3.14. Принципы управления природопользованием. Экологически ориентированное управление.
Естественная (природная) среда как объект её использования человеком для удовлетворения своих потребностей включает природные объекты, природные ресурсы (ПР), природные комплексы.
Отличительные признаки природного объекта:
- Естественное происхождение (без участия хозяйственной деятельности человека) как результат эволюции природных систем;
- Экологическая взаимосвязь с природной средой, т.е. функционирование его в составе естественных экологических систем Земли;
- Природная ценность, т.е. способность обеспечивать биологический режим жизни, быть источником материального потребления и благополучия человека, оказывать на него оздоровительно-восстановительное воздействие.
- Опора на экологическое сознание и экологическое мотивирование.
- Предупредительность и своевременность решения проблем экологического развития.
- Ответственность за экологические последствия всех управленческих решений, действий хозяйствующих субъектов.
- Интеграция управления экологическими процессами.
- Последовательность, непрерывность, поэтапность.
- Системный подход (комплексная всесторонняя оценка воздействия производства на среду и ее ответная реакция).
- Оптимизация природопользования (принятие целесообразных решений в использовании природных ресурсов).
- Комплексное использование ПР и концентрация производства (на базе имеющихся ресурсов в регионе создаются производственные комплексы, которые позволяют эффективно использовать ресурсы и снизить вредную нагрузку на ОС).
- Учёт и ведение кадастров ПР — система достоверных сведений о количественном и качественном состоянии ПР;
- Планирование использования и охраны ПР; отраслевое. Территориальное;
- Распределение и перераспределение ПР;
- Пространственно-территориальная принадлежность ПР;
- Контроль использования и охраны ПР;
- Разрешение споров о праве пользования ПР: в местных ОВ и управления; судебных органах.
- Экономические (ценообразование на ресурсы, дотации, платежи и налоги, система возврата взносов, экономическое принуждение, страхование гражданской ответственности, компенсационные фонды, лимиты на природопользование).
- Административные (введение соответствующих нормативов, стандартов и ограничений, а также прямой контроль и лицензирование природопользования, указывающих производителю рамки, которые он должен соблюдать).
- Организационные.
- Пропагандистские.
- Законодательные.
- Методы контроля (экспертиза, ревизия, аудит, мониторинг, сертификация),
- Управление использованием ПР.
- Управление использованием отходов.
- Управление урбанизацией.
- Управление развитием транспорта.
- Управление запасами ПР.
- Определение предельного уровня давления на окружающую природную среду.
- Определение предельно допустимых темпов развития экономики и допустимого уровня использования ПР.
- Экологизация хозяйственной деятельности человека.
- Воспитание экологического сознания в повседневной жизни человека.
- планирование и финансирование природоохранительных мероприятий;
- установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов;
- установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;
- предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды.
- организацию государственной системы учета и социально-экономической оценки природных ресурсов;
- разработку экологических программ и прогнозов с учетом природно-ресурсного потенциала;
- создание финансовой базы проведения природоохранных мероприятий;
- договорное и лицензионное природопользование;
- нормирование (лимитирование) природопользования;
- платность использования природных ресурсов;
- экологическое страхование;
- экономическую ответственность за экологические правонарушения;
- экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды путем установления налоговых и иных льгот, развития системы экологического кредитования, поощрительного ценообразования на экологически чистую продукцию и ограничительного на экологически вредную продукцию;
- возможность применения других видов экономического стимулирования охраны окружающей природной среды.
Источник
Основные механизмы управления природными ресурсами. Понятие об экономической оценке природных ресурсов.
В проектах государственных экологических программ и других документах неоднократно отмечалось, что для рационального природопользования административных методов управления явно не достаточно, и лишь прекращение бесплатного пользования природными богатствами может способствовать улучшению ситуации. Отдельные элементы платности использования природных ресурсов, существовавшие в советской экономике носили ограниченный, зачастую декоративный характер, и только Закон «Об охране окружающей природной среды» установил платность природопользования как основополагающий принцип природопользования в Российской Федерации. Согласно названному Закону задачами экономического механизма охраны окружающей природной среды являются:
Для выполнения этих задач предложена структура экономического механизма, предусматривающая:
В перспективе эффективным механизмом управления природными ресурсами может стать развитие экологических бирж и банков. Подобная практика имеется в большинстве развитых стран США, Германия, Нидерланды, Скандинавские страны и др.
Содержание экономической оценки естественных ресурсов заключается в учете влияния закономерных территориальных различий в природных свойствах ресурсов и их источников на производительность труда.
Экономическая оценка природных ресурсов применяется для:
— определения стоимости природных ресурсов;
— выбора оптимальных параметров их эксплуатации;
— определение экономической эффективности в природно-ресурсный комплекс;
— определение убытков от нерационального и не комплексного использования природных ресурсов;
— отражение оценки доли природных ресурсов в структуре национального богатства;
— установление платежей и акцизов за пользование природными ресурсами;
— определение залоговой стоимости;
— прогнозирование и планирования использования природных ресурсов;
— определение величины компенсационных платежей.
В настоящее время существует 6 основных подхода к экономической оценке природных ресурсов:
а) затратный подход — величина оценки природных ресурсов связывается с затратами на их освоение и воспроизводство;
б) результативный подход — в основу оценки ресурсов положен эффект от их эксплуатации,
в) воспроизводственный – на основе в основном компенсационных платежей на воспроизводство ресурса;
г) кадастровый – путем ведения кадастра;
г) рентный подход — то есть определение на основе «рентной» компоненты цены дефицитных для общества и разных по своей производительной силе природных ресурсов, зависит от самого ресурса;
д) стоимостной метод — оценивание производится на основе рыночных цен, сложившихся на те или иные виды ресурсов.
Кроме основных есть еще и промежуточные: затратно-ресурсный, подход возмещения ущерба на основе такс.
Согласно первой концепции, экономическая оценка природных ресурсов определяется по стоимости общественно необходимых затрат труда на подготовку и использование природных ресурсов. Но подобная оценка таких ресурсов, как полезные ископаемые, земля, находилась бы в противоречии с величиной потребительской стоимости различных по качеству ресурсов. Поэтому затратный подход не нашел широкого применения.
Согласно второму подходу экономическую оценку (стоимость) имеют лишь те природные ресурсы, которые приносят доход. Другими словами, стоимость ресурса определяется денежным выражением первичной продукции, получаемой от эксплуатации природного ресурса, либо разницей между полученным доходам и текущими затратами. Такой подход также имеет много недостатков. Во-первых, не для любого природного ресурса можно определить стоимость первичной продукции (пример чистая вода из ключа). Во-вторых, доход от использования ресурса может быть как прямым, так и косвенным, который очень сложно оценить. В-третьих, при таком подходе не учитывается фактор времени. Неиспользуемый ресурс, не имеющий с данным подходом стоимости, может быть востребован и даже стать дефицитным в процессе освоения территории, развития новых технологий и производства в целом.
Промежуточным является затратно-ресурсный подход – при определении стоимости природного ресурса соединяются затраты на его освоение и доход от его использования. Данная концепция имеет то достоинство, что экономическая оценка природного ресурса, полученная таким способом, будет выше, чем в предыдущих случаях, что стимулирует рациональное природопользование. Однако ему присущи недостатки первых двух подходов.
Воспроизводственный подход является сравнительно новым. Суть его в следующем, совокупность возобновимых и невозобновимых ресурсов на определенной территории и состояние окружающей среды, приближенное к естественному (заданному) уровню, рассматривается как некий стандарт, отправной уровень. Использование какого-либо природного ресурса должно подразумевать его восстановление в прежнем качестве (для возобновимых ресурсов) и количестве, либо (для невозобновимых) компенсации с учетом неухудшения качества ОС в данном месте. Стоимость природного ресурса будет определяться как совокупность затрат, необходимых для воспроизводства (или компенсации потерь) ресурса на определенной территории. Однако подобный подход предполагает потенциальную дефицитность природного ресурса и может привести к завышению стоимости ресурса. Этот подход приемлем при оценке территорий с редкими и исчезающими видами.
Подход на основе такс – данный подход является разновидностью всех выше перечисленных и предполагает экономическую оценку природных ресурсов (преимущественно биологических) и отдельных их видов на основе такс (нормативов) возмещения ущерба, убытков и потерь, связанных с нарушением режимов природопользования.
В качестве показателей экономической оценки природных ресурсов сторонники третьего направления предлагают рассматривать дифференциальную ренту, дифференциальный доход, валовую продукцию и др. До недавнего времени по этому вопросу велись дискуссии о наличии дифференциальной ренты при социализме, что не могло не затормозить разработку этого направления. До сих пор не найдена научная основа расчета дифференциальной ренты, нет ясности по поводу ее составных частей.
Кадастровой подход – базируется на совокупности информации о конкретном виде природного ресурса, включая характеристики его количества (запасов), возраста, качественного состава и структуры, местоположения и т.д. Кадастровые группы, например земельные ресурсы, приводятся в баллах. По данным имеющихся кадастров должны определятся условия получения самого чистого высокого дохода и самых низких затрат на освоение, использование, охраны, воспроизводству. Кадастровый метод обеспечивает более детализированную оценку природных ресурсов в совокупности с затратным и рентным методом.
Рентный подход. Под экономической рентой обычно понимается любой постоянный источник дохода или платеж. В обиходе, к ренте относят даже налоги и квартирную плату. Вместе с тем, существует научное понятие ренты, имеющее непосредственное отношение к природопользованию.
В основу стоимостного метода (рыночного подхода) положены цены, складывающиеся на мировых рынках минерального сырья. Мировые цены являются универсальным показателем потребительской стоимости на определенный момент времени, который учитывает весь комплекс экономических и социальных составляющих в технологической цепи «прогнозные ресурсы – запасы – транспортировка – обогащение – транспортировка – конечный продукт».
Стоимостной метод не лишен недостатков, так как ни затраты, ни сиюминутный экономический эффект от использования не отражают подлинной общественной значимости природных ресурсов
Источник