- Специфика человеческой деятельности
- Общее и индивидуальное в психике человека.
- 41. Специфика человеческой деятельности и ее структура.
- 42. Индивид, индивидуальность, личность.
- 43. Основные идеи представителей школы «философской антропологии».
- 44. Различие философского и научного подходов к анализу сознания.
Специфика человеческой деятельности
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.
Современный человек живет в окружении таких предметов, ни один из которых не является чистым творением природы.
Ко всем таким предметам, особенно на работе и в быту, оказались в той или иной степени приложенными руки и разум человека, так что их можно считать материальным воплощением человеческих способностей. В них как бы опредмечены достижения разума людей. Усвоение способов обращения с такими предметами, включение их в деятельность выступает как собственное развитие человека. Всем этим человеческая деятельность отличается от активности животных, которые не производят ничего подобного: ни одежды, ни мебели, ни машин, ни знаковых систем, ни орудий труда, ни средств передвижения и многого другого. Для удовлетворения своих потребностей животные пользуются только тем, что им предоставила природа.
Иными словами, деятельность человека проявляется и продолжается в творениях, она носит продуктивный, а не только потребительский характер.
Общее и индивидуальное в психике человека.
Внутривидовые различия превосходят межвидовые. Так, исследования показали, что индивидуальные различия в характере научения, эмоциональных реакциях, мотивации и других аспектах поведения у животных и человека могут быть так велики, что превышают межвидовые. В одной и той же ситуации научения самая умная крыса может действовать эффективнее, чем глупая обезьяна, хотя последний биологический вид значительно более развит по уровню психики, чем первый.
Генотип — это врожденные, генетически предопределенные особенности организма. Но поскольку организм развивается и существует в определенной среде, к которой он приспосабливается, то начинают формироваться приобретенные качества, а генетически предопределенные свойства развиваются и проявляются своеобразно. В результате формируется фенотип. Анализируя реального человека или животное, мы определяем последний, а «генотип» как бы скрыт, иногда замаскирован, внешне искажен в зависимости от условий жизни.
Взаимодействие наследственности, пренатальной среды и личного опыта происходит достаточно сложно, обусловливая индивидуальные различия людей. Наследственность допускает широкие возможности поведения, и результат его развития будет зависеть от среды обитания. Тот или иной фактор внешней среды проявится по-разному — в зависимости от специфики наследственности; с другой стороны, один и тот же наследственный фактор неодинаково скажется в различных средах обитания. Но если есть генетические нарушения, неполнота генов или химическая разбалансировка, то у человека могут возникнуть физические аномалии или серьезная умственная отсталость.
Поскольку человек живет в трех сферах — природа, общество, культура, — то можно выделить три типа субъекта:
1. Природный субъект. Это человек или животное, которые гибко приспосабливаются к изменяющимся условиям природной среды.
2. Социальный субъект. Это человек как носитель усвоенных социальных норм, правил, принятых в данном обществе.
3. Субъект культуры. Это субъект самостоятельного и ответственного решения жизненных проблем на основе общечеловеческих нравственных и культурных принципов.
Понятие личность (в широком смысле) включает все три типа субъекта. В этом случае она понимается как субъект деятельности, внутреннее условие таковой, когда любая способность субъекта может повлиять на специфику его действий и поведения.
В более узком плане личность воспринимается как совокупность общественных отношений, когда она социальна, выражает все, что есть в человеке надприродного, надысторического. Личность не является врожденной, но возникает в результате культурного и социального развития. В личности можно выделить две субстанции — социальную, типическую, и индивидуальную, уникальную (уникальность достигается за счет собственной активности, своих мыслей, поступков, личной ответственности).
Источник
41. Специфика человеческой деятельности и ее структура.
Раскрывая философский смысл категории «деятельность», важно отме-тить, что с её помощью в пространстве субъектно-объектных отношений воз-никает самостоятельная сила – субъектная активность человека. И именно благодаря этой активности, человек оказывается способным совершать преобразующее воз¬действие как на мир объектов, так и на других субъектов.
Структурно содержание человеческой деятельности может быть выражено взаимосвя¬зью таких её компонентов, как: познавательная деятельность, ценност¬ное осмысление, пре¬образующая деятельность, деятельность общения, художест¬венное творчество.
42. Индивид, индивидуальность, личность.
Культура как «вторая природа «, как искусственно создаваемая среда обита¬ния чело¬века, не может существовать без человеческой деятельности. Однако не всё, что связано с человеческим существованием, представляет собой собственно человеческое бытие. В этой связи, важно показать различие таких понятий как индивид, индивидуальность и личность. Следует отметить, что в понятии лично¬сти фиксируются, прежде всего, социальные качества индивида, которые в своей сущности есть нечто большее, нежели просто конкретность част¬ной жизнедеятельности.
43. Основные идеи представителей школы «философской антропологии».
Объективистские концепции рассматривали человека как существо, находящееся в определяющей зависимости от таких объективных факторов как, например, космос, мировой разум, вечная идея, божественное провидение, природа или абсолютный дух и т.д. Согласно субъективистским концепциям, тайну бытия человека следовало искать в глубинах его внутренней, индивидуальной жизни, например, в его спонтанно разумной деятельности, в духовно-нравствен¬ных мотивах его поступков, в волевых импульсах и стремлениях.
В концепциях марксизма и «философской антропологии» были сделаны попытки преодоления крайностей объективистского и субъективистского подходов к проблеме человека, попытки создания синтетической теории человеческого бытия.
Важная роль в исследовании человека испокон веков принадлежит медицине.
По характеру решаемых проблем она выходит за рамки частной научной дисциплины и в значительной степени является междисциплинарной областью знания в решении человеческих проблем. Центральным объектом её исследования был и остаётся человек, его жизнедеятельность – нормальное и патологическое развитие, здоровье и болезнь.
Единство человеческого организма и личности проявляется, в частности, в том, что душевные и духовные состояния индивида, его настроения и установки способны оказывать влияние на возникновение и преодоление болезни.
Развитие генетики и других биологических наук породили стремление включить в объяснительные схемы медицины психологию, социологию и вообще гуманитарное знание. Эта ситуация не могла не усилить тенденцию к сближению медицины с изучением философских проблем человека.
44. Различие философского и научного подходов к анализу сознания.
Сознание есть исходное философское понятие для обозначения всех форм и проявлений духовной деятельности человека. Сознание интег¬рирует творческие потенции человека, реализуемые во всех видах его жизнедея-тельности. К ним относится весь комплекс культурной деятельности
созна¬тельное поведение человека указывает на отличие его образа жизни от образа жизни остальных живых существ.
В силу своей сложности и многогранности сознание является объектом изучения для целого комплекса наук – философии и психологии, педагогики, фи¬зиологии, социологии и даже физики. В то же время, сознание – это специфиче¬ский (невидимый и неосязаемый) предмет исследования. Эти значения сознания выражают структурные отношения его внутреннего мира и позволяют изучать каждый тип структур и процессов в отдельности и взаимодействии.
Источник