6.2. Мышление и речь
Для мыслительной деятельности человека существенна его тесная взаимосвязь с языком и речью. Именно эта взаимосвязь принципиально отличает человеческую психику от психики животных. Мышление животных остается в пределах непосредственного отражения действительности, в пределах оперирования ощущением и восприятием с опорой на память.
Человеческое мышление, благодаря тому, что те или иные свойства предметов можно обозначить словом, способно к отвлечению (абстрагированию) от непосредственной данности и к оперированию словом как орудием мышления. В слове закрепляется накопленный познавательный опыт. Слово как знак языка и орудие речи служит инструментом для оформления мысли, т.е. ее формулирования. Таким образом, благодаря языку и речи мысль одного человека становится доступной другому. Иными словами, человеческое мышление, существуя и закрепляясь благодаря речи, в языке, становится достоянием всех, т.е. социальным.
6.3. Социальная природа человеческого мышления
Органическая связь мышления с речью и языком одновременно и формирует и вскрывает общественно-историческую, культурно обусловленную, т.е. социальную природу мышления. Социальная природа мышления проявляется в том, что люди, усваивая язык, овладевая речью, непроизвольно усваивают и базисные представления о мире, т.е. первоначальные суждения о жизни. Таким образом, они усваивают готовые формы мысли. Кроме того, овладевая систематическими знаниями в процессе получения образования, человек овладевает системой взглядов, способами рассуждения и тем уровнем знаний, которые доступны ему в данное время. Это означает, что человек не открывает мир знаний, а основывается на результатах мышления конкретных людей, живших до него. Так происходит развитие человеческого сознания, с опорой на прежние достижения человечества. Таким образом, человеческое мышление имеет своей предпосылкой достижения человеческой мысли, а физиологической основой – мозг, сформированный в процессе эволюции человека. Природа человеческого мышления социальна потому, что и в своих предпосылках, и в своем порождении, и в своих перспективах способы и результаты человеческого мышления порождаются человечеством и служат будущим поколениям. Как уже говорилось выше, именно язык является универсальной основой социальности человеческого мышления, поскольку в языке закрепляются и передаются результаты мышления от человека к человеку, в том числе – будущим поколениям людей.
6.4. Развитие мышления: от животных к человеку
В своем развитии мышление проходит несколько стадий. В психике животных мышление основывается на сопоставлении первичных образов ощущений и восприятий (первая стадия), на сопоставлении вторичных образов ощущений и результатов (образов памяти), а также на способности использовать предметы в функции вспомогательных средств для оперирования с иначе недоступными объектами. Так, обезьяна может с помощью палки достать банан, до которого она не может дотянуться рукой. Но мышление животных ограничивается действиями с образами и отдельными предметами в конкретной ситуации, данной в ощущении и восприятии. Кроме того, животное оперирует с предметами путем ситуативных проб.
У человека потенциал мышления неизмеримо возрастает прежде всего за счет громадных различий в строении и развитии головного мозга, ведь только вес человеческого мозга в 4 раза больше чем вес мозга орангутанга. Именно мощность мозговых структур, огромное количество нейронов в человеческом мозге делает возможной тончайшую координацию и дифференциацию в работе анализаторов, создает способность к различению малейших отличий в предметах и явлениях.
Недостаточной способностью к тонкому различению объясняются особенности примитивного мышления на ранних этапах развития ребенка и на доцивилизационном уровне развития человечества, которые называются синкретичностью.
Синкретичность – это нерасчлененность первоначальных впечатлений, когда, например, ребенок словом «папа» обозначает и отца, и принадлежащие ему вещи: расческу, часы, туфли. Малонезийцы острова Бисмарка одним и тем же словом называют дождь, капли дождя, мокрые следы на земле, капель. Рисунки маленьких детей отличаются отсутствием деталей. Все это свидетельствует о том, что первичной, примитивной формой мышления является нерасчлененная познавательная структура – синкрет.
Синкрет представляет собой обобщенное представление о предметах или явлениях одного ряда, которым уже можно оперировать, обозначая его, но которое еще не поддается сравнению (сопоставлению с другими) и анализу (расчленению по присущим ему признакам и компонентам) в силу того, что отсутствует способность к тонкому различению отдельных составляющих данного предмета или явления.
Итак, мышление начинается с распознавания. Затем мышление предполагает способность удержать, закрепить полученный результат (т.е. опирается на память) и использовать предметы как вспомогательные орудия в жизненной ситуации. Как мы видим, с самого начала мышление предполагает активные, пробные действия живого существа.
Следующий этап развития мышления – манипуляция с предметами путем случайных и пробных действий. Именно на этой стадии развития мышления формируется способность к так называемому двухфазовому действию, при котором вначале осуществляется пробное действие, затем в мозгу строится образ желаемого действия и затем осуществляется результативное действие, направленное на решение задачи.
Дальнейший этап развития мышления предполагает соединение синкрета с его обозначением – словесным знаком. Это ведет к действию уже не с предметами, а с обозначением предметов, т.е. со знаками, означающими предметы и явления. Данный этап знаменует переход к собственно человеческому, хотя и примитивному, мышлению.
Это и есть первый шаг к качественно новому уровню развития психики – сознанию. Сознательная форма психического отражения отличается от досознательных тем, что в нем происходит опосредование психического отражения языковыми значениями. Это означает, что синкретичность доязыкового мышления сменяется его дискретностью, т.е. способностью различать и фиксировать с помощью множества слов различные признаки предметов и явлений. Далее, диффузное, нерасчлененное представление сменяется конкретным и определенным образом (перцептом), закрепленным определенным же словом. Затем перцепт дифференцируется, обогащаясь определенными и более точными значениями слова. И, наконец, на основе дискретных, расчлененных, определенных, закрепленных за языковыми значениями предметов и явлений, происходит их оформление в инвариантную когнитивную структуру – понятие.
Оформление понятий, т.е. устойчивых (вскрывающих сущностное отличие данного явления или предмета от другого) познавательных (когнитивных) структур, закрепленных с помощью языка за определенными значениями, составляет собственно человеческую, культурную основу развития мышления.
Источник
1. Природа и виды мышления.
Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.
Мышление — это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не-образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие — обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.
Мышление — это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.
Теоретическое понятийное мышление — это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.
Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением.
Оба рассмотренных вида мышления — теоретическое понятийное и теоретическое образное — в действительности, как правило, сосуществуют. Они неплохо дополняют друг друга, раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия.
Отличительная особенность следующего вида мышления — наглядно-образного — состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются).
Последний из видов мышления — это наглядно-действенное. Его особенность заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.
Перечисленные виды мышления выступают одновременно и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное.
Источник