Принять участие охрана природы осенью

Урок окружающего мира «Охрана природы осенью»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Научить обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе.

1. Познакомить уч-ся с представителями природы из Красной книги (грибом-бараном, водяным орехом, уткой-мандаринкой)

2. Познакомить с правилами охраны природы осенью, правилом сбора даров природы.

3. Формировать универсальные учебные действия в выполнении правил охраны природы.

4. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

5. Обратить внимание детей на необходимость воспитания в себе чувства ответственности за свое поведение в природе.

6. Развивать внимание, мышление и воображение, умение работать в группе.

Планируемый результат обучения

— знать правила охраны природы осенью;

— знать правила сбора грибов, ягод, орехов;

— знать нормы поведения по отношению к перелётным и зимующим птицам, к животным парка и леса в предзимнюю пору;

— уметь находить взаимосвязь между жизнедеятельностью человека и осенней природы.

коммуникативные (работа в группах);

умение рассказывать о правилах охраны природы с помощью рисунков,

умение извлекать из текста учебника информацию о некоторых представителях Красной книги России;

умение предлагать меры охраны изучаемых объектов на основе полученной информации;

умение использовать дополнительную литературу,

регулятивные (умение точно выражать свои мысли)

— понимать необходимость соблюдения правил охраны природы при сборе её даров осенью;

— осознавать важность изучения страниц Красной книги.

В результате изучения темы обучающиеся научатся:

  • выполнять правила сбора грибов, ягод, орехов, правила поведения по отношению к перелётным и зимующим птицам, к животным в предзимнюю пору,
  • принимать и сохранять учебную задачу,
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей,
  • оценивать правильность выполнения действий,
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей,
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии,
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве,
  • формулировать собственное мнение и позицию,
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи.

Беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой, работа в группе, в паре.

у учителя : учебник «А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая «Окружающий мир» ; рабочая тетрадь «А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая «Окружающий мир» ; презентация к уроку ; запись песни «Наступила осень»; репродукции картин и фотографии с видами осенней природы; увеличенные ксерокопии значков-предупреждений со с. 114—115 учебника; макет дерева на доске

у учащихся : учебник; рабочая тетрадь; конверты с пазлами (значки-предупреждения), цв. карандаши, кл. карандаш, листки с тестом.

Регулятивные: организовать рабочее место.

— Проверим посадку:
— Ноги на месте?

— На месте.
— На месте.
— У края.
— Прямая.

Читайте также:  Область философского знания стремящаяся рационально постичь целостность природы ее первоначала

ΙΙ. Актуализация знаний, постановка учебной задачи.

1. Проверка домашнего задания. Работа в паре.

— уметь ориентироваться в своей системе знаний;

— уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

-принимать и сохранять учебную задачу.

— уметь оформлять свои мысли в устной форме.

— Прочитайте стихотворение и подчеркните правила здоровья в тексте.

Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.

Следует, ребята, знать
Нужно всем подольше спать.
Ну а утром не лениться–
На зарядку становиться!

Чистить зубы, умываться,
И почаще улыбаться,
Закаляться, и тогда
Не страшна тебе хандра.

У здоровья есть враги,
С ними дружбы не води!
Среди них тихоня лень,
С ней борись ты каждый день.

Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой
Нужно мылом и водой.

Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молоко, продукты —
Вот полезная еда,
Витаминами полна!

На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе:
Одеваться по погоде!

Ну, а если уж случилось:
Разболеться получилось,

Знай, к врачу тебе пора.
Он поможет нам всегда!

Вот те добрые советы,
В них и спрятаны секреты,
Как здоровье сохранить.
Научись его ценить!

Демонстрация знаний, умений.

Работают в парах. Каждая пара выполняет задание, обсуждает ситуацию, находит решение, а затем сообщает о нем.

Формулировать ответы на вопросы.

Работать с информацией , представленной в форме стихотворения.

ΙΙΙ. Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.

— уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

1. — Ребята, догадайтесь, о чем пойдет речь на уроке? Я прочту стихотворение, а вы угадайте последнее слово.

Окружающий нас мир интересно познавать!

Его тайны и загадки мы готовы разгадать!

— Ребята, кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?

2. Рассматривание репродукций картин с изображением осеннего пейзажа. (звучит музыка)

Слайд №1 «Репродукции картин»

— Что объединяет эти картины?

— Как выглядит природа осенью?

— Мы как будто побывали в осеннем лесу. Ощутили свежий осенний воздух, услышали осенние голоса природы.

— Что надо делать, чтобы сохранить красоту природы?

— Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?

Формулируют ответы на вопросы.

Выражение своих чувств, мыслей.

ΙV. Первичное усвоение новых знаний.

1. «Путешествие» по осеннему лесу.

2 . Повторение сведений о Красной книге.

— уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

— уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

— уметь оформлять свои мысли в устной форме;

— уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

— уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

— уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

— уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

— уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

умение применять правила охраны своего здоровья

— Ребята, а кому из вас приходилось бывать в осеннем лесу? Давайте все сейчас представим себя на прогулке среди осенних деревьев.

— Разведем руками ветки. И вот мы вступили на лесную тропу.

Читайте также:  Виды примесей загрязняющих природную воду

— Оглядимся вокруг, посмотрим под ноги. Вслушаемся в звуки леса. Вдохнем лесной воздух.

— Скажите, что и кого можно увидеть в осеннем лесу. Что почувствовать?

— Ребята, а теперь скажите, какие дары готовит для нас осенний лес? Что мы можем принести домой из леса? (Грибы, орехи, ягоды)

— Вам знаком этот гриб? Я тоже его не встречала. Давайте посмотрим на экран и прочитаем, что это за незнакомый нам гриб. (Зачитывается текст)

— Продолжим наше путешествие по осеннему лесу.

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке. И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке. По тропинке побежим,
До лужайки добежим. На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки. Стоп. Немножко отдохнем.
И домой пешком пойдем.

— Вот тропинка привела нас к озеру. Что за листья видим мы на поверхности воды? Слайд №4 «Водяной орех»

— Давайте познакомимся с этим растением, который называется водяной орех. (Зачитывается текст)

— Ребята, посмотрите — по озеру плывут птицы.

— Они далеко, придется взять бинокли . (Дети вслед за учителем делают из кулачков „бинокли“, „настраивают“ их )

— Теперь можно и рассмотреть этих красивых уток. Их зовут «мандаринками». (Зачитывается текст на с. 116—117 учебника об утках-мандаринках)

— Ребята, мы познакомились с грибом, орехом и птицей. Кто запомнил их названия?

— Как вы думаете, почему мы их не знаем и не встречаем нигде?

— Кто помнит, что такое Красная книга? (Учащимся показывается Красная книга.) Во многих странах созданы Красные книги, которые содержат сведения о редких растениях и животных. Красная книга России полностью называется так: «Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений». ——

— Красный цвет для обложки этой книги выбран не случайно. Как вы думаете, почему?

— А сейчас вспомним растений и животных из Красной книги, о которых мы говорили в 1 классе. Откройте тетрадь на с. 68 . Назовите их.

— А ещё каких животных и растения из Красной книги вы знаете?

— А теперь давайте подумаем, почему эта книга такая толстая? Это хорошо или плохо, что она такая толстая?

— А теперь представьте себе, что все знакомые нам растения, животные попали в Красную книгу. Как будет выглядеть тогда наша Земля?

— Что зависит от нас, чтобы такого не случилось?

— Подумайте, в каких делах мы можем проявить свою любовь к природе. С помощью каких мер можно охранять жителей природы?

— Я не зря рассадила вас по группам. Каждая из наших групп — команда спасателей природы. Перед вами лежат пазлы. В этих пазлах «зашифрованы» правила охраны природы осенью. Собрав их, вы увидите значки с правилами, за которые вы ответственны в нашем путешествии. Расскажите о них по этим рисункам. Сначала подумайте сами, а потом проверьте себя по учебнику на стр. 114-115.

(Учитель, а вслед за ним и дети делают соответствующее движение.)

Выражение своих чувств, мыслей.

Чтение текста в презентации.

( подскоки на правой ноге)
ноге)
( бег на месте)
( прыжки на месте)
( ходьба на месте).

Чтение текста в презентации.

Читайте также:  Какими возможностями обладает природа

(Они редко встречаются в природе. Причиной их исчезновения стала неразумная деятельность людей.)

(Красный цвет – сигнал тревоги, опасности (пример – светофор)

(снежный барс, фламинго, кулан, беркут, джейран, белый журавль стерх, лебеди и мн. др.)

(Не ломать деревья, не рвать цветы, не ловить бабочек…)

(Каждая группа собирает пазлы, работает с двумя значками, обсуждает свои варианты, находит соответствующий абзац учебника, затем один из группы находит такой значок у учителя, после чего каждый значок прикрепляется к доске. Один ученик из группы зачитывает абзац учебника)

V. Первичная проверка понимания.

Физкультминутка «Мы словно деревья».

Оздоровительная минутка для глаз.

— уметь оформлять свои мысли в устной форме;

— уметь участвовать в учебном диалоге

— Команды спасателей природы вооружились знаниями о защите природы, и мы продолжаем наше путешествие.

( под музыку Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир» )

Мы словно деревья в чаще лесной,

Ветвями качаем под ветром зимой,

Весною мы выше и выше растём,

И тянемся к солнышку ночью и днём,

А осенью листья встряхнём постепенно.

И кружит, и кружит их ветер осенний.

(Звучит тревожный сигнал, на экране появляется сломанное дерево)

— Что случилось? Какая команда может прийти к нам на помощь? Что мы можем сделать?

— Вот мы сделали доброе дело и можем продолжить путь по лесу, полному удивительных тайн и загадок.

Слайд № 10 «Растоптанный гриб»

( Звучит тревожный сигнал, на экране появляется рисунок растоптанного гриба)

— Люди в лесу наступают на грибы, срывают и бросают их. Кто объяснит правило, которое поможет исправить эту ситуацию?

— Продолжим наше путешествие.

(Звучит тревожный сигнал, на экране появляется рисунок ёжика в коробке)

— Мальчик нашел в лесу ёжика и принес его домой. Ребята, как вы думаете, нужна ли помощь ёжику? Грозит ли ему опасность? Какая команда придёт к нам на помощь?

— Ребята, вот мы и закончили наше путешествие. Нам остается только опять раздвинуть ветки деревьев и оказаться в классе.

— Но смотрите, на опушке леса виднеется домик (рисунок домика в учебнике на с. 114)

Рассмотрите его. Какую сказку он напоминает?

— Кто помнит, какие жители поселились в нём?

— Давайте и мы с вами постараемся жить в дружбе с природой, дарить ей добро, заботу. И никогда не будем вести себя так, как сказочный медведь, который пришёл и всё разрушил.

— Как бы красиво, как бы хорошо , уютно ни было в осеннем лесу, нам нужно возвращаться в класс. Давайте последний раз оглядимся вокруг себя, проверим, не оставили ли мы после себя мусор. Все хорошо, можно возвращаться в класс. С новыми знаниями и желанием быть помощниками, друзьями природы.

— Закройте глазки и сделайте глубокий вдох, выдох. Как легко дышится в осеннем лесу. Откройте глазки. Посмотрите вверх, какое чистое, голубое небо, совсем, как летом. Посмотрите влево. Какие красивые , точно золотом расшитые платьица подарила осень березкам. Посмотрите вправо. А высоким стройным елям осень разрешила остаться в своих зеленых нарядах. Посмотрите вниз. Как много под ногами разноцветных листочков, даже жалко ходить по такой красоте.

Выражение своих чувств, мыслей.

Источник

Оцените статью