Природа была главным героем

Содержание
  1. Тема природы (Кладовая Солнца)
  2. Олицетворение
  3. Образы друга и врага человека
  4. Авторское отношение к природе
  5. Русская литература 5 класс Тема: Природа – главный герой произведений М.М. Пришвина. Палитра красок в сказке-были «Кладовая солнца»
  6. Русская литература 5 класс Тема: Природа – главный герой произведений М.М. Пришвина. Палитра красок в сказке-были «Кладовая солнца»
  7. Русская литература 5 класс Тема: Природа – главный герой произведений М.М. Пришвина. Палитра красок в сказке-были «Кладовая солнца»
  8. Русская литература 5 класс Тема: Природа – главный герой произведений М.М. Пришвина. Палитра красок в сказке-были «Кладовая солнца»
  9. Русская литература 5 класс Тема: Природа – главный герой произведений М.М. Пришвина. Палитра красок в сказке-были «Кладовая солнца»
  10. Русская литература 5 класс Тема: Природа – главный герой произведений М.М. Пришвина. Палитра красок в сказке-были «Кладовая солнца»

Тема природы (Кладовая Солнца)

Михаил Михайлович Пришвин тщательно раскрывает тему природы «Кладовой Солнца». Писатель показывает взаимоотношения природы и человека. Авторское отношение выражается с помощью приема олицетворения окружающей среды.

Олицетворение

На первый взгляд, природа в произведении выступает фоном, который позволяет представить ситуацию, произошедшую с детьми. Действие происходит в селе «возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского». Читатель видит всю красоту лесной природы, слышит звуки, которые проносятся по всему лесу, чувствует вязкость болота, в которое попал главный герой Митраша.

Однако природа в сказке М. М. Пришвина выступает как отдельный образ, который в свою очередь делится на отдельные деревья, веточки, на отдельных животных и птиц. Природа живет, существует отдельно от человека, но связано с ним. Природные явления либо помогают главным героям рассказа, либо мешают им. Поэтому природа в рассказе является одним из действующих лиц.

Все образы олицетворены. Писатель показывает, как деревья, «словно живые существа», ведут себя как люди: ель и сосна, растущие вместе, боролись за свое существование. «Волновались» старушки-елки, а когда деревья тревожил ветер, они «стонали и выли».

Лес «наполнялся птичьими песнями, воем, стоном и криком зверьков». Животные пытаются говорить между собой, пытаются донести свои речи до человека: «закрякают в ответ, и зачуфыкают, и зашваркают, и затэтэкают, стараясь всеми голосами этими ответить нам».

Образы друга и врага человека

М. М. Пришвин в сказке «Кладовая Солнца» поднимает важный вопрос взаимоотношений человека и природы. Когда Митраша попадает в опасность, природа хмурится, когда он освобождается из болота, окружающий мир радуется вместе с героем. Слепая Елань – настоящий враг не только для Митраши, но и для других людей, которые не смогли спастись.

В произведении есть два цельных образа животного мира: собака Травка и волк Серый помещик. Травка является олицетворением дружбы природы с человеком. Волк же несколько раз в повествовании называется врагом человека.

Собака, преданная хозяину Антипычу, не может смириться с его смертью. Во всех людях она ищет своего любимого хозяина. Это спасает Митрашу от гибели. Именно благодаря Травке герою удалось выбраться из болота.

Волк же описан как хитрое животное, которое никто не может поймать. Среди волков в тех краях остался лишь Серый помещик. Для жителей села он был настоящим врагом, потому что «за одно лето порезал коров и овец не меньше, чем резала их раньше целая стая». Рассказчик несколько раз называет волка врагом человека.

Читайте также:  Признаки природы во время лето осени зимы весны

Образы собаки и волка резко противопоставлены друг другу. Они находятся в разных взаимоотношениях с человеком.

Авторское отношение к природе

Самостоятельный образ природы в «Кладовой Солнца» несет большую смысловую нагрузку. Писатель хочет показать, что природа живет независимо от человека, что именно она делится всеми своими богатствами с человеком. Именно поэтому автор вкладывает рассказ о походе детей за ягодой в уста человека, добывающего торф в местах, где жили главные герои. Природа делится своим торфом, чтобы человек смог существовать в мире. Ребята идут за клюквой – «целебной ягодой».

По мнению М. М. Пришвина, природа является «кладовой Солнца», которая «достается человеку от солнца в наследство». Природа не жалеет своих богатств для человека, поэтому нужно защищать и ее.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Тема природы в «Кладовой Солнца», рассмотрит олицетворенные образы окружающей среды, которые либо помогают главным героям, либо мешают им.

Источник

Русская литература 5 класс Тема: Природа – главный герой произведений М.М. Пришвина. Палитра красок в сказке-были «Кладовая солнца»

Русская литература 5 класс Тема: Природа – главный герой произведений М.М. Пришвина. Палитра красок в сказке-были «Кладовая солнца»

Минапова Рамиля

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) 5.2.8.1 Анализировать изобразительные средства в художественном тексте (гиперболы, эпитеты, сравнения, аллегории, параллелизм и др.) при поддержке учителя. 5.2.9.1 Писать творческие работы (сказки, рассказы, мини-сочинения на литературные темы по опорным словам, иллюстрациям и др.). Цели урока Учащиеся будут иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему.

Краткосрочный план №63 Раздел 4: Фольклорные элементы в литературных произведениях Дата: Класс: 5 Тема Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) Цели урока Критерии оценивания Языковые цели Привитие ценностей Межпредметные связи Навыки использования ИКТ Предварительные знания Ход урока Имя учителя: Количество присутствующих: отсутствующих: Природа – главный герой произведений М.М. Пришвина. Палитра красок в сказке­были «Кладовая солнца» 5.2.8.1 Анализировать изобразительные средства в художественном тексте (гиперболы, эпитеты, сравнения, аллегории, параллелизм и др.) при поддержке учителя. 5.2.9.1 Писать творческие работы (сказки, рассказы, мини­сочинения на литературные темы по опорным словам, иллюстрациям и др.). Учащиеся будут иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему. ­находит элементы сказки (4­5 примеров); ­находит элементы были; ­ делает выводы, аргументируя принадлежность к данному жанру. ­распознает по картине эпизод; ­пересказывает отрывок по иллюстрации (по плану в зависимости от уровня учащегося) ­использует в речи слова и выражения, использованные автором для привлечения читателя (например, выразительные средства языка при характеристике героев, описании местности) Использовать в речи слова и выражения изучаемой тематики: сказка – быль, средства выразительности, жанр, эпитеты, метафоры, сравнения и т. д. уметь кратко передать содержание с использованием авторской лексики. Прививать чувство ответственности, любовь к природе родного края в процессе ознакомления с содержанием произведения, вселить веру в собственные силы, научить определять свои способности. В разделе предусмотрены связи с уроками русского языка, биологии. Использование ИКТ для подготовки к уроку и поиска значений слов из вики­словарей. Этот раздел построен на знаниях и навыках, полученных на уроках русской литературы в предыдущих четвертях. Учебная деятельность ориентирована на развитие навыков понимания и анализа художественных произведений, умение формулировать тему и идею текста, анализировать художественные средства выразительности, а также оценивание устных и письменных работ. Учащиеся прочитали сказку­быль до начала четвертой четверти. Ресурсы Приложени е 1. Этапы урока Начало урока 5 минут Запланированная деятельность Стадия вызова 1. Погружение в тему. Сообщение заранее подготовленным учеником о биографии М. М. Пришвина. Викторина по произведению М. М. Пришвина «Кладовая солнца». Учащиеся будут участвовать в викторине по содержанию произведения. Они запишут ответы в тетради, а затем сравнят с правильными ответами и оценят работу самостоятельно. 1. Кто такой Антипыч? (Лесник) 2. Как в произведении называли волка? (Серый помещик) 3.Как называется по­народному какое­нибудь отменно приятное местечко в лесу? (Палестинка) 4. Топкое место в болоте, всё равно, что прорубь на льду. (Елань) 5. Название болота, возле которого жили дети. (Блудово). 6.Имена главных героев. (Настя, Митраша) 7. Кто спас от смерти мальчика на болоте? ( Собака Травка) 8. От чьего имени ведётся повествование «Кладовой солнца»? (Разведчики болотных богатств) 9. Автор произведения. (Михаил Пришвин) И Самооценивание. Подсчеты баллов. Учащиеся сделают вывод, на что необходимо было обращать внимание при чтении произведения. 2. Учитель знакомит с целями урока. ­ Что такое кладовая солнца? 1. Запишите свои ассоциации, 2. посмотрите на иллюстрации, которые висят на доске, сравните. http://files.s chool­ collection.e du.ru/dlrsto re/8b7ad35 c­5442­ 4257­9c8b­ 26fafdfa52 40/%5BLI6 RK_16­ 01%5D_ %5BAU_0 3%5D.htm аудиозапис ь начала произведен ия, 10 минут http://festiv al.1septemb er.ru/article s/213240/ урок (вопросы, анализ, выборочно е чтение) http://festiv al.1septemb er.ru/article s/648537/ урок (анализ, описание природы) Середина урока 35 минут Чтение с остановками. Чтение вслух учителем и заранее подготовленным учеником начала сказки­были «Кладовая солнца» по частям, рассуждать о том, как писатель заинтересовывает читателя в начале произведения. Учащиеся должны обратить внимание на то, что повествование ведется от первого лица, но сначала непонятно, кто такие «мы» («Мы ­ разведчики болотных богатств»), что рассказ будет о детях, попавших в трудную ситуацию. Читают ключевые эпизоды. В процессе чтения составляется план. Задание 2. Учитель раздает иллюстрации по каждой части, учащиеся должны определить часть, изображенную на картине, и кратко рассказать. Дифференциация Учащиеся со слабой мотивацией могут опираться и на план, и на иллюстрацию, а с высокой мотивацией рассказывают по иллюстрации. 1. Описание Насти и Митраши. 2. Отношение детей друг к другу. 3. Дети собираются за клюквой. 4. Решение Митраши отправиться на Палестинку. 5. Описание Блудова болота. 6. Спор детей. 7. Антипыч и его собака Травка. 8. Жизнь Травки в лесу после смерти Антипыча. 9. Митраша пришел в Слепую Елань. 10. Митраше грозит гибель в трясине. К Ф Критерии оценивания: ­распознает по картине эпизод; ­пересказывает отрывок по иллюстрации (по плану в зависимости от уровня учащегося) ; ­использует в речи слова и выражения, использованные автором для привлечения читателя Взаимооценивание. Комментарий учителя. Конец урока 5 минут Рефлексия. Как вы считаете, что хотел передать автор через своё произведение? (раскрытие человека через природу, через отношение человека к природе, тесную связь между человеком и природой). ­ В чём оно заключено? ­ Что вы извлекли полезного для себя из урока? Прием «Письмо другу». Напишите письмо­признание в трех предложениях однокласснику (напарнику) о его (ее) работе на уроке, отмечая два положительных момента и 1 пожелание для улучшения. Можно написать это в тетради одноклассника. Домашнее задание: Составить кроссворды по произведению, ответить на вопросы викторины (Приложение 2) Дополнительная информация Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? Межпредметные связи Здоровье и безопасность Связь с ИКТ Связь с ценностями Наблюдение за обучением Обратная одноклассником. связь с с связь Межпредметная самопознанием. Обстановке в классе для работы в группах. Навыки межличностного общения при работе в группах (уважение, тон голоса и т.д.) Ответ по очереди, внимательное выслушивание других. Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. Дифференциация – как Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? Группы будут поддерживать друг друга. Рефлексия Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Что учащиеся узнали сегодня? Какой была атмосфера обучения? Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Уложился/­ась ли я в регламент? Какие отступления были в плане, почему? Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2: Какие две вещи могли бы улучшить урок (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2: Что я узнал(а) за время урока о классе или отдельных учениках такого, что поможет мне подготовиться к следующему уроку?

Читайте также:  Горные породы живая природа

Русская литература 5 класс Тема: Природа – главный герой произведений М.М. Пришвина. Палитра красок в сказке-были «Кладовая солнца»

Русская литература 5 класс Тема: Природа – главный герой произведений М.М. Пришвина. Палитра красок в сказке-были «Кладовая солнца»

Русская литература 5 класс Тема: Природа – главный герой произведений М.М. Пришвина. Палитра красок в сказке-были «Кладовая солнца»

Русская литература 5 класс Тема: Природа – главный герой произведений М.М. Пришвина. Палитра красок в сказке-были «Кладовая солнца»

Русская литература 5 класс Тема: Природа – главный герой произведений М.М. Пришвина. Палитра красок в сказке-были «Кладовая солнца»

Русская литература 5 класс Тема: Природа – главный герой произведений М.М. Пришвина. Палитра красок в сказке-были «Кладовая солнца»

Русская литература 5 класс Тема: Природа – главный герой произведений М.М. Пришвина. Палитра красок в сказке-были «Кладовая солнца»

Русская литература 5 класс Тема: Природа – главный герой произведений М.М. Пришвина. Палитра красок в сказке-были «Кладовая солнца»

Русская литература 5 класс Тема: Природа – главный герой произведений М.М. Пришвина. Палитра красок в сказке-были «Кладовая солнца»

Русская литература 5 класс Тема: Природа – главный герой произведений М.М. Пришвина. Палитра красок в сказке-были «Кладовая солнца»

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.

Источник

Оцените статью