе, действующие предприятия и другие объекты, оказывающие влияние на состояние окружающей среды.

Реализация проекта, подлежащего экологической экспертизе, без положительного заключения государственной экологической экспертизы запрещается и не подлежит финансированию.

Следует отметить, что при размещении объектов, хозяйственная или иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума.

Источник

Модуль 4. Правовая охрана окружающей среды, природных объектов и комплексов

Понятие, содержание, формы, принципы и объекты правовой охраны окружающей среды. Соотношение правового и иных способов охраны окружающей среды.

Основные принципы охраны окружающей среды

охрана окружающей среды — деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также — природоохранная деятельность); (ст.2 ФЗ «Об охране ОС»)

Читайте также:  Пейзажи с домиками картины природы

Формы правовой охраны окружающей природной среды

Особенности рассматриваемых объектов экологического права обусловливают конкретные формы, в которых реализуется их охрана:

— консервативная (заповедная) охрана природы осуществляется путем полного или частичного изъятия природных объектов и комплексов (редких, достопримечательных, эталонных или типичных объектов, естественных экосистем) из хозяйственного и иного использования и создания особо охраняемых природных территорий (заповедников, заказников, национальных, природных парков и др.);

+- организация рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Она осуществляется в процессе хозяйственной и иной деятельности людей с целью предотвращения вредных последствий этой деятельности, ухудшения качества окружающей среды, истощения природных ресурсов, сохранения их как источников сырья и энергии. Необходимость такой формы охраны обусловлена, прежде всего, экономическими интересами.

— оздоровление и улучшение окружающей человека среды, то есть среды обитания людей, путем создания более благоприятных условий для их жизни и деятельности.

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

  • соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
  • обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
  • научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
  • охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
  • ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
  • платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
  • независимость государственного экологического надзора;

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Защита окружающей среды — это комплекс мер, направленных на сохранение богатства природных ресурсов, уменьшение негативного влияния человеческих факторов на экологию и предотвращение загрязнения воздуха, воды, почвы.

Источник

Оцените статью