Определение предпринимательства
В научный оборот термин предпринимательство был введен английским, по некоторым источникам французским, шотландского происхождения экономистом Ричардом Кантильоном в 1975 году. В переводе с французского данный термин обозначал буквально посредник.
До сих пор отсутствует единый подход к определению феномена предпринимательства. Четкое определение предпринимательство является одной из проблем в условиях формирования парадигмы стратегического развития России по инновационному пути.
Современное определение предпринимательства опирается на множество точек зрения. Наиболее общей является понимание предпринимательства, в широком смысле, как специфический фактор общественного воспроизводства (наряду с капиталом, землей и трудом), который обеспечивает необходимую динамику воспроизводственных процессов через создание новых более эффективных комбинаций производственно-сбытовых факторов.
В более конкретной форме, предпринимательство – это система хозяйствования, основанная на рисковой, инновационной деятельности, целью которой является получение предпринимательского дохода, и затрагивающая либо весь процесс воспроизводства, либо отдельные его стадии (производство, распределение, обмен и потребление).
Предпринимательский доход отличается от среднестатистической прибыли и определяется как сверхприбыль, возникающая в результате исключительно рационального соединения факторов производства, что ведет к снижению индивидуальных издержек по сравнению с общественными, на базе которых формируется рыночная цена.
Инновационная теория предпринимательства связана с исследованиями американского экономиста Йозефа Шумпетера (1883-1950). Он выдвинул концепцию «созидательного разрушения» как условия динамического развития экономики. «Созидательное разрушение» обеспечивает создание новой производственной функции, которая характеризуется новыми комбинациями факторов производства и наибольшей экономической эффективностью.
В соответствии с его теоретическими воззрениями предпринимателем может быть любой, кто осуществляет новые комбинации благодаря их новаторским способностям.
В целом, Шумпетер в качестве назначения комбинирования выделяет следующие пять случаев:
1. Изготовление неизвестного потребителям, блага или создание нового качества известного блага;
2. Внедрение нового способа воспроизводства. Это могут быть инновации в процессе производства и коммерческой деятельности;
3. Освоение новых рынков или новых сегментов рынка;
4.Получение нового источника сырья или полуфабрикатов независимо от того, существовал этот источник прежде или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать;
5. Внедрение новых методов организации труда.
На основании этих посылок Й. Шум Петер считает, что предпринимателями следует называть хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент, при этом право собственности на промышленное предприятие или вообще на любое имущество не является существенным признаком предпринимателя.
- Что такое предпринимательство и бизнес, их общие черты и различия.
- Основные функции предпринимательства.
- Раскройте взгляды известных ученых-экономистов на сущность предпринимательства.
- Сформулируйте свое определение предпринимательства как вида деятельности.
- Перечислите основные подсистемы внешней предпринимательской среды.
- Какие факторы особенно важны для формулирования позитивной внутренней предпринимательской среды?
2 Предпринимательская среда: внешняя и внутренняя.
Под предпринимательской средой следует понимать сложившуюся в стране благоприятную социально – экономическую, политическую, гражданско – правовую. Ситуацию, обеспечивающую экономическую свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей всех субъектов рыночной экономики.
Как интегрированная сложная система предпринимательская среда подразделяется на внешнюю, как правило, не зависимую от самих предпринимателей, так и внутреннюю, которая формируется непосредственно самими предпринимателями.
Известные ученые, занимающиеся исследованиями благоприятных условий развития предпринимательства, считают, что эффективная предпринимательская среда должна обеспечивать цивилизованным и законопослушным предпринимателям необходимые экономические свободы как первое и определяющее условие развития предпринимательства, а вторым условием является развитие организационно – хозяйственного новаторства. В какой – то мере эти два важнейших составных элемента предпринимательской среды зафиксированы в Конституции страны.
Сущность экономической свободы состоит в установлении гарантий со стороны государства на разных уровнях управления экономикой (конечно, слово «управление» нельзя понимать в абсолютном значении, поскольку само «управление» означает подчинение, организацию, контроль и т.д.) дееспособным гражданам и их объединениям (юридическим лицам) на осуществление законной предпринимательской деятельности. Экономическая свобода означает, что всем гражданам гарантируется возможность полного использования своих способностей, личностных качеств, имущества для осуществления активной экономической деятельности. В связи с этим большое значение имеет практическая реализация положения правовых норм, не допускающих организацию экономической деятельности, направленную на монопольное положение отдельных хозяйствующих субъектов и недобросовестную конкуренцию и рекламу.
Самостоятельность и экономическая свобода субъектов предпринимательской деятельности не означают их своеволия, поэтому законодательством устанавливают меру государственного регулирования предпринимательской деятельности и ответственности предпринимателей за нарушение соответствующих правовых актов, что и экономически и в правовом отношении абсолютно оправдано.
Источник
I. 1. 3. Предпринимательский доход и его особенности.
Для определения сущности предпринимательского дохода (предпринимательской прибыли) необходимо уточнить природу предпринимательства и его факторную принадлежность.
Вся история предпринимательской мысли (науки о предпринимательстве) характеризует предпринимательство как многогранное понятие. Это «использование нереализованных возможностей извлечения прибыли» (в понимании Р. Кантильона) и «соединение факторов предпринимательства, передвижение экономических ресурсов из области низкой производительности в области рентабельности и производительности» (Ж. Б. Сей), а также «рациональная капиталистическая организация свободного (формального) труда» (М. Вебер). Известно также представление о предпринимателе как новаторе, «который изначально не имеет капитала и не продает свой труд» (Й. Шумпетер). В качества основного элемента рыночного процесса рассматривал предпринимательство И. Кирцнер (а также другие представители австрийской школы); именно предпринимателю принадлежит функция движения к рыночному равновесию. А любая целенаправленная деятельность людей, связанная с неизбежной неопределенностью будущих обстоятельств, содержит предпринимательский аспект.
Различные трактовки предпринимательства объясняют и многообразие концепций предпринимательского дохода. Основные из них:
• Предпринимательская прибыль как факторный доход.Согласно теории предельной производительности (современной теории распределения), доход (оплата) каждого фактора равен денежному выражению его предельного продукта. Весь доход, таким образом, распределяется между факторами производства, участвующими в создании продукта, в том числе и предпринимательством. Но является ли предпринимательство фактором производства наряду с общепринятой триадой земли, труда и капитала? По мнению М. Блауга, известного исследователя экономической мысли, «определение фактора всегда представляет собой некий компромисс между требованиями делимости и однородности». Предпринимательству же обе эти характеристики не свойственны (трудно говорить о предпринимателях как о представителях однородной группы внутри фирмы и практически невозможно разделить предпринимательство на предпринимательские человеко-часы или другие единицы измерения). Таким образом, предпринимательство-функция не удовлетворяет условиям, требующимся для определения производственного фактора, поэтому невозможно говорить о его предельном продукте (доходе).
• Определение предпринимательской прибыли как дохода, остающегося от валовой прибыли после уплаты:
1) процента на инвестируемый капитал;
3) страховой премии по исчислимым рискам потерь.
Доход предпринимателя является, таким образом, вознаграждением за принятие на себя тех рисков, которые из-за их непредсказуемости не покроет ни одна страховая компания. Тюнен рассматривает предпринимательский доход как остаточный, непредсказуемый, рискованный доход, что отражает одностороннее понимание им сущности предпринимательской деятельности (как деятельности, связанной с риском).
Предпринимательская прибыль как доход за несение бремени неопределенностирассматривается у Ф. Найта: предприниматель, прогнозируя цену продажи выпущенной продукции и соответствующие факторные вознаграждения, получает непредвиденный доход в том случае, если реальные поступления окажутся больше прогнозных. Как и в случае с Тюненом, данная концепция отражает односторонний взгляд на природу дохода предпринимателя.
Прибыль предпринимателя как доход от инноваций. Понимая под инновациями внедрение новых технологий, новых продуктов, новых источников снабжения и новых форм индустриальной организации. Й. Шумпетер определил предпринимателя как источник всех инноваций и соответственно доход от их внедрения, применения — как предпринимательский доход.
Трактовка предпринимательской прибыли как дохода от арбитражных сделок вследствие существования неравновесных ситуаций в экономике (расхождение между спросом и предложением во времени и пространстве), при которых возникает нереализованная возможность для извлечения прибыли. Эта теория сводит предпринимателя к любому индивиду, приобретающему дешево и продающему дорого, и является чрезмерно общей.
Таким образом, за несколько столетий изучения предпринимательства не сложилось единого мнения о природе предпринимательства и источниках его дохода.
Определим предпринимательство как человеческую деятельность по эффективному (производительному) соединению существующих факторов производства (ресурсов) для достижения заданной цели. Но соединением всех факторов (предметов труда и средств труда) для производства готового продукта мы обязаны труду (фактору «труд»). Следовательно, предпринимательство тесно связано с этим фактором, а именно характеризует способности субъекта фактора «труд» (человека, работника) в соединении с прочими факторами. Специфика предпринимательского элемента фактора «труд» состоит в умении и желании в процессе производства внедрять новшества при определенной степени риска и возможности понести убытки, принимать решения о размещении ресурсов, брать на себя ответственность. Предпринимательская деятельность приравнивается, таким образом, к затратам высококвалифицированного труда и имеет не количественное, а качественное измерение — предпринимательская инициатива повышает отдачу фактора «труд» и, следовательно, производительность факторов производства. Предпринимательские качества присутствуют (необходимы) на любом уровне иерархии трудовой деятельности (от топ-менеджера до рядового работника), поэтому можно говорить о многоуровневом предпринимательстве на предприятии. С другой стороны, возможности для предпринимательства на каждом уровне различны. Это связано, в частности, с правом собственности и отношениями собственности на предприятии (если предприниматель не является собственником, то он ограничен в своей деятельности теми рамками, которые устанавливают не только закон и рынок, но и собственник имущества фирмы, в том числе собственник в лице государства).
Таким образом, если собственник и предприниматель соединены в одном лице, то он имеет два источника факторного дохода:
• часть дохода фактора «капитал» (дивиденды)
• часть дохода фактора «труд» (часть предпринимательского дохода).
Третьим источником дохода предпринимателя-собственника является заработная плата, которую он получает в соответствии с занимаемой на предприятии должностью.
Доход предпринимателя, не являющегося собственником, является частью дохода фактора «труд» и распределяется между топ-менеджерами (в зависимости от их вклада в достижении целей предприятия) и рядовыми работниками для стимулирования их предпринимательской активности.
Источник