Природа и свойства альфа- бета- и гамма-излучений
— выводит заряд и делает выводы о проникающей способности для альфа-, бета- и гамма-распадов.
Языковые цели:
Учащиеся могут: устно описать характеристики альфа, бета и гамма радиации и ядерного распада.
Предметная лексика и терминология: радиоактивность, ядерный распад, период полураспада, альфа/бета/гамма радиация, фундаментальные частицы, атомные ядра, стабильные/нестабильные, радиоактивный
Серия полезных фраз для диалога/письма:
Альфа/бета/гамма радиация это …
Радиоактивный (ядерный) распад возникает, когда..
Распад продолжается до/прекращается когда…
Уравнение для /альфа/бета/ /гамма распада это…
Привитие ценностей:
- уважение друг другу при выполнении групповой работы;
- сотрудничество при работе для введения данных в таблицу Ехсеl;
- открытость при обсуждении вопросов;
- труд и творчество при работе с протон- нейтронной кривой для всех известных элементов;
- обучение на протяжении всей жизни.
Межпредметные связи:
Межпредметная интеграция на уроке с предметом физика осуществляется при рассмотрении ранее изученных свойств урана. С предметом биология осуществляется при изучении влияния изотопов урана на организм человека и окружающую среду.
Предварительные знания:
Примеры химических реакций: Периодическая таблица (7.2B)
Формулы и химические уравнения (8.3A)
Запланированные этапы урока
Запланированная деятельность на уроке
Начало урока
Приветствие. На входе в класс учащиеся получают информационные карточки. Обсуждая полученную информацию, находят общее между карточками и делятся на три группы. Группы: «Альфа», «Бета», «Гамма».
Информационные карточки:
Вид излучения, образующийся в процессе распада радиоактивного изотопа, при котором испускается поток альфа-частиц.
Вид излучения, образующийся в процессе распада радиоактивного изотопа, при котором испускается поток бета-частиц (электронов).
Вид электромагнитного излучения с длиной волны от 10- 16 до 10 -11 м, испускаемый определенными радиоактивными изотопами.
Групповая работа. Каждая группа объясняет информацию с карточки применимо к названию группы.
Прием «Соответствие»
- выявить соответствие ключевых слов с определением;
- обсудить и раскрыть ключевые понятия;
- открыть тему урока.
Действия учителя: запись на доске ключевых слов и понятий. Обсуждение и дополнение ответов.
Рабочие листы
Информационные карточки
Середина урока
Тема урока: Природа и свойства альфа- бета, и гамма-излучений.
Обсуждая, направить учащихся на выведение цели обучения и критерии успеха. Учащиеся формулируют цели обучения, которую достигнут в течении урока и составляют словесный план достижения ЦО.
Парная работа. Предоставить учащимся ноутбуки для введения данных в таблицу Ехсеl. Задание.
Постройте график протон- нейтронной кривой для всех известных элементов. Обязательно на кривой отметить свинец.
Каждая пара получает задание. По цепочке:
- 1 пара составляют протон- нейтронную кривую для каждого 5-го элемента;
- 2 пара- составляют протон- нейтронную кривую для каждого 10-го элемента;
- 3 пара — для сравнения чертят протон- нейтронную кривую для 20 элементов;
- 4 пара составляют протон- нейтронную кривую для каждого 15-го элемента;
- 5 пара- составляют протон- нейтронную кривую для каждого 20-го элемента.
Для первых 20 элементов, которые они знают, кривая практически прямолинейная.
Выполняя задание, отвечают на вопросы.
- Какие элементы расположены до свинца?
- Какие после свинца?
- Отметьте зону стабильных элементов и нестабильных элементов, имеющих тенденцию к распаду;
- Что вы можете сказать о избыточно-нейтронных и избыточно протонных участках на кривой;
После выполнения задания, учащимся необходимо сделать вывод о зависимости стабильности ядра от строения атома ;
- Ядра выше пояса стабильности (высокие нейтрон-протон отношения);
- Ядра ниже пояса стабильности (низкие нейтрон-протон отношения);
- Ядра с атомными номерами> 84: Эти тяжелые ядра, лежащие за пределами правого верхнего края полосы стабильности
Вывод: Чем больше ядро, тем менее стабильными они становятся и имеют тенденцию распадаться – этот процесс называется радиоактивностью.
Рабочая тетрадь
Просмотр видеоматериала с образовательного ресурса Bilimland.kz. Радиоактивность.
Проговорить с учащимися значение работ ученых для развития радиохимии:
Индивидуальная работа.
Просмотр видеоматериала «Виды радиоактивного распада».
При просмотре видеоматериала учащиеся составляют схему в тетради. Заполняют необходимой информацией.
На следующем этапе урока учащиеся выполняют задания с образовательного ресурса Bilimland.kz. Радиоактивность.
Выполнение заданий. Парная работа
Ядра радиоактивных изотопов нестабильные. Они имеют избыток энергии, которая высвобождается в виде α-, β-или γ-излучений. Испуская излучение, радиоактивные изотопы постепенно превращаются в другие изотопы. Этот процесс называется радиоактивным распадом.
Предоставить учащимся ноутбуки для выполнения задания с образовательного ресурса Bilimland.kz. Радиоактивность. Радиоактивный распад.
Парная работа. В классе 3 пары выполняют задание 1; 3 пары-задание 2. После выполнения задания обсуждение ответов. Запись в тетради схемы радиоактивного распада.
Просмотр видеоматериала «Химический элемент уран» с образовательного ресурса «Видеоколлекция», раздел «Учебные фильмы».
Перед просмотром видеоматериала учащимся предоставляются рабочие листы для заполнения таблицы. Заполняют таблицу во время просмотра видеоматериала.
Тяжелые остатки урановой руды
Обсуждение увиденного материла.
- радиоактивность это способность атомного ядра самопроизвольно распадаться с испусканием частиц;
- распад ядер радиоактивных элементов или изотопов может происходить тремя основными путями: альфа, бетта, гамма распады;
- химические элементы с нестабильным атомным ядром, при самопроизвольном распаде испускают характерное излучение;
- стабильные атомы, не подвержены радиоактивному распаду и, как следствие, не дают радиоактивного излучения;
- все элементы с порядковым номером, превышающим 83 являются радиоактивными.
Конец урока
В конце урока учащиеся проводят рефлексию по целям обучения, критериям успеха.
- Я научился(лась) различать проникающие способности ……….
- Я узнал(а) о изотопах ……………………………………………………
- Мне осталось непонятным строение……………………………………
- Мне необходимо поработать с учебным материалом……………………………………
Рабочая тетрадь
Домашнее задание
Подготовить сосбщение о регионах Казахстана с повышенной фоновой радиацией
Рабочая тетрадь
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?
Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?
На протяжении всех этапов урока, оценивание проводится через устную и письменную рефлексию, взаимооценивание при выполнении заданий с образовательного ресурса Bilimland.kz.
Дифференциация заданий прослеживается с разделения учащихся на группы по информационным карточкам, при применении приема «Соответствие». Дифференциация на стадии вызова позволило учащимся узнать информацию о радиоактивном излучении. В ходе выполнения заданий просматриваются работы учащихся, при необходимости оказывается помощь, как со стороны учителя, так и более способных учащихся. Способные учащиеся помогают при выполнении заданий по схеме распада изотопа висмута и урана. И объясняют своим одноклассникам период полураспада радиоактивных изотопов.
Межпредметные связи
Физика, биология
Здоровье и безопасность
Техника безопасности
Связи с ИКТ Использование мультимедийного проектора, ноутбуков Связи с ценностями (воспитательный элемент) Уважение друг к другу, сотрудничество,открытость, труд и творчество
Все учащиеся будут: применять новую терминологию при выполнении заданий, объяснять процесс радиоактивности
Большинство учащихся будут: объяснять протон- нейтронную кривую для известных элементов Некоторые учащиеся смогут: в полной мере оценить уникальность свойств урана, объяснять его значение в нашей повседневной жизни.
На уроке используется методика повторения, объяснения и закрепления материала через выполнение заданий разной формы: выполнение задания на соответствие, заполнение таблицы о уране, составление схемы по радиоактивному распаду, устная рефлексия, письменная рефлексия. Оценивание навыков учащихся проходило на каждом этапе урока. Разнообразные виды деятельности на уроке: работа с информационными картинками, самостоятельная работа с заданиями образовательного ресурса Bilimland.kz. «Радиоактивность. Радиоактивный распад», направлены на то , чтобы, все учащиеся усвоили, повторили и закрепили материал. Используемые ресурсы соответствовали возрастным особенностям и потребностям учащихся. При наблюдении за работой учащихся увидела степень понимания и оценивания материала. Разные виды деятельности: индивидуальная, парная, групповая работы, развивают у учащихся навыки совместной работы, уважение друг другу и сотрудничество. Самостоятельная работа с ресурсами направляет учащихся на самообучение. На уроке создана позитивная и коллаборативная среда, где учащиеся открыто выражают свои мысли, идеи. Дополняют ответы, исправляют ошибки и формулируют выводы по изучаемому материалу. При процессах самооценивания и взаимооценивания учащиеся соблюдают этику, слушают ответы других и корректно дополняют.
Здоровьесберегающие технологии Техника безопасности при работе с ноутбуками, активные приемы Используемые физминутки и активные виды деятельности Активные приемы: создание позитивной и коллаборативной среды, психологический настрой.
Пункты, применяемые из Правил техники безопасности на данном уроке. Работа с ноутбуками проводится при соблюдении правил ТБ
Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО?Если нет, то почему?Правильно ли проведена дифференциация на уроке? Выдержаны ли были временные этапы урока? Какие отступления были от плана урока и почему?
Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.
Цели обучения соответствуют учебной программе. Практическая часть урока реализована после обсуждения теоретических основ. Учащиеся проговаривают цели обучения и составляют словесный план изучаемого материала. Отступлений от плана урока не было. Тайм-менеджмент был выдержан. Аргументация учащихся была полной и правильной. Тема достаточно понятная для каждого учащегося, и ответы соответственно были полными.
Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?
1. Выполнение заданий с образовательного ресурса Bilimland.kz. Радиоактивность. Радиоактивный распад.
2. Построение графика протон- нейтронной кривой для всех известных элементов в таблицу Ехсеl на ноутбуках.
Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?
2. Учитывать индивидуальные способности учащихся;
Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?
- аспекты, вызвавшие затруднения:заполнение схемы последовательного распада радиоактивных изотопов.
- при планировании следующего урока учитывать предложения учащихся по рефлексии.
- использовать элементы технологии дизайн-мышления, для развития исследовательских навыков учащихся.
Источник