16.Философская проблематика рассказов Бунина.Человек, природа,цивилизация в его рассказах.
Произведения И.А. Бунина наполнены философской проблематикой. Основными вопросами, волнующими писателя, были вопросы смерти и любви, сущности этих явлений, их влияния на человеческую жизнь.В предреволюционное десятилетие на первый план в творчестве Ивана Бунина вышла проза, вобравшая в себя органически присущий таланту писателя лиризм. Это время создания таких шедевров, как рассказы “Братья”, “Господин из Сан-Франциско”, “Сны Чанга”. Историки литературы считают, что эти произведения стилистически и мировоззренчески тесно связаны между собой, составляя вместе своеобразную художественно-философскую трилогию.
Наиболее глубоко тема смерти раскрыта Буниным в его рассказе «Человек из Сан-Франциско» (1915). Кроме того, здесь писатель старается ответить и на другие вопросы: в чем счастье человека, каково его предназначение на земле.
Главный герой рассказа — господин из Сан-Франциско — полон снобизма и самодовольства. Всю жизнь он стремился к богатству, примером для себя поставив известных миллиардеров. Наконец, ему кажется, что поставленная цель близка, пора отдохнуть, пожить в свое удовольствие — герой отправляется в круиз на корабле «Атлантида».
Он ощущает себя «хозяином» положения, но не тут-то было. Бунин показывает, что деньги — могущественная сила, но на них невозможно купить счастье, благополучие, жизнь. Богач умирает во время своего блистательного путешествия, и оказывается, что мертвым он уже никому не нужен. Обратно его, всеми забытого и покинутого, перевозят в трюме корабля.
Сколько раболепия и преклонения видел этот человек при жизни, столько же унижений испытало его бренное тело после смерти. Бунин показывает, сколь призрачна власть денег в этом мире. И жалок человек, делающий ставку на них. Сотворив себе кумиров, он стремится достичь того же благосостояния. Вот, кажется, цель достигнута, он на вершине, ради которой много лет трудился, не покладая рук. А что сделал, что оставил потомкам? Даже имени его никто не запомнил.
Бунин подчеркивает, что все люди, независимо от их состояния, материального положения, равны перед смертью. Именно она позволяет увидеть истинную сущность человека. Загадочна и таинственна смерть физическая, но еще более страшна смерть духовная. Писатель показывает, что такая смерть настигла героя гораздо раньше, когда он посвятил свою жизнь накоплению денег.
Рассказ “Сны Чанга” является философским произведением рубежа веков. В нем рассматриваются такие вечные темы как любовь и счастье, говорится о зыбкости счастья, построенного только на любви, и вечности счастья, основанного на верности и признательности.
Единственными ценностями, уцелевшими в современном мире, писатель считает любовь, красоту и жизнь природы. Но и любовь бунинских героев трагически окрашена и, как правило, обречена («Грамматика любви»). Тема соединения любви и смерти, сообщающего предельную остроту и напряженность любовному чувству, свойственна творчеству Бунина до последних лет его писательской жизни.
Проблема человека и цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Горе тебе, Вавилон, город крепкий! Апокалипсис Иван Алексеевич Бунин — писатель тонкой психологической характеристики, умеющий детально вылепить персонаж или окружающую обстановку. При несложном сюжете поражает богатство мыслей, образов и символики, которые присущи художнику. В своем повествовании Бунин несуетлив и обстоятелен. Кажется, весь окружающий мир вмещается в его небольшое произведение. Это происходит благодаря прекрасному и четкому слогу писателя, тем деталям и подробностям, которые он включает в свое произведение. Рассказ «Господин из Сан-Франциско» не служит исключением, в нем писатель старается ответить на интересующие его вопросы: в чем счастье человека, его предназначение на земле? Со скрытой иронией и сарказмом описывает Бунин главного героя — господина из Сан-Франциско, не удостаивая его даже имени (не заслужил). Сам же господин полон снобизма и самодовольства. Всю жизнь он стремился к богатству, создав себе кумиров, пытался достичь того же благополучия, что и они. Наконец, ему кажется, что поставленная цель близка, пора отдохнуть, пожить в свое удовольствие, он «хозяин» положения, но не тут-то было. Деньги — могущественная сила, но на них невозможно купить счастье, благополучие, жизнь. Собираясь путешествовать в Старый Свет, господин из Сан-Франциско тщательно разрабатывает маршрут; «люди, к которым принадлежал он, имели обычай начинать наслаждения жизнью с поездки в Европу, в Индию, в Египет. Маршрут был выработан господином из Сан-Франциско обширный. В декабре и январе он надеялся наслаждаться солнцем в Южной Италии, памятниками древности, тарантеллой. Карнавал он думал провести в Ницце, затем Монте-Карло, Рим, Венеция, Париж и даже Япония». Кажется, все учтено и выверено. Но подводит погода. Она неподвластна простому смертному. За деньги можно попытаться не замечать ее неудобств, но не всегда, и переезд на Капри явился страшным испытанием. Утлый пароходик едва справлялся с той стихией, которая обрушилась на него. Господин из Сан-Франциско считал, что все вокруг создано лишь для того, чтобы ублажать его персону, свято верил в могущество «золотого тельца». «Он был довольно щедр в пути и потому вполне верил в заботливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера служили ему, предупреждая его малейшее желание, охраняли его чистоту и покой, таскали его вещи, звали для него носильщиков, доставляли его сундуки в гостиницы. Так было всюду, так было в плавании, так должно было быть и в Неаполе». Да, богатство американского туриста, словно волшебным ключом, открывало многие двери, но не все. Оно не смогло продлить ему жизнь, оно не оберегло его и после смерти. Сколько раболепия и преклонения видел этот человек при жизни, столько же унижений испытало его бренное тело после смерти. Бунин показывает, сколь призрачна власть денег в этом мире. И жалок человек, делающий ставку на них. Сотворив себе кумиров, он стремится достичь того же благосостояния. Вот, кажется, цель достигнута, он на вершине, ради которой много лет трудился не покладая рук. А что сделал, что оставил потомкам? Даже имени его никто не запомнил.
Источник
Сочинение «Природа и человек в произведениях»
Хотелось вместе с вихрем шумным
Кружиться по лесу, кричать-
И каждый медный лист встречать
Восторгом радостно-безумным!
Для русской литературы характерно отношение к природе как к высшей ценности бытия, мерилу совершенства. Гармония с природой была нормой для восприятия Пушкина, желанной и недосягаемой мечтой Лермонтова. Вообще, описаниеокружающей среды является одной из основных частей любого произведения. Тема природы и человека во многих произведенияхБунина наиглавнейшая. Писатель жил в деревне, поэтому любовь к животным, к людям, к самой деревенской жизни, не моглане отразиться на формировании его литературных вкусов и пристрастий.Ощущая живую связь с природой, достиг совершенства в изображении истинной красоты как в прозе, так и в поэзии.Усадьба по-осеннему молчала.Весь дом был мёртв в полночной тишине,И как ребёнок брошенный, кричалаУшастая пастушка на гумне.Весь текст этого стихотворения насыщен акустическими подробностями. Для И.А. Бунина характерно также изображение мира не только в звуках, но и в красках. \»Небо, загоревшееся пожаром на восходе солнца, видимое сквозь чернеющиесосны,\» — резко контрастная и впечатляющая картина. Особенно яркие пейзажи предстают перед нами в \»Антоновских яблоках\».В этом рассказе показаны не связанные между собой эпизоды жизни дворян, которые окрашены лирической грустью исожалением о минувших днях. Он начинается с описания природы. \»Август был с тёплыми дождиками…помню раннее, свежее,тихое утро, большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, и-запах антоновских яблок\».С первыхже страниц рассказа повествователь позволяет читателю ощутить \»запах мёда и осенней свежести, тонкий аромат опавшейлиствы\», почувствовать, как \»чист воздух, точно его совсем нет\», услышать \»квохтанье дроздов, голоса, скрип телег\». Всёэто даёт возможность в полной мере насладиться прелестью природы и восхититься многообразием её звуков. Чарующиепейзажи, возникающие перед нами при чтении \»Антоновских яблок\», овеяны чувством любви к Родине. Они переносят человека втот миг, когда он может полностью слиться с природой.О близости природного и человеческого начала говорится и ещё в одном бунинском произведениии – в рассказе \»Деревня\». Внём описывается жизнь братьев Тихона и Кузьмы, то, как постепенно умирает деревня Дурновка вместе с родом Красновых.\»Густая жёлтая трава\» в мелком глинистом пруду, которую не хочет пить даже лошадь, \»чёрно-фиолетовая грязь\» в просёлке,\»жёлтый донник\» — вот какой пейзаж рисует писатель-художник. И Разве может человек чувствовать себя хорошо на фоне такихтёмных тонов?! А \»чёрные избы\», \»косые колёса\»? Их даже представить страшно. Сама атмосфера уже вызывает неприязнь.Наличие в тексте чёрного, фиолетового и тёмно-красного цветов создаёт пессимистическое настроение. И нет ничегоудивительного, что образ человека на таком фоне мрачный и тусклый. Образ природы всегда передаёт состояние души героя, его характер и настроение. В \»Снах Чанга\», например, это оченьлегко заметить. \»Погода злая…несёт острым мелким снегом…мол весь дымится густым серым дымом: море с утра до вечерапереваливается через мол пенистыми чревами. Ветер звонко свищет в телефонных проволоках\». Погода так влияет насостояние капитана, что тот, проснувшись, даже не открывает глаз — жизнь в такие отвратительные дни не может начинатьсярано.В повести же \»Суходол\» писатель рассматривает особенности усадебной жизни, преклоняясь перед красотой исчезающихдворянских \»гнёзд\». В ней чётко прослеживается связь между человеком-преобразователем и природой. Вот каков был пейзажраньше: \»…пробирались сквозь густые леса. В Лесу терялись и речка, и деревня, и усадьба, и холмистые поля вокруг\». Икаким стал потом: \»…полустепной простор, голые косогоры, на полях – рожь,овёс, греча, на большой дороге куплистые ветлы\»У каждого писателя свои представления о природе, каждый по-разному их доносит до читателя. В произведениях Бунинаосновную роль в передаче образа природы играют запахи, звуки и краски. В них автор восторгается многообразием оттенков,цветов, животного и растительного мира. Как писал сам И.А.Бунин – признанный мастер прозы и выдающийся поэт: \»Нетникакой отдельной от нас природы, каждая – малейшее движение собственной жизни\» Природа занимает важное место в сердце исудьбе героев русской литературы. Если \»…небо мрачное\», то и на душе у человека неспокойно и тревожно\».\»Природа –единоечудо и целый мир чудес: таким же должен быть каждый человек –таков он есть…Чем была бы без нас природа,- чем были бы мыбез неё? И то, и другое немыслимо!\» Сочинения Бунина — пример высокой национальной культуры, они позволяют человекувспомнить о том, как прекрасно всё вокруг, \»как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!\»
Источник