Природа человеческих способностей виды способностей

57. Способности. Природа человеческих способностей. Виды и развитие человеческих способностей.

Способности – это то, что не сводится к /ЗУН/, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование не практике.

Способности должны постоянно развиваться, т.к. способность, которая не развивается, которой человек перестаёт пользоваться на практике, со временем утрачивается. Только благодаря постоянным упражнениям /музыка, спорт, математика и др./, мы поддерживаем и развиваем у себя соответствующие способности.

Успешность выполнения любой деятельности зависит от сочетания различных способностей. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей, их дефицит может быть выполнен за счёт более высокого развития других.

Всякие способности в своём развитии проходят ряд этапов и для более высокого уровня развития необходимо, чтобы они были достаточно оформлены на предыдущем уровне. Для развития способностей должны быть определённые задатки.

Задатки – это анатомо-физиологические особенности н.с., составляющие природную основу развития способностей. Например: в качестве природных задатков могу выступать особенности развития различных анализаторов /музыкальные способности/.

Эти врождённые анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения, или определенные задатки и определяют природную основу индивидуальных различий между людьми. По мнению Павлова, основу индивидуальных различий определяет преобладающий тип ВНД и особенности соотношения сигнальных систем /1 и 2/

Исходя из данных критериев, можно выделить 3 типологических группы людей:

Художественный тип /1сигнальная система/ — характерно целостное восприятие, повышенная эмоциональность

Мыслительный тип /2 с. с./ — характерно дробление на отдельные части /восприятие/, рассудочные, интеллектуальные реакции на события

Средний тип – равное представительство

Наличие определённых задатков у человека не означает, что у него будут развиваться те или иные способности. Развитие задатков – это социально обусловленный процесс, который связан с условиями восприятия и особенностями развития общества. Задатки развиваются и трансформируются в способности, если в обществе возникает потребность в тех или иных профессиях. Вторым существенным фактором развития задатков являются особенности воспитания.

I) Природные или естественные в основе своей биологически обусловленные

Читайте также:  Крашение тканей природными красителями

II) Специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение

I) природные – являются общими для животного и человека /восприятие, память, способность к элементарной коммуникации/. Данные способности связаны с врождёнными задатками. Но задатки человека и животного не одно и то же. У человека на базе задатков формируются способности. В процессе развития человека данные биологические способности способствуют формированию специфических человеческих способностей.

Источник

2. Природа человеческих способностей

Природа человеческих способностей вызывает достаточно бур­ные споры среди ученых. Являются ли наши способности врож­денными или они формируются прижизненно? Нужно ли родить­ся музыкантом, или талант, как следует из известного высказы­вания, — это 1% способностей и 99% пота? Среди ученых имеют­ся активные приверженцы как одной, так и другой точки зрения.

1. Сторонники идеи способностей утверждают, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного генетического фонда. Обучение и воспитание, считают ученые, стоящие на этой позиции, может лишь ускорить процесс проявления способностей, но и без педагогического воз­действия они обязательно проявятся.

Какие факты приводятся в доказательство этой позиции?

Прежде всего — это примеры династий выдающихся людей (Бахов, Дарвинов, Шиллеров, Толстых), повторений способнос­тей у детей талантливых музыкантов, ученых, художников.

Специальные исследования музыкальности детей, у которых оба родителя были музыкальны или оба немузыкальны, также под­тверждают эту позицию. Если оба родителя были музыкальны, то ярко выраженная музыкальность наблюдалась у 85% детей и толь­ко 7% из них были совсем немузыкальны. Если оба родителя были немузыкальны, то ярко выраженную музыкальность обнаружива­ли только 25% детей, а совсем немузыкальными оказывались 58%.

Подобные факты не являются строгими, поскольку не позво­ляют развести действия наследственности и среды: при выражен­ных способностях родителей с большой вероятностью создаются благоприятные, а иногда и уникальные условия для развития тех же способностей у детей. Приведенные данные скорее отражают результаты совместного действия обоих факторов (генотипического и средового), чем говорят в пользу одного из них.

Читайте также:  Курсовая работа философия природы

В подтверждение генотипического фактора указывают на фак­ты проявления способностей в детском возрасте, когда еще не было систематического обучения и воспитания. Так, например, незаурядные способности к математике Гауса проявились в 4 года, музыкальная одаренность Моцарта — в 3 года, литературные спо­собности Пушкина — в 9 лет.

Особый интерес в связи с определением влияния генетических факторов на развитие индивидуальности ребенка представляют исследования гомозиготных (с идентичной наследственностью) и гетерозиготных (разная наследственность) близнецов.

Гомозиготные близнецы, которые жили и воспитывались в раз­ных семьях, вопреки ожиданиям иногда обнаруживают гораздо большее сходство психологических и поведенческих проявлений, чем дети, выросшие в одной семье. Однако несмотря на это, вряд ли оправдано утверждение о том, что их психологическая общ­ность обусловлена только генетически.

Впечатляющие результаты в подтверждение наследования спо­собностей были получены также в экспериментальных исследова­ниях на животных с применением методов искусственной селек­ции. Крыс обучали находить путь в лабиринте. Отбирались «ум­ные» крысы, которые успешнее справлялись с задачей, и «глу­пые». Затем происходило скрещивание внутри каждой из групп. В шестом поколении потомки «умных» крыс значительно быстрее проходили по лабиринту, чем их «родители», а показатели «глу­пых» крыс были еще слабее. Результаты подобных исследований показывают возможность накопления генетической предрасполо­женности к успешному обучению, но насколько успех в развитии способностей зависит от наследственных задатков, сказать трудно.

2. Представители другой крайней точки зрения считают, что осо­бенности психики определяются качеством воспитания и обуче­ния и что у каждого человека можно сформировать любые спо­собности. Сторонники данного направления ссылаются на случаи, когда дети самых примитивных племен, получив соответствую­щее обучение, ничем не отличались от образованных европейцев. Здесь же говорят о так называемых «детях-маугли», которые убе­дительно свидетельствуют о непоправимом уроне, даже невозмож­ности человеческого развития вне социума.

По мнению американского ученого Ушби, способности опре­деляются прежде всего той программой интеллектуальной деятельности, которая была сформирована в детстве. В соответствии со своей программой одни люди решают творческие задачи, а другие — только репродуктивные. В настоящее время привержен­цы этой идеи в США создают специальные центры «выращива­ния» одаренных детей. (Азазель)

Читайте также:  Вода природное богатство земли

Известно много случаев, когда в различных областях деятель­ности (науки, искусства) вокруг одного учителя возникала боль­шая группа талантливых учеников, по своей численности и уров­ню способностей необъяснимая с точки зрения простых законов статистики. Ю.Б.Гиппенрейтер в книге «Введение в общую пси­хологию» приводит пример из опыта московского учителя музы­ки М.П.Кравца. Он специально выбирал особенно неспособных в музыкальном отношении учеников и иногда доводил их до уровня учащихся центральной музыкальной школы (уровня, как известно, самого высокого). Кравца увлекал сам процесс производства «способ­ностей». Он считал, что неспособных детей вообще не существует.

Ю.Б.Гиппенрейтер и О.В.Овсянникова под руководством А.НЛеонтьева исследовали факты массового развития некоторых специ­альных способностей, в частности звуковысотного слуха в усло­виях определенных культур. Звуковысотный слух, или восприятие высоты звука, составляет основу музыкального слуха. Исследова­ния выявили сильную недоразвитость этой перцептивной способ­ности примерно у одной трети взрослых русских испытуемых. Эти же лица оказались крайне немузыкальны. Вьетнамцы же по пока­зателю звуковысотного слуха опередили группу испытуемых рус­ской национальности; по другим тестам они обнаружили даже 100%-ную музыкальность. Эти различия находят объяснения в осо­бенностях русского и вьетнамского языков: первый относится к «тембровым», второй — к «тональным» языкам. Во вьетнамском языке высота звука несет функцию смыслоразличения, а в рус­ском языке такой функции у высоты речевых звуков нет, фонемы различаются по своему тембру. В результате все вьетнамцы, овла­девая в раннем детстве родной речью, одновременно развивают свой музыкальный слух, чего не происходит с русскими или ев­ропейскими детьми. Этот пример показывает фундаментальный вклад условий среды и упражнений в формирование такой «класси­ческой « способности, какой всегда считался музыкальный слух.

На основании приведенных примеров можно сделать вывод о том, что факторы среды обладают весом, соизмеренным с факто­ром наследственности, и могут иногда полностью компенсиро­вать или, наоборот, нивелировать действие последнего.

Источник

Оцените статью