Конспект урока по окружающему миру 3 класс «Берегите воду!» (Школа России)
Цель: создать условия, при которых обучающиеся продолжат знакомство с одним из главных природных богатств природы – водой; смогут узнать почему нужно беречь воду, определять причины загрязнения водоемов.
Задачи: показать значение воды для человека; воспитывать бережное отношение к природе; приучать экономить воду; повторить правила безопасного поведения на водоемах при купании; решение экологических задач.
Предметные : обучающиеся узнают, почему чистую воду относят к важнейшим природным богатствам; источники загрязнения водоемов; вклад каждого человека и самих детей в охрану воды.
В области личностных УУД обучающийся получит возможность формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, способность к оценке своей учебной деятельности, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
В области регулятивных универсальных учебных действий получат возможность учиться планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками и самостоятельно) необходимые действия; оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу.
В области познавательных универсальных учебных действий получат возможность формулировать тему урока; искать и выделять необходимую информацию; адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, распознавать объекты; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи; рассуждать, доказывать; самостоятельно создавать алгоритм действия при решении проблем поискового характера.
В области коммуникативных УУД обучаемый получит возможность учиться в рамках инициативного сотрудничества работать с соседом по парте, группе ; адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач.
Держась за руки, дети стоят в большом круге
— Посмотрите, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Поприветствуйте их.
– Улыбнитесь друг другу, садитесь!
— Сегодня на уроке окружающего мира мы поговорим об очень удивительном веществе на нашей планете, которое может являться для нас в трёх состояниях. Как вы думаете, что это? (Вода)
2. Актуализация опорных знаний.
Учитель:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
1) В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
2) Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.
3) На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Учитель:
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что она –
Наша спутница всегда.
Без меня вам не умыться,
Ни наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить
— Вы уже кое-что знаете из предыдущего урока о воде. Настало время проверить ваши знания.
— Вы сейчас выполните тест, по домашнему заданию. Подпишите.
3. Проверка домашнего задания
Тест по теме: «Вода и её свойства»
1. Лёд и снег – это вода:
в) в газообразном состоянии
2. При каком условии пар превращается в жидкую воду?
3. Почему зимой могут лопаться водопроводные трубы?
а) вода, при замерзании, сжимается
б) вода, при замерзании, расширяется
в) повреждение водопроводных труб с наличием в них воды не связано
4. Вы вымыли пол в своей комнате. Почему через некоторое время он стал сухим?
а) вода с поверхности пола испарилась
б) вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу
в) вода впиталась в поверхность пола
а) вода в жидком состоянии
б) вода в газообразном состоянии
в) вода в твердом состоянии
(Взаимопроверка. Ключ на слайде)
— Поменяйтесь тестами, проверьте работу товарища, на доске правильные ответы. Оцените. Система оценки на слайде. Без ошибок «5», 1 ошибка – «4», 2-3 ошибки «3», 4 и более ошибок «2». Оценили.
— Поднимите руки, кто выполнил тест без ошибок и получил «5», «4», «3».
4. Самоопределение к деятельности.
— Скажите, что у меня в руках? (глобус)
— Что такое глобус? (модель нашей планеты)
— Как называется наша планета? (Земля)
— Нашу планету мы действительно называем планета Земля. А ведь земли на нашей планете всего лишь третья часть. Чем занята остальная поверхность нашей планеты? (водой)
— Как вы, думаете, как по-другому можно было бы назвать нашу планету? (водный шар).
— Вода занимает много места, значит проблем с водой у нас нет? (есть)
— Почему? (в морях и океанах соленая вода, а питьевой воды очень мало)
— На ваших партах лежат карточки со словами. Соберите из слов пословицу.
(пословица «Не всякая водица для питья годится», называют дети, слайд)
— Как вы понимаете её значение. (не всякую воду можно пить)
— Какая вода нужна жителям нашей планеты? (чистая, пресная)
— Какое противоречие возникает? (Да, воды много, а воды чистой и пресной мало)
— Как вы думаете, о чем мы с вами будет говорить на уроке? (Узнать, почему и как надо охранять и беречь воду)
— Да, тема нашего сегодняшнего урока «Берегите воду!». (слайд)
5. Работа по теме урока
— Как вы думаете, много ли человек использует воды? (да)
— А для чего еще нужна вода, вы узнаете, прочитав в учебниках на с. 59 1,2 абзацы и заполните пропуски. Работаем в парах. (раздаю карточки)
Проверка: читают 3 человека (по одному из пары) по одному предложению.
— Как вы думаете, почему нужно беречь воду? (воды мало, а расходуем очень много)
— А сейчас мы сейчас с вами посмотрим сценку «Разноцветная речка», которую сыграют перед нами ребята.
Жёлтая рыбка: Соседка! Ты почему такая красная?
Красная рыба: На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала красной от сточных вод. А ты почему жёлтая?
Жёлтая рыбка : Жила я на мелководье, плескалась, играла с подружками. Но однажды сильный дождь пошёл. Чего только с собой не принёс: отходы, ядохимикаты, удобрения. Пожелтела наша заводь и я тоже. А ты, подружка, почему фиолетовая?
Фиолетовая рыбка : Видела бы ты, какой груз на мне лежал! Прошёл корабль и сбросил на меня бутылки, банки, колёса и даже брёвна. От натуги я краснела, синела, зеленела. Еле выбралась! Вот даже фиолетовой стала!
Красная рыбка: Ой! Смотрите, кто это?
Фиолетовая рыбка: Среди моих сородичей я таких не видела.
Чёрная рыбка : Не пугайтесь, подружки! Я такая же рыбка, как и вы! Только почернела от нефти, которую разлили в нашей реке. Нефть тонкой плёнкой покрыла воду. Стало нечем дышать, нечем питаться. И я стала чёрной.
— Что случилось с рекой и её обитателями? (в реке стала грязной вода и рыбки изменили цвет, им стало трудно дышать)
— Как вы думаете, только рыбы страдают от грязной воды в реке?
— А кто еще? (растения, птицы, животные)
— Какой вывод можно сделать? (от загрязнения воды страдает все живое)
— А страдает ли от загрязненной воды в водоемах человек? (да)
— Как это отражается? (нельзя купаться, пить)
— Как вы думаете, почему нельзя пить воду из реки или озера?
— Давайте прочитаем вывод на с. 60.
— Пить воду из реки и озера нельзя, даже если она с виду чистая. А можно ли купаться в реке? В каких местах? Где можно купаться у нас? А где вы летом купались? (купаться можно только в специально отведенных местах, на пляже, у нас пляжа нет, нельзя купаться в канале и на карьере, потому что там нет специально оборудованных мест для купания, мы не знаем какая там глубина, что находится на дне, поэтому это опасно).
Очень всем нужна вода, делай раз и делай два.
Звери из ручья попили, влево, вправо поклонились.
Вместе на носочки встали, тучку лапками достали,
Дождик вдруг полил с утра, за работу нам пора.
— Про какие источники загрязнения вы услышали от рыбок? (ответы детей)
— Значит надо закрыть завод? (нет)
— Запретить животным пить воду, жить рыбе в воде? (нет)
— Вот и возникло противоречие между людьми и природой! Что же делать, как это противоречие разрешить? (не загрязнять воду, на заводах ставить очистные сооружения)
— Как еще охраняют воду от загрязнения, вы узнаете, прочитав статью на с. 60. Первая группа прочитает первый абзац, а вторая группа второй абзац и ответите на вопрос как еще охраняют воду? (слайд)
— Как еще охраняют воду от загрязнений?
— А теперь представьте себе земной шар, а рядом — маленькую бочку, в которую умещается вся питьевая вода. Открывая кран, помните, что вы черпаете из этой бочки. Не расплескивайте слишком много! Представьте, что вы плохо закрыли кран или он сломан. Давайте посчитаем: при утечке воды из крана за сутки набегает одно ведро.
— Повернитесь ко второй парте. (работа в группах)
1. Ваша группа, Посчитайте, сколько ведер наберется за неделю? (7)
2. Ваша группа, посчитайте, сколько ведер наберется за месяц? (30 или 31)
— Представляете, эта вода просто утекает.
— Давайте обсудим такую ситуацию. Как вы поступите, если обнаружите, что из неисправного крана или поврежденной трубы течет вода? (Работа в парах). Ответы.
— Что нужно сделать если вы видите, что из крана течет вода у нас в школе? (закрыть)
— А как мы можем беречь воду?
— Расскажите, как вы открываете кран, когда моете руки?
— Когда мы моем руки, умываемся нужно открывать кран не сильно, чтобы струя воды была не сильная. Это сбережет воду.
— А когда чистите зубы? (закрывать, когда нанесли пасту на щетку)
7. Включение в систему знаний.
— Молодцы. А сейчас я предлагаю вам составить схему: 1. источники загрязнения водоемов
2. Как беречь и охранять воду
(по одному человеку у доски)
— В начале урока мы поставили вопрос «Почему нужно беречь воду»? (т.к. ее мало)
— Запишите домашнее задание.
Д/з. с. 63 (вопросы). Нарисовать плакат «Берегите воду!»
— Наш урок подходит к концу, и закончим мы его раскрасив «Необычную радугу». Наша радуга необычная, поэтому она состоит из трех цветов:
желтая полоска означает «Я все понял, могу объяснить»;
красная полоска – «Я не все понял».
— Заполните индивидуальный лист своего открытия и познания.
1. Я понял, почему воду нужно беречь.
2. Источники загрязнения водоемов.
Источник
Почему надо беречь водоемы и реки (3 класс, доклад)?
Почему нужно охранять водоемы, доклад для 3 класса.
Рассказ почему надо беречь водоемы и реки для 3 класса.
- Важность чистой воды для человека;
- Причины загрязнения вод;
- Опасность загрязнения вод;
- Борьба с загрязнениями вод.
Важность чистой воды для человека.
Жизнь человек немыслима без чистой воды, по водные ресурсы планеты постоянно истощаются. Почему так важно сохранять чистоту рек и озер и других водоемов? Человек пьет воду или использует ее для бытовых нужд каждый день. Городские жители берут воду из под крана, а жители сельской местности из колодца, водоема или колонки. Эта вода попадает туда из природных источников: водохранилищ, озер и рек. Поэтому очень важно, чтобы вода в этих источниках была чистой. Если вода в них будет загрязненной, то она попадет к нам в пищу или ванну и может вызвать заболевания организма.
Причины загрязнения вод.
Несмотря на необходимость сохранения чистой воды с каждым годом промышленное производство все сильнее загрязняет природные источники. Это происходит по нескольким причинам: нежелание руководства выделять деньги на очистительное оборудование, небрежное отношение работников к вопросам обезвреживания отходов, аварии и неисправности, благодаря которым отбросы попадают в чистые воды. Кроме этого, на загрязненность водных источников влияют выхлопные газы автомобилей и выброс мусора.
Опасность загрязнения вод.
Благодаря загрязнению природных источников вод страдают растения, они постоянно увядают или могут совсем исчезнуть. Животные могут заболеть и погибнуть от отравления. Так же загрязнение вод негативно влияет на человека. Подобно всем живым организмам загрязненная вода способна вызвать различные инфекционные заболевания.
Борьба с загрязнениями вод.
Чтобы предотвратить истощение водных ресурсов нужно соблюдать обычные правила поведения: выбрасывать мусор только в отведенные места и не сорить около водоемов. Важно не выливать бытовые отходы в воду, которые сильно загрязняют ее. Это могут быть такие отходы как краски, бензин, лак, растворители. Нельзя мыть автомобили вблизи водоемов и нельзя засорять канализационные стоки на улицах города. Соблюдение этих правил каждым человеком позволит сохранить природу.
Источник