Природа чтобы развиваться должна

Принципы диалектического понимания мира

Являясь общей теорией развития мира, диалектика, как и любая теория, имеет свои принципы, законы и категории. Принципы теории – это ее исходные идеи, становящиеся основаниями дальнейших рассуждений. Эти идеи могут формулироваться умозрительно, и тогда наука приобретает субъективистский характер, но они могут быть и результатом широких эмпирических обобщений, и тогда научное исследование становится собственно отражением закономерностей действительности. Диалектика, следовательно, может быть идеалистической (Платон, Гегель, Кант, Фихте) и материалистической (Гераклит, Аристотель, Спиноза, марксизм). Основными принципами материалистической диалектики являются следующие.

Принцип материального единства мира. Природа, чтобы развиваться, должна быть единственной, самодостаточной, суверенной. Нет потусторонних, нематериальных сфер и миров, руководящих миром материальным. Весь мир един и представляет собой единую живую развивающуюся систему, каждый ее элемент существует не сам по себе, а в единстве закономерностей и связей всей мировой системы. Оторванный от этой целостности, предмет теряет способности изменяться и развиваться, он становится мертвым, как часть тела, отделенная от целостного организма.

Принцип всеобщей связи и развития. Каждый предмет (каждый уровень организации мира) связан со всеми другими, в каждом присутствуют, отражены свойства и процессы всех других областей мира. Макрокосм – в микрокосме. Этот принцип был сформулирован еще древней философией. Мир развивается как единая взаимосвязанная сложная система, а не представляет собой взамопараллельную попредметную «самоорганизацию» «открытых диссипативных систем», как это представляет синергетика.

Принцип противоречия. Развитие мира, каждого его предмета происходит не в результате внешних влияний (для мира в целом это был бы потусторонний бог), а только как результат внутренних противоречий – столкновения его собственных внутренних свойств, сторон, тенденций существования, и победы одной из них. В движении мысли (познания) это проявляется как восхождение от односторонних абстрактных знаний к синтезу противоположных точек зрения, идей, концепций.

Принцип историзма. Гегель отмечал, что предмет, взятый в отрыве от его истории (без учета всего его прошлого и всего его будущего) представляет собой лишь труп. Созерцательная фиксация только настоящего – это позитивистский эмпиризм, лишающий науку возможности видеть предмет в его реальной жизни – в его динамике и развитии и, следовательно, не позволяющий ей проникнуть в сущность предмета. Особенно важен этот принцип для понимания общества, человека. «Структурно-функциональный анализ», господствующий в сегодняшней позитивистской социологии — убедительный тому пример.

Другие принципы – системности, детерминизма, практики как критерия истины, активности субъекта познания и другие вводятся и используются диалектикой по мере необходимости.

Механизм и закономерности развития

Согласно Г. Гегелю, у всякого развития имеются три важнейших особенности, или признака, которые описываются тремя важнейшими законами диалектики.

Читайте также:  План природа моего родного края

Источник развития, которым является борьба внутренних противоположностей

Закон единства и борьбы противоположностей

Способ, механизм развития, которым является накопление количественных изменений, приводящих к изменению качества предмета

Закон перехода количественных изменений в качественные

Направленность всякого развития от низшего в высшему, накопление положительного, движение по спирали

Закон отрицания отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей использует категории «противоположности», «единство противоположностей», «борьба противоположностей», «абсолютность борьбы противоположностей и относительность их единства», «формы борьбы противоположностей: тождество, различие, противоречие, конфликт». Освоение этих категорий позволяет правильно понять источник, движущую силу всякого развития.

Категории второго закона – «качество», «количество», «мера», «скачек» — раскрывают процедуру, внутренний механизм всякого развития. Качество – это неотъемлемая от существования предмета в определенной системе связей его характеристика. Одновременно это то, что познается в предмете первоначально, до его сравнения с другими предметами или с другими его состояниями – до его количественного изучения. В одной системе связей человек может выступать в качестве студента, в другой – в качестве сына своих родителей и т. д., и мы воспринимаем это непосредственно, до анализа степени развития данного качества в человеке. Количество – это степень развития качества. Одновременно количественные характеристики предмета – это признаки, безразличные для его существования в определенной системе связей. Для бытия в качестве студента безразлично, на каком он курсе, какие у него оценки в зачетке. Но вот студент развивается – учится. Накапливаются семестры учебы, наполняется зачетка. И тут обнаруживаются границы таких изменений. Нижняя граница – двойки в зачетке, верхняя – полное заполнение матрикула. Это и есть мера студенческого бытия. Выход количественных признаков за рамки меры – это скачек в новое качество: отчисленного за неуспеваемость либо инженера.

Категории третьего закона – «отрицание», «отрицание отрицания», «снятие». Всякое новое качество есть отрицание старого. Но для развития нужны не одно, а как минимум два отрицания, причем первое должно быть произведено таким образом, «чтобы второе, совершаемое в том же направлении, сохранилось или стало возможным» (Ф. Энгельс). Только в таком случае это будет снятие положительного из старого качества, то есть развитие предмета, совершаемое по восходящей спирали.

Источник

Ответы на тесты по теме Философия

Исходит из допущения принципиальной возможности спонтанного возникновения порядка из хаоса, делает акцент на нестабильности открытых систем, многообразии путей их изменения и развития, условиях устойчивого развития сложных структур

К основным принципам диалектики относят

принцип всеобщей связи; принцип становления; принцип историзма

Природа, чтобы развиваться, должна быть единственной, самодостаточной, суверенной, нет потусторонних, нематериальных сфер и миров, руководящих миром материальным – это положение выражает суть принципа

Материального единства мира

Принцип, согласно которому каждое утверждение в науке должно быть подтверждено опытом

Читайте также:  Всю красоту земной природы

В основе жизни лежит принцип наименьшей траты сил, а так как познание является аспектом жизни, то этот принцип распространяется и на познавательные процессы, в познании он выступает в форме принципа экономии мышления, — так полагал

Принцип, согласно которому только то предложение имеет смысл, которое прямым или косвенным образом допускает сведение к предложениям, обозначающим непосредственный чувственный опыт индивида, или протокольным предложениям ученого (фиксация опыта в предложении), — носит название принципа

Предложил «принцип терпимости», согласно которому можно выбирать («терпеть») любую избранную решением субъекта непротиворечивую логическую систему

Принцип возрастания и инвариантности знания под влиянием изменений условий опыта лежит в основе

Один из принципов герменевтики

необходимостьвыявить замысел автора

Принципы, лежащие в основе создания технических средств

принцип функционального моделирования и принцип дополнительности

Мировоззренческий принцип, согласно которому мир сотворён Богом из ничего, называется:

Настаивает на том, что философия принципиально отличается от науки, что она напрямую зависит от субъективной, личной жизни философа

Разделение властей, по Монтескье, является принципом обеспечения

Источник

Ответы на тесты по теме Философия

Природа, чтобы развиваться, должна быть единственной, самодостаточной, суверенной, нет потусторонних, нематериальных сфер и миров, руководящих миром материальным – это положение выражает суть принципа

Материального единства мира

Система взглядов, которые стремятся к отождествлению понятий «бог» и «природа» носит название

—> Что выражает в философии понятие “вторая природа“?

созданные человеком в окружающем мире новые предметы и явления

Какова природа логических законов согласно марксистско-ленинской философии?

законы логики есть отражение связей и отношений действительности

Какому философу принадлежит следующая трактовка бытия: «Бытие является вечным саморазвитием и самодвижением абсолютной идеи; инобытие идеи – природа; понятие есть истина бытия»

«Бог как бы сливается с природой, а природа представляется единым целым, в котором все взаимосвязано», — утверждает:

__________________ в центр внимания поставил вопросы смысла жизни. Его не интересуют ни методология науки, ни природа искусства или морали, он отказывается от ориентации на теоретическое знание, обращаясь, прежде всего, к переживаниям и настроениям человека современной эпохи.

Учение, развившееся в эпоху Возрождения, и утверждающее тождество Бога и природы, что «природа – это Бог в вещах»:

«Как и природа, наука не делает резких скачков» — писал:

Природа в общенаучной картине мира, выработанной на неклассическом этапе развития науки, понимается как:

сложная динамическая система

Общественная природа сознания человека выражается в способности

устойчиво воспроизводить выработанные способы совместной деятельности, опыта

Преображенная человеком планетарная природа, изменившаяся в результате цивилизационного воздействия, — это:

обладает врожденной склонностью к добру

Природа человека, согласно христианству

Природа, согласно П.А. Флоренскому

одушевлена, это подлинное реальное бытие

В.С. Соловьев считал, что природа

Утверждение о том, что биосфера неизбежно превратится в сферу, где разум человека будет играть доминирующую роль в развитии системы человек-природа, получил в социальной экологии название:

Читайте также:  Доказательства эволюции живой природы таблица

«Природа коварна, но не злонамеренна» — этот тезис принадлежит:

Принцип, согласно которому реальностью, определяющей все сущее, является не природа, а Бог, — это:

Источник

Ответы на тесты по теме Философия

Философия должна быть не размышлением о началах бытия, не рациональной формой его познания, а общим методом решения проблемы практической деятельности людей, причем главным в этой деятельности представляется ее результативность, — такова суть концепции

Природа, чтобы развиваться, должна быть единственной, самодостаточной, суверенной, нет потусторонних, нематериальных сфер и миров, руководящих миром материальным – это положение выражает суть принципа

Материального единства мира

Тезис «Игра должна быть подлинной» (т.е. предполагать равенство шансов) принадлежит этике

—> Парадокс политической герменевтики состоит в том, что для того чтобы быть строгой наукой, она непременно должна быть:

Этика «честной игры» предполагает, что «игра» должна быть:

По мнению какого философа на место разума должна быть поставлена воля:

Положение о том, что любовь человека к себе должна быть презираема, а любовь к Богу возведена в абсолют, выдвинул:

Толанд считал, что вера должна быть:

вне культов, институтов и верований

С точки зрения Кальвина, общественная жизнь должна быть построена:

на религии и страхе Божием

У. Куайн полагал, что натурализованная эпистемология должна быть связана

Одним из существенных качеств в творческом «наборе» личности должна быть __________________ мысли.

Указывая на то, что идеи образуют перманентную модель каждой вещи (то, чем она должна быть), Платон употребляет термин

Источник

Ответы на тесты по теме Философия

Природа, чтобы развиваться, должна быть единственной, самодостаточной, суверенной, нет потусторонних, нематериальных сфер и миров, руководящих миром материальным – это положение выражает суть принципа

Материального единства мира

—> Высшие психические функции человека (речь, самосознание, логическая память и др.) возникаю не в результате развития биологически заданных, «врожденных способностей», «талантов», .. а в результате воспитания в системе общества, — так полагал

Научная деятельность человека является результатом развития поискового рефлекса животных, «рефлекса что такое», — так полагал

Живое имеет специфическую сущность и закономерности, и изучаться оно должно особыми, несводимыми к физике и химии методами, — так полагал

Изначальна присуща человеческому мышлению

Сознание — это

Высший уровень духовной активности

Формы отражения в живой природе

Психика характеризуется

Способностью к опережающему отражению

Материальной основой сознания является

Мышление это

функция сознания, выражающаяся в формировании понятий и оперировании ими

система знаков, выступающих связующим звеном между мышлением и миром

аффекты,настроения и элементарные эмоции

Самосознание это

целостность компонентов внутреннего и внешнего опыта человека

Единственный метод изучения самосознания согласно У.Джеймсу

Носителями общественного сознания являются

нравственно-эмоциональный акт, связанный с целостно-смысловой структурой сознания

Ментальность — это

внутренние структуры восприятия и мышления

Источник

Оцените статью