43. Природа человеческой деятельности и ее роль в познании.
Любая деятельность состоит из отдельных действий. В действии тоже можно усмотреть цель, средство, результат.
Структура человеческой деятельности:
Потребность – это состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и действиях, необходимых для его существования и развития и выступающее источником его активности, организующее познавательные процессы, воображение и поведение.
Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности; осознаваемая причина, которой обусловлен выбор действий и поступков. Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является желание индивида удовлетворить свои потребности. Эти потребности могут быть физиологическими, социальными и идеальными. Осознаваемые в той или иной мере людьми, они становятся главным источником их активности.
Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность человека. Средства – совокупность элементов, необходимых для достижения цели. Средства должны соответствовать цели.
Результат – это осуществлённая цель деятельности. Когда цель определена, индивид решает, какие средства ему необходимо использовать для достижения поставленной цели. Итогом деятельности будет получение того результата, к которому стремится субъект.
Объектом называется то, на что направлена деятельность; субъектом – тот, кто осуществляет данную деятельность; цель деятельности человек определяет сам, прежде чем начнёт действовать.
Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Она включает в себя материально-производственную деятельность (преобразование природы) и социально-преобразовательную деятельность (преобразование общества).
Духовная деятельность связана с изменением сознания людей (познавательная деятельность, прогностическая деятельность). Все виды деятельности связаны между собой.
В социологии принято выделять трудовую, общественно-политическую, художественно-творческую, научную деятельность и т.д. В педагогике выделяют трудовую, учебную, игровую деятельность, в психологии – сенсорную, мнемическую, мыслительную и др.
Различают деятельность практическую (материально-производственная; социально-преобразовательная) и духовную (познавательная деятельность, ценностно-прогностическая деятельность, прогностическая деятельность). Первая направлена на преобразование существующих в реальности объектов природы и общества. Содержанием второй является изменение сознания людей.
В зависимости от полученных результатов деятельность бывает как разрушительная, так и созидательная.
Деятельность оказывает огромное влияние на личность, являясь той основой, на которой происходит развитие последней. Вся история человеческого общества — это история деятельности людей.
44. Основные принципы и законы диалектики
Термин «диалектика» имеет ряд определений: 1. это раздел философского знания о наиболее общих (универсальных) законах развития природы, общества и человеческого познания (мышления); 2. это теория и метод познания и преобразования действительности, а также учение о развитии и самодвижении осуществляющихся вследствие взаимодействия противоречий.
Важность знаний о диалектике заключается в том, что их усвоение обеспечивает формирование отвечающих требованиям времени представлений о механизмах развития в природе, обществе и мышлении.
Диалектика стала формироваться уже в античной философии. Первый проблеск диалектической мысли выразился в виде представления о том, что все существующее в мире находится в постоянном изменении, преобразовании, исчезновении и превращении в свою противоположность. Наиболее яркое выражение такой взгляд получил у Гераклита Эфесского, который считается основоположником античной диалектики, «отцом диалектики», так как он первый высказал идею о развитии всего сущего.
Сократ открыл новую главу в истории античной диалектики, под которой стали понимать искусство ведения спора, беседы, диалога, искусство рассуждать, полемизировать, наконец, искусство аргументации с целью выяснения смысла понятий.
Историческая заслуга Аристотеля – «исполина античной философии» состояла не только в том, что он сумел обобщить диалектические взгляды своих предшественников, но и исследовать «существеннейшие», по выражению Энгельса, формы диалектического мышления. По Аристотелю, диалектика, будучи способом исследования, прокладывает путь к началам всех наук, она является методом, применимым ко всем наукам, ко всем областям знания.
Философские учения Возрождения, преодолевающие схоластику, дали множество образцов диалектического восприятия действительности в мышлении. Это диалектические идеи выдающихся натурфилософов, представителей пантеистических взглядов Н. Кузанского, Дж. Бруно, Б. Телезио и других, у которых значительное место в исследованиях занимает диалектический принцип «совпадения противоположностей» при взаимосвязи Бога и мира. Значителен вклад в диалектику классиков немецкого идеализма конца 18 – начала 19в. И. Канта, И.Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегеля, в трудах которых диалектический способ мышления превращается в разработанную теорию, т.е. диалектика используется ими в различных областях познания. Большая роль в развитии этого этапа диалектики принадлежит Канту и особенно Гегелю.
Заслуга Гегеля состоит в том, что он создал прогрессивное учение о развитии. (Диалектика по Гегелю – есть движение, которое лежит в основе всего как духовная действительность, и одновременно она есть движение человеческого мышления, которое участвует в этом движении абсолютно и всеобъемлюще).
Основными функциями диалектики в настоящее время считают мировоззренческую и методологическую. Современный период подлинно научного познания мировоззренческих проблем не может обойтись без диалектики, поскольку он имеет дело со сложной противоречивой структурой бытия и исследуется не только философией, но и рядом естественных и общественных наук. Методологическая функция диалектики проявляется в ее способности выступать методом исследования, опирающимся на ряд принципов.
Анализ накопленных знаний о содержании диалектики позволил выделить объективную (диалектика объективного мира) и субъективную (диалектика познания) диалектику.
Источник
91. Деятельная сущность человека
Деятельность — специфическая человеческая форма активцого отношения к окружающему миру, содержанием которой является его целостное изменение и преобразование.
Причины возникновения деятельности: взаимодействие человека с природой; возникновение и развитие сознания, преобразовательного отношения человека к природе возникновение системы производства и производственных отнощений; создание материальной и духовной культуры; усвоение исторически-культурного опыта человечества; создание социальных институтов образования, стимулирующих преобразовательную деятельность.
Предпосылки возникновения деятельности: биологическая организация природы, рефлекторно-приспособительное поведение животных, психическое отражение; движение, изменение, развитие материального мира; связь эволюции мира и системы организации; усложнение форм и уровней материальных систем, форм и способов их активности.
Проблема деятельности впервые была поднята в философии нового времени по причине буржуазной, технической, и социальной революции. Смысл философии 17 в. вооружить человека методом познания для господства над силами природы. Ф.Гегель рассматривал деятельность как развивающийся диалектический процесс qознания предметного мира, как практическую деятельность, связанную с созданием жизненных условий и как историческую деятельность. По идеалистическим представлениям, деятельность и ее продукты — мысленные сущности или порожде-
В материалистической теории общественного развития, созданной К.Марксом и Ф.Энгельсом, деятельность — главный признак отличия человека животного. Основа жизнедеятельности человека — способ деятельности и способ производства. Они порождают новые виды деятельности духовную, социальную, политическую. Деятельность является причиной возникновения и развития общества, причиной перехода его на новые ступени. Деятельность — источник общественного прогресса.
Деятельность осуществляется в системе взаимодействия субъекта деятельности и объекта. Субъект — личность или соц. группа, осуществляющая познавательную деятельность. Объект — предмет направленности человеческой деятельности мир, природа.
Развитие познавательных способностей приводит деятельность к творчески созидательному виду и созданию новых объектов. Созидательная деятельность является основой материального, духовного и культурного прогресса.
В системе объект-субъектных отношений видами деятельности являются взаимодействие и связь. По типам деятельность подразделяется на материальную и духовную. В результате взаимодеиствия реализуются вещественные и информационные связи деятельности человека, которые приобретают социальное, историческое и общественное содержание, Человек, используя природу как среду обитания, создал орудия труда и продукты производства в целях удовлетворения постоянно растущих мат. потребностей. Совершая научную и культурную деятельность, человек создал духовно-культурное наследие, передаваемое от поколения к поколению, и тем самым создал духовно-информационную среду, обогащающую культуру человечества и формирующую интеллектуальный потенциал личности.
Причиной возникновения и развития духовной деятельности является материально-производственная деятельность, общественно историческая практика.
Продуктом духовной деятельности является духовная культура, система духовных ценностей, интеллектуальное, эстетическое творчество, религиозная деятельность.
Деятельность позволяет человеку быть независимым по отношению к проявлениям природы, она формирует социальную среду его обитания, изменяя при этом его самого, а среду обитания доводит до оптимального состояния для своего существования. Материальные ценности, создаваемые человеком, способствуют развитию его умственных и физических способностей. Критерием прогресса принято считать развитие лроизводительных сил, т.к. он них зависит благополучие общества.
Источник