Человек и космос в античной философии
Космос для древнего грека не просто Вселенная, а гармоничный мир, организованная Вселенная, окружающая человека, поэтому человек прекрасно себя чувствовал в Космосе, где все достаточно четко скомпоновано и подчиняется законам красоты. Отсюда образцы искусства (олицетворение гармонии человека и мира).
Греческая философия – подытоживание и осмысление великой культуры (там, где нет культуры, нет философии). Причем, и климат, и природа, благоприятные для жизни, способствовали ее возникновению (удивление перед открытым вокруг себя).
В отличие от других народов, греки никогда не падали ниц перед богами, не было бездны между богами и людьми, греки чувствовали свое божественное происхождение, колоссальные силы. Родственные силам богов. Раз Космос – это гармоническое, организованное целое. То и человек как часть Космоса – гармоническое, организованное целое.
Античная философия синкретична, для нее характерны большая слитность, нерасчлененность проблем, чем для последующей философии. В ней не производится обстоятельное расчленение мира на мир природы и мир человека. Современный философ вряд ли назовет природу доброй, для него добрым может быть только человек. Античный философ, как правило, распространял этические категории на весь космос, т.е. она космоцентрична: ее горизонты всегда охватывают весь Космос, в т.ч. и человека.
Философское понимание взаимоотношений человека и Космоса, места человека в жизни изменялось с течением времени.
Натурфилософы (Гераклит (544-483), Пифагор (580-500), элеаты (Парменид, Зенон), Демокрит (460-370))
Космос – основа всего сущего, он вечен и гармоничен, абсолютен, един, одухотворен, его можно видеть, слышать и осязать, он совершенен (божествен), социальная жизнь – дисгармонична. Чтобы быть счастливым, надо познать законы гармонии. Мысль поглощена лицезрением гармонии мира, предчувствием «закона» («мера»). Идеал – человек чувственный.
Космос – это атомы и пустота, разнообразие мира объясняется разнообразием атомов, движение атомов и их столкновения, вызванные механистической необходимостью, являются причиной всего сущего. Скорость движения атомов – величина постоянная. А значит: «Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-либо основании и в силу необходимости». Т.е. в Космосе свободы нет. Но человек свободен в мире, который сам себе соорудил.
Первые философы намного успешнее объясняли явления природы, чем духовный мир человека.
Переход к антропоцентризму. Человек в социуме
Софисты (Горгий, Протагор (5в.до н.э.))
Главный предмет философии – человек, его сознание.
В 5в.до н.э. в большинстве полисов – демократия, велико влияние отдельного человека на государственные дела, необходимо доказывать свое превосходство не силой, а красноречием, умом, хитростью, знанием психологии собеседника и толпы, чтобы склонить на свою сторону как можно больше сограждан. При такой практически-политической направленности интереса натурфилософские проблемы отступили на второй план. В центре – человек и его психология, проблемы познания.
«Человек – есть мера всех вещей». Бытие – изменчивый чувственный мир, явленный человеку.
Философия человека – ключ к философии природы. Человек – существо познающее – сам причина своего счастья и несчастья. «Познай самого себя»
Мир идей первичен. Материя – небытие. Душа человека вечна и знает мир идей. Человек живет ради государства.
Перводвигатель – ни на что не направленный, сам себя мыслящий ум – толчок для всего живущего в мире. Ещь возникает, если есть форма, потенция, «творящее начало» и цель. Человек обладает разумом и душой. Разум не зависит от тела, и после его смерти сливается с Вселенским Разумом. Человек – общественное животное, наделенное разумом.
Жизнь отдельного человека
Эллинистическая философия:
Киники (Пифагор 404-323)
Скептики (Пиррон Элидский 365-275)
Идеал – обеспечение каждому человеку душевного покоя и счастья.
Самодостаточность, отрицание образования, безразличие, аскеза, отсюда – свобода от всего.
Материя вечна, обладает внутренним источником движения. Все состоит из атомов. Скорость их движения – величина относительно постоянная, но возможны спонтанные (внутренне обусловленные) «отклонения» атомов от прямолинейных траекторий. Отсюда, более глубокий взгляд на соотношение необходимости и случайности по сравнению с механистическим детерминизмом Демокрита. Человек состоит из атомов, что обеспечивает ему богатство чувств и удовлетворений. Человек существо свободное, это имеет свои основания в самопроизвольном отклонении атомов от прямолинейных траекторий, ибо такие отклонения не допускает наличия раз и навсегда установленных законов. Все общественные отношения зависят от отдельного человека. Душа смертна, т.к. тоже состоит из атомов. Боги тоже состоят из атомов, но особых и равнодушны к человеку.
Мир текуч, изменчив, относителен, непостоянен, иллюзорен, отсюда – отрицание познания, необходимость соблюдения внутреннего покоя, безмятежности, мудрого молчания.
Человек – часть Космоса
Стоики (Зенон из Кития 336-264, Сенека 4 до н.э.-65н.э.)
Неоплатонизм (Плотин 3 в.н.э.)
Космос – одушевленная сфера в бесконечной пустоте, которая воплощается в душе человека. Счастье – жить в согласиис природой окружающей и природой человека. Идеал – человек бесстрастный.
Структура мира: Единое-Благо и свет – Мировой Разум – Мировая Душа – Материя. Единое-Благо, изливаясь, творит мир без цели, без потери творца, но является источником всего прекрасного и добра. Человек должен стремиться подняться вверх, к Единому-Благу путем таинственных переживаний и слияния с ним.
Источник
24. Человек, природа, космос в философской традиции «русского космизма» .
Из всех направлений русской философии в советский период наибольшего взлета достигла философия космизма. Её основоположниками были Вл. Вернадский и К. Циолковский.
Циолковский не считал себя верующим и отвергал наличие двух начал во Вселенной: материального и духовного.
Обращаясь к рассмотрению материи, Циолковский выдвигал три начала или принципа: время, пространство и сила. Эти понятия являются прежде всего «элементами суждений», и оттого они вполне субъективны. Без материи не существует ни времени, ни пространства, ни силы, и наоборот.
Главным для Циалковского было учение о монизме материи. Его материя, а значит и атом, оживотворена, действует по законам не только физического, но и психологического мира. По его мнению, нельзя допустить, чтобы чувствительной признавалась только часть Вселенной, т.е. собственно живая материя. Но из этого вовсе не следует, что человек чувствует и познает мир как и всё остальное. Чувствительность Вселенной находит выход в двух измерениях: количественном и качественном. С этой точки зрения, все тела — живые и мертвые — обладают одинаковой по качеству, но различной по количеству степенью раздражительности.
Так как «атом всегда жив», следовательно ему свойственно чувство радости и страдания, более того, к его сущности относится и само «я» — сознание или разум. Разум , основанный на «эгоизме атома», доводится до совершенства в человеческих существах. По мнению Циолковского, разум должен стремиться не только к самосовершенствованию, но и к совершенствованию окружающего мира. Это своего рода суд, но «суд не страшный, а милостивый и выгодный для несовершенных»; ведь после их безболезненного естественного умирания без потомства они впоследствии вновь оживают для лучшей жизни. В конечном счете преобразится не только всё человечество, но и сущность атома, который перестанет источать импульсы несовершенства. Атомы будут соединяться только в . разумных и сознательных существах, либо же в телах, . усовершенствованных разумом.
Фундаментальное открытие Вернадского — осознание того, что современная эпоха ознаменовывается переходом от биосферы к ноосфере.
Биосферу Вернадский определил как область Земли, охваченную живым веществом (совокупностью живых организмов).
Важнейшим признаком разнородности биосферы служит то, что в живом веществе процессы протекают иначе, чем в костной материи, особенно если рассматривать их в аспекте времени. В живом веществе они идут в масштабе исторического времени, в костном — в масштабе геологического.
Первостепенную роль в деле полного заселения биосферы человеком принадлежит развитию научной мысли и неразрывно связанным с этим успехом техники передвижения и мышления, возможностям мгновенной передачи мысли на расстояния. Человечество все более становится неделимым и единым. Всё это свидетельствует о новом переходе биосферы в ноосферу. На этой стадии человечество, как единое целое, охватит весь земной шар и окончательно решит вопрос о лучшем устройстве жизни. Оптимистический идеал ноосферы наводил Вернадского на понятие о новой этике для нового человечества, связанного с научным прогрессом.
Источник
6.Древнегреческая философия. Космоцентризм в понимании мира и человека. Основные понятия античной философии (Космос, Природа, Логос, Эйдос, Душа).
Античная философия развивалась на протяжении XII — XIII веков, с VII века до н. э. по VI век н. э.
В историческом плане античную философию можно разделить на пять периодов:
- 1) натуралистический период, где основное внимание уделялось проблемам природы (фюзиса) и Космоса (милетцы, пифагорейцы, элеаты, короче досократики)
- 2) гуманистический период с его вниманием к проблемам человека, прежде всего к этическим проблемам (Сократ, софисты)
- 3) классический период с его грандиозными философскими системами Платона и Аристотеля
- 4) период эллинистических школ (стоики, эпикурейцы, скептики), занятых моральным обустройством людей
- 5) неоплатонизм, с его универсальным синтезом, доведенном до представления о Едином — Благе
- 1. Античная философия синкретична, это означает, что для нее характерна большая слитность, нерасчлененность важнейших проблем, чем для последующих видов философствования. В современной философии проводится обстоятельное расчленение мира, например, на мир человека и мир природы, для каждого из этих двух миров характерны свои черты. Современный философ вряд ли назовет природу доброй, для него добрым может быть лишь человек. Античный же философ, как правило, распространял этические категории на весь Космос. Окружающий мир или Природа понималась как упорядоченное единое целое, как гармоничное, закономерно устроенное целое, то есть Космос – духовное начало, мировой разум (Логос). Человек же понимался как подобие Космоса, как гармонично вписанный в Космос элемент. Человек – микрокосм, он обладает духовным фактором – разумом, который во многих учениях понимался как частица мирового разума (Логоса), Þ возможность понимания человеком мира, способность человека постичь гармонию, закономерности природы и т.д.
- 2. Античная философия космоцентрична: ее горизонты всегда охватывают весь Космос, в том числе и мир человека, т.е. в античной философии формируется особый подход в постижении природы и человека (мировоззренческая установка). Суть заключается в том, что исходной отправной точкой в разработке философских проблем было определение понимания космоса природы как единого соразмерного целого обладающего некоторым духовным началом (Душа, мировой разум (Логос)). Закон развития космоса как источник развития. Понимание космоса находится в центре понимания мира. Это означает, что именно античные философы выработали самые универсальные категории. Современный же философ, как правило, занимается разработкой «узких» проблем, например проблемы времени, избегая рассуждений о Космосе в целом. Аристотель понимал Душу, как движущее начало, но утверждал, что сама Душа не может двигаться. Душа есть причина как, то, откуда движение, как цель и как сущность одушевленных тел. Душа есть суть бытия и форма естественного тела, которое в самом себе имеет начало движения и покоя.
- 3. Античная философия исходит из Космоса, чувственного и умопостигаемого. В этом смысле она в отличие от средневековой философии не теоцентрична, т.е. не ставит на первое место представление о Боге. Впрочем, Космос в античной философии часто считается абсолютным божеством (не личностью); это означает, что античная философия пантеистична.
- 4. Античная философия многого достигла на понятийном уровне — концепция идей Платона, понятие формы (Эйдоса) Аристотеля, понятие смысла слова (лектона) у стоиков. Однако она почти не знает законов. Логика античности — это преимущественно логика общих имен, понятий.
- 5. Обращает на себя внимание поразительное умение античных философов находить ответы на кардинальные вопросы бытия. Античная философия по-настоящему функциональна, она призвана помочь людям в их жизни.
Источник